К воспоминаниям о генерал-фельдмаршале И. В. Гурко

К воспоминаниям о генерал-фельдмаршале И.В. ГУРКО

(«Варшавскй Дневник». 1901. № 26 (27 января/ 9 февраля). С. 2)


Поручик л. гв. Кексгольмского полка Б. Адамович представлялся 13 мая 1896 г., во время коронационных торжеств, вместе с другими офицерами 1 полка сводно-гвардейской пехотной бригады, генералу-фельдмаршалу И.В. Гурко и ныне сообщает в «Рус. Инвалиде» ту речь, которою приветствовал фельдмаршал представлявшихся офицеров.
«Господа, я счастлив видеть вас здесь; это счастье меня молодит; оно, если можно так выразиться, снимает с меня полтора года жизни, напоминая то лучшее время и жизни, и службы, когда я командовал вами.
Тем более счастлив, что знаю, что все мои заветы еще чтутся в войсках Варшавского округа и все военное дело идет по тому же пути. Да это и не могло быть иначе: во главе вас стоит мой старый боевой сотрудник, если можно так сказать, мой боевой товарищ, - с графом Шуваловым мы вместе служили в турецкую войну.
Еще более счастлив вас видеть сегодня, когда могу сообщить вам бесконечно порадовавшие меня слова Его Величества Государя. После въезда, я был удостоен разговором Его Величества, и Государь мне сказал, между прочим: «Я думаю, что вы сегодня все время любовались варшавскими полками?». А уж конечно если Государь сказал, что я любовался, - то любовался вами и Сам.
Теперь я воспользуюсь встречей и повторю вам то, что часто говорил и прежде: военным людям и войскам учиться надо постоянно и в каждую минуту должно быть готовым к настоящей службе - к бою... Вы стоите на рубеже России и должны быть готовы всегда. Вам за год не скажут, что будет война - вы узнаете об этом в последние минуты, и от вас потребуют внезапно приложить к делу весь запас ваших знаний, приобретенный мирною службой. А потому и не теряйте никогда никакого случая обогатить свои познания и расширить опыт. Где бы ни был офицер на учении, он всегда должен сам задавать себе задачи и учиться решать их; у него должен постоянно рождаться вопрос: а как бы я взял эту позицию? Как защитил бы ее? Как расположил бы войска? И только привычка разрешать эти задачи может расширить ваш боевой кругозор и подготовить к бою в любую минуту.
Повторил вам это, пользуясь встречей, а затем, позвольте мне доставить себе удовольствие пожать ваши руки, и дай Бог, чтобы чрез это пожатие передалось каждому из вас то счастье, которое сопутствовало мне во всю мою Царскую службу».
Отпуская нас, фельдмаршал сказал взволнованно, и еще возвысив голос, достопамятнтое прощальное слово:
«До свиданья, господа! Ещё раз говорю, что был счастлив вас видеть. Теперь у России нет врагов, но если на моем веку появится враг, - то мы еще послужим вместе. У меня нет ноги, но воевать я буду головой и, если появится враг, - я стану во главе вас!».


Рецензии