Земляки поневоле

Пароход причалил на рассвете,
Далеко слышны его гудки,
Не смеются взрослые и дети –
Это вы! С приездом, земляки!

     В удобном географическом месте расположился наш поселок Перегребное: там, где широкая Обь делится на два рукава, и продолжается водная дорога на север, к Карскому морю по двум руслам, левому и правому, имеющих у нас названия Нарыкарская Обь и Чемашинская Обь.

     Первое упоминание о поселке датируется 1903 годом. Это был своеобразный перевалочный пункт. В небольшом домике бакенщика можно было заночевать, отдохнуть от длительного пути. Место было приметное, издавна жили здесь охотники-ханты.

Выжил народец под пляску шамана,
Знал он беду, нахлебался обмана,
Каменный Мыс остяками обжит
И назывался он Кевавыт.

Годы летели сказочной птицей,
Им не прикажешь остановиться,
Мало событий, много работы,
Нету  важнее сезона охоты.

Ханты в тайге и бесшумны и ловки,
Много уменья у них и сноровки,
Песни тягучи, как плач заунывный,
Жизнь черно- белой мелькает картиной.

Долгие так продолжалось века,
Весть прилетела издалека:
Сам цесаревич в Березов плывет,
Щедро подарки свои раздает.

Бакенщик русский, чудна его речь,
Назначен  указом суда уберечь,
Он зажигает на бакене свет-
Место опасное, скрытый секрет.

Делится Обь на целых на две,
Не заблудитесь на корабле!
Перегребать приходилось на веслах
Весною и летом, и осенью поздней.

Так  Перегребным  стал Кевавыт,
Жаль, что поселок тот позабыт.

С новым названием жизнь не мед,
Летом причалил большой пароход,
Вышли на берег 16 семей
Вместе со скарбом и кучей детей.

Этот  тридцатый безжалостный год
Будет до смерти помнить народ.
Кто вы, за что вас из южных земель,
Дальних губерний и волостей?

Чем прогневили вы Господа Бога,
Что привела вас на Север дорога?

     Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1930 годах  сопровождалась  раскулачиванием, то есть принимались следующие меры по отношению к некоторой части крестьян:
- разделение кулаков на три категории (богатые кулаки, подкулачники, то есть середняки и бедняки, будто бы уличенные в антисоветских действиях).
- арест, лишение гражданских прав и всего имущества.
-ссылка в северные районы страны или физическое уничтожение (расстрел).

     Редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг в своей статье «Никогда больше» пишет: «Из старых дел стало ясно – то, что произошло в тридцатые годы должно называться – война против собственного народа. Словом, сама дореволюционная жизнь была основанием для того, чтобы отнять ее после революции» (Новости Югры, 1мая,1997г.).
     Вот и наш район в  силу правительственных решений в тридцатых годах прошлого века стал местом насильственного проживания 30 тысяч человек, чьи судьбы были изуродованы политикой неоправданных репрессий 1933-1952 г.г. Люди самых разных социальных слоев, профессий, вероисповедания, без всяких конкретных причин были объявлены врагами народа или лишались статуса полноценных граждан.
     Так, на территории района появились выходцы из Челябинской, Астраханской, Омской областей, Украины, незаконно ликвидированной в 1943 году Калмыкии.
     Истинной датой рождения поселка  Перегребное  старожилы  считают июнь 1930 года, когда катерок, тянущий  баржу со спецпереселенцами, ткнулся в берег Старого Перегребного. Сошли на берег 16 семей, стояли обреченно у своего небольшого  скарба, испуганные, притихшие дети жались к родителям. «Здесь будете жить, - сказал комендант,- отмечаться ежедневно, так как вы враги народа. Будете строить  поселок на новом  высоком месте недалеко отсюда, придется прорубать улицы в тайге, сооружать времянки. Знайте: лето здесь короткое, а зима длинная и очень холодная».
     Что же за люди сошли на берег? Кто они?
     В скудных строчках простого повествования не передать огромного человеческого горя, выпавшего на долю первых наших жителей. Они перенесли все: холод, голод, смерть близких, потерю здоровья и жизненных сил, а, главное, обостренное чувство чудовищной несправедливости.
Счастлива была та семья, чей хозяин  захватил с собой плотницкий инструмент. Мастеровой человек не пропадет, даже вырванный с корнем из родового гнезда. Он погорюет да и возьмется за дело, молча и серьезно, чувствуя свою ответственность за судьбу родных. Вот, к примеру, отец Ивана Семеновича Бессонова – Семен Петрович и его свекор Трифон, были у себя в деревне Сетово Курганской области знаменитыми на всю округу кузнецами, знали также дело печников, плотников и землепашцев. В ссылку в первую очередь взяли с собой инструмент, необходимый для строительства, вот и выжили даже в сложных условиях того расстрельного времени.
     Первым делом прорубили в тайге просеку, подготовили из срубленных деревьев бревна для строительства бараков. Закладывать фундаменты не было ни сил, ни времени, строили на пнях, и, как оказалось, это было верным решением:  некоторые строения того времени стоят до сих пор.
     Первая улица, ныне Набережная, называлась Тобольской, так как ее строили ссыльные тоболяки.
Хотя и торопились со строительством,  используя также труд женщин и  детей, например, в обрубании сучьев, к зиме не успели переселить всех в бараки. Пароходы до глубокой осени везли спецпереселенцев, поэтому бараки были переполнены, многим пришлось зимовать в землянках.
     Дисциплина была строжайшая:  перекличка по нескольку раз в день, ночные проверки. Суровый климат, голод, неустроенность, отсутствие теплой одежды, рабский изнуряющий труд унесли много человеческих жизней - это был самый жестокий год в жизни поселка, очень жаль, что его история начиналась так трагично. Главное теперь – не позабыть в суете сегодняшних суматошных дней уроки прошлого, не допустить насилия над личностью, не дать разгулу несправедливости, не прятаться за пустыми фразами, что теперь никто никому не нужен, пока жива память о прошлом, это еще в наших силах.
     Одновременно с жильем строились и другие объекты: комендатура, магазин, контора рыбоучастка, ледник, «каталажка» - местная тюрьма временного содержания.
     В 1931 году началось строительство клуба, школы и больницы на 60 коек. Все объекты строились вручную, техники не было, работали все светлое время  суток, а летом, белыми ночами, в две смены.


Рецензии