Как стать русским. 2. Советский паспорт

Из цикла – реальные истории.               
Имена и фамилии героев изменены               
по этическим соображениям.


                КАК СТАТЬ РУССКИМ


2. Советский паспорт.

И вот уже в очередной раз я переступил порог милиции, а в голове томилась беспокойная мысль: «А что меня ждёт на этот раз?» Ведь после получения паспорта я становился законным гражданином великой и счастливой страны. Это была не ирония, именно так я и думал тогда.

Больше того, аналогичным образом думала почти вся страна, не считая малочисленных диссидентов и непримиримых противников советской власти. А таких тоже было немало, прошлое ещё прочно сидело в сознании тех, кто был репрессирован, раскулачен или просто лишён своей собственности по безвозмездной экспроприации в пользу бедных и униженных.

Ведь эта «нелюбовь» как явление, сродни родовому проклятию, что передаётся по наследству от отца к сыну, а потом и к внукам, оставляя в их сознании неизгладимый след, который проникает в генетическую память и проявляется затем в поведении человека. Вот именно так и возникают  недруги и «враги народа», а точнее, непримиримые противники самой власти.
*     *      *
В кабинете паспортного стола меня встретила приятная женщина лет сорока с капитанскими погонами и попросила сесть за стол напротив. Взяв мои документы и проверив их, начала оформлять паспорт. Но в какое-то время, отложив в сторону ручку, улыбнувшись, пристально посмотрела мне  в глаза и тихо спросила:

- Я могу записать вам в паспорте, что вы русский?
- А как это можно сделать, - не понял я. – Ведь у меня мама и отец украинцы. Вот же их паспорта лежат, смотрите…
- Ну, вы же родились и живёте в России, - не сдаётся паспортистка и твёрдо добавляет, - а ваши родители тоже, получается, родились и проживают здесь.
- А если б я родился в Казахстане, то что, тогда был бы казахом? - возразил я ей и стал наблюдать за её реакцией.
- Ну что вы говорите, - удивилась женщина.-  Вы же совсем не похожи на казаха.
- Ах, вот что, - засмеялся я в ответ, - а здесь получается, похож как две капли воды на своего брата?
- Ну, так что, делаем? – кивнула головой начальница.               
- Пишите как есть. Я и без этого русский, а вот по корням своим, по дедам и прадедам получается, что всё же украинец, и никакой здесь крамолы нет.
- То есть, пишем украинец, - уточняет в очередной раз паспортистка.
- Да, - твёрдо отвечаю ей, демонстрируя свою убеждённость и правоту.

Итак, вопреки желанию чиновницы, я становился на законном основании украинцем, и это будет теперь подтверждено записью в моём паспорте на всю жизнь.

Нет, никакие националистические чувства мною тогда не обуревали. Просто я по-мальчишески считал, что  родственную связь со своими  предками следует свято хранить. Ну, а порядок есть порядок, и его надо соблюдать, а уж в милиции тем более. Кроме того, к этому ведомству я уже тогда относился с опаской и недоверием
*      *      *
Пока паспортистка оформляла мои документы, наш разговор продолжился, но шёл он, как и прежде, в неопределённой форме. Тем не менее, стержень обсуждения оставался прежним, а вот направление его склонилось в глубь истории вопроса. Наверное, поэтому женщина осторожно, по-деловому начала заходить издалека:
- Прежде чем вам принять окончательное решение, всё же надо хорошо подумать. - Ведь ваши  корни идут из Киевской Руси, а сам Киев, как известно, Мать городов русских.
- Да я это знаю, но, тем не менее, Киев ведь столица Украины, а не Российской Федерации, - парирую ей в ответ школьными познаниями.

Дело в том, что понятие Россия тогда ассоциировалось с Советским Союзом и не как иначе. Само слово «россияне» утвердительно прозвучало уже потом из уст первого президента России Бориса Ельцина, а по-другому и не могло быть, так как «союз нерушимых» канул в лету навсегда.

Сама же Россия в границах Российской Федерации как-то особо не выпячивала себя на фоне союзных республик. В приоритете и на слуху в основном были тогда латыши, литовцы, узбеки, украинцы и прочие народы, а вот русские имели особый статус и именовались в казённой иерархии «титульной нацией».

Ну, вроде как бы на правах «старшего брата». Раздражало это окраины или нет, неизвестно, скорее всего, это воспринималось как «цементирующая нация» или «первая скрипка» в оркестровом соцветии разноязычных республик и принималось как должное в соответствии с вкладом в общий «союзный котёл».

Несмотря на затянувшуюся паузу, паспортистка вновь стала переубеждать меня в своей правоте, а точнее, отстаивать официальную линию по национальной градации населения.
- У нас есть случаи, когда люди свои украинские фамилии меняют на русские ну, к примеру, вот Степаненко уже стал Степановым. Даже казахи, ассимилировавшись в славянскую среду, стали брать себе русские имена.

- Да, я это знаю, у нас вон в классе еврей Акива Кац тоже поменял не только фамилию, но имя и стал русским Анатолием  Казанцевым, но ребята всё равно дразнят его евреем. В немецких семьях все мои друзья также носят русские, белорусские или украинские  фамилия своих матерей, но только не берут отцовские. 

Капитан милиции сразу внесла свои пояснения в то, что я только что ей сказал:
- А это потому что немцы - репрессированный народ, а для евреев тоже существуют определённые негласные ограничения.
- Я вас понимаю, но мы, украинцы, ни в чём не провинились и не хуже выглядим в «Союзе», чем русские или казахи. Среди моих родственников, переселенцев из Малороссии, два героя войны, трое вообще не вернулись с фронта, погибли, а те, кому посчастливилось остаться живыми, носят в своём теле осколки и уходят из жизни прежде времени.

- Район, в котором мы с вами живём, создавал после революции мой дед, который потом бесследно исчез вместе с женой при невыясненных обстоятельствах…
- Это как же могло случиться в советском государстве при народной  власти, - возмутилась милиционерша, - думайте, что говорите!

В ответ я тоже начал горячиться и высказал ей всё, что знал по этому поводу:
- Так ведь документы того периода исчезли, по-видимому, были уничтожены. В общем, в архиве их нет. Есть только учётные данные «до» и «после» голодомора в наших степях. Архивы периода сталинских репрессий тоже отсутствуют. Как-то всё это странно выглядит, вы не находите в этом подвоха? 

- А откуда у вас, молодой человек, такие сведения? – подозрительным  взглядом впилась в меня начальница.
- Эта информация от моего старшего брата, который изучает историю края, а заодно и разыскивает наших родственников.
- И зачем ему это нужно? – насторожилась вновь милиционерша.
- Как зачем, - отвечаю ей тем же. -  Он пишет об этом научную работу.
- Ну и семейка, - недовольно прошипела паспортистка и отвернулась в сторону.

Пытаюсь понять сложившуюся ситуацию и достучаться до истины, а по сути, сложить выпавшие звенья в этой истории. Гляди и проявится правда  с исчезновением моих родственников…
- Так вы мне так и не ответили, куда подевались все эти документы?
- Как куда!? - удивляется паспортистка и, подумав, продолжила:   
- Ну, так была же война. Вот они и исчезли, и никакого здесь злого умысла нет…
- Это в наших-то краях. В глубоком тылу, на юге Урала? – с усмешкой замечаю ей.
Женщина в ответ лишь беспомощно разводит руками, а меня вдруг  осенило. Для себя я тогда понял лишь одно, что доверять сказанному ею нельзя, и тут же перешёл в наступление.

- Так для чего собственно вы меня собираетесь перекрестить? Я ведь не ощущаю никакой ущербности или стеснения от того, кто я в этой стране. Это всё равно как ты не замечаешь, что дышишь воздухом, правда, если тебе не наступают при этом на горло.

Моя собеседница сделала вид, словно она не понимает, о чём идёт речь, поэтому, воспользовавшись данной паузой, я вновь вернулся к прежней своей риторике. 

- Разве не украинские переселенцы обустраивали эти края вместе с русскими, казахами, а потом к ним ещё примкнули ссыльные  немцы. Всё, что здесь создано, это ведь дело их рук. Сюда даже Никита Хрущёв приезжал и благодарил людей за их героический труд. А потом не надо забывать, что они ещё и защищали нашу страну и многие не вернулись домой. Посмотрите, сколько у нас вдов и тех, кто вырос без отцов в послевоенной нищете.
- Ладно, как хотите, - устало отмахнулась от меня паспортистка, - с вами всё понятно, придёте завтра после обеда за паспортом.
*      *      *
Здесь надо сказать, что на бытовом уровне во всём этом уж точно ни-какой политики не было. Ведь название «Россия» в обиходе тогда практически не употреблялось, а звучало лишь привычное и понятное всем слово «Советский Союз». И мы гордились этим.

А то, что ты русский, украинец или узбек, было для нас  второстепенным, и это тоже казалось в ту пору естественным. Более того, даже святым и незыблемым, ведь все были друг для друга «товарищами», а значит, близкими людьми и народами-братьями.

Тем не менее, история этого вопроса состояла в том, что регистрация  национальной принадлежности гражданина СССР была введена впервые ещё 1932 году. Так в соответствии с «Положением о паспортах» запись о национальности его владельца осуществлялась тогда с его личных слов. Хотя порою работники паспортных столов вписывали в паспорта то, что сами считали нужным.       

Впоследствии запись национальности уже осуществлялась по факту  этнической принадлежности родителей. Однако в 1997 году отметка этой записи в российском паспорте была отменена. Какие - либо разумные объяснения данного деяния отсутствуют и по сей день.

Разве только можно предположить, что пятый пункт в анкете, определяющий этническую принадлежность, мешал кому-то достигать  вершин власти или дотянуться до несметных богатств большой страны.

Тем не менее, подобные решения,  скорее всего, ведут к утрате родовых корней и связи со своим народом. Ведь такие исторически сложившиеся национальности, как русский, татарин или еврей, равно, как и другие этносы, звучат по-прежнему значимо и самобытно, вызывая особое чувство гордости за все  народы, населяющие Россию.



               
                Продолжение следует…


Рецензии