Представитель

В прошлом была моя фирма и оптовые поставки оргтехники из Москвы. В Сызрани появились крохотные магазинчики оргтехники, и рынок был поделен. Но в 1996 году Провидение вернуло меня на рынок оргтехники. Я зарегистрировался в качестве Предпринимателя без образования юридического лица и открыл счёт в банке. И через несколько дней со мной был заключен договор на поставку крупной партии оргтехники и перечислена предоплата, в размере ста процентов от стоимости поставки. В моё распоряжение поступил РАФик и водитель. Но была и устная договорённость: моя «накрутка» составляла один процент.

Прочитав объявления профильных фирм в Самарских газетах, я выбрал две с приемлемыми ценами и запустил процесс. Ничего сложного в этой схеме не было: счёт по факсу, оплата, платёжка с банковской печатью и доверенность. Так я и возил оргтехнику партиями, помещающимися в РАФик. Последняя поездка за матричными принтерами Epson LX 1050 пошла не по шаблону. Фирме было перечисление за всю партию принтеров, а при получении выяснилось, что шести принтеров не хватает – кто-то их успел реализовать за наличку. Я уже собрался начать шуметь, но продавец меня опередил:

- Агтуг Оскагович! Я сейчас всё гешу! Пгойдёмте в кабинет дигектога. Кофе или покгебче?
- Кофе, - буркнул я недовольно.

Пока я уничтожал запасы кофе в этой фирме, директор, а по совместительству продавец, договорился с другой фирмой, и недостающие принтеры я получил там. Загрузив последнюю коробку, я услышал за спиной:

- Артур Буер? Божешь ты мой! Кругом!
- Да, это я, - ответил я и обернулся.

Прередо мной стоял старший лейтенант Миша Фурман, с которым мы служили в одной части, но он был в гражданской одежде.

- Здравия желаю! – приветствовал я, - а почему без формы? Или дезертировали?
- Уволился! С моей фамилией карьеру в армии не сделать. Ты спешишь?
- Нет.
- Пошли, поднимем настроение и вспомним былое!
- Идёмте.
- Артур, давай на «ты»? Я ведь на год младше тебя.

Обменявшись новостями, Миша поинтересовался:

- Зачем тебе столько принтеров? Или я что-то не знаю?
- Миша, в каждом принтере есть золото, стоимостью в два принтера. Но это между нами!
- Я хочу быть в доле! – оживился Миша, - зачем их возить в Сызрань? Давай добывать золото в Самаре?
- Миша, я не удивлюсь, если узнаю, что из армии тебя попёрли за торговлю боеприпасами. Я пошутил.
- Торгуешь оргтехникой?
- Последняя партия, а потом неопределённость.
- Почему?
- Им больше не надо, а остальные конторы закупаются в Сызрани.
- А почему эти выбрали тебя? Коррупция?
- Наоборот. Все закупают по бешеным ценам, а эти с накруткой в один процент.
- А какой твой интерес?
- Сижу без работы, потому и один процент в радость.
- Могу подкинуть тему, но с тебя подарок мне, и отдельный подарок моим детям.
- Излагай!

Предложение Миши казалось заманчивым. Он работал в фирме, которая занималась изготовлением мебели для школ по евро стандартам. Своего представителя в Сызрани у них не было – бедный городок, школам бы найти денег на краску. Я мог стать представителем фирмы, и попытаться продать продукцию фирмы в Сызрани. Шансов мало, но…

- Артур, рекламные листки мы уже разослали, и если пойдут звонки, то мы их будем переключать на тебя.
- А если не пойдут?
- Проект не удался.

И я согласился. Возвращаться на завод было бессмысленно, а мёрзнуть на рынке и продавать товары народного потребления – не по мне.

Миша сразу отвёз меня в офис фирмы. Офис меня впечатлил. Огромная офисная «сталинка», первый этаж которой арендован фирмой, в которой работает Миша. Длина одного крыла этажа – около сотни метров, массивный двери в каждый кабинет. И очень высокие потолки.

- Вот зал образцов, - сказал Миша, и открыл дверь, - вручаю тебя Женечке, она проведёт для тебя экскурсию. Запомни её выступление, тебе придётся его повторять перед каждым потенциальным заказчиком. Параллельно она будет выдавать тебе раздаточный материал. Внимай, а я пойду и поговорю с начальством.
- Миша, а ты уверен, что меня возьмут на работу?
- Практически да.

Женя провела толковую экскурсию. Я захотел продавать школьную мебель! В Сызрани этим никто не занимался! Мы уже пили кофе и грызли бесплатные крекеры от фирмы, когда вошёл Миша и замер от удивления.

- Женечка, я тебя не узнаю! Я второй год напрашиваюсь к тебе на кофе, а тут незнакомый человек, и уже пустая вазочка. Почему? Объясни?
- Миша, не будь поцем, - устало ответила Женя, - у тебя двое детей и очень ревнивая жена. Зачем переводить на тебя печеньки?
- А у Артура?
- Он разведён и пообещал увезти меня в Германию.
- Что ты собираешься там делать?
- Восстанавливать историческую справедливость, - усмехнулась Женя. Артур, уведите Мишу, он так любит болтать, а у меня куча дел! Будут вопросы по мебели – звоните сюда, а по остальным – домой, в любое время!

Едва мы вышли в коридор, Миша с восхищением посмотрел на меня и покачал головой.

- Сейчас я приведу тебя к Монеткину. Он работает с представителями в России. На все его вопросы отвечай уверенно, а на счёт перспектив продаж – агрессивно. Усвоил?
- Да.

С Монеткиным мы разговаривали наедине. Он что-то спрашивал, я отвечал. Наконец ему надоело тратить время, и он сказал:
- Буду откровенен, Сызрань для нашего товара – чёрная дыра. Нашего представителя там нет, а почтовые рассылки – это пустая трата денег. Вот у меня есть три ответа из Сызрани, просят прислать специалиста для переговоров, а послать некого. Ехать к нам – не хотят. Ехать самому – не вариант. Мне здоровье надо беречь. Через месяц уезжаю на ПМЖ в Америку, - пояснил он. Осваивай территорию. Мандат тебе выпишет Миша. Твой процент будет солидным, поскольку никто не верит, что в Сызрани можно что-либо продать.

Первым мне удалось продать комплект мебели для кабинета руководителя. В него входили: стол, кресло, шкафы и прочее, черного цвета. И продал я его за наличные. Чиновники Сызрани лихорадочно думали, что подарить на юбилей уважаемому человеку. И тут я с предложением. В Самаре удивились, когда я привёз наличку и первый заказ из Сызрани. В Сызрань я возвращался на грузовой машине, гружённой комплектом мебели, и с первым гонораром в кармане.

А дальше начался бум спроса на этот комплект. Правда его покупали уже по безналу, но на величину моего гонорара это не повлияло. Вскоре начался спрос на комплекты мебели для классов. Заказы уже доставлялись вагонами, а гонорар я увозил в кожаной сумке. Вскоре должен был закончиться учебный год, и я получил заказы на четыре вагона, с доставкой в конце июля. Предоплата была перечислена, и я поехал в Самару за гонораром.

По традиции, я первым делом зашёл к Жене с гостинцем из Сызрани. Поблагодарив, она вывел меня на улицу, и закурив, нервно сказала:

- Тебя хотят кинуть. Приехал новый босс, и его возмутило, что представитель в Сызрани не из наших.
- В каком смысле?
- Ты не еврей.
- А какая разница? Я ведь приношу вам прибыль?
- Кто их богатых поймёт?
- И что мне делать?
- Продави выплату своего гонорара и исчезни в тумане.
- Как? Босс ведь не разрешит выплачивать?
- Скажешь, что предыдущий разрешил, он ещё в Самаре. А новый улетел в командировку.
- А старого за что попёрли?
- Он отбыл вахту и домой в Швейцарию. Они по очереди руководят фирмой, вахтовым методом.

Собрав все визы, я пошёл к главбуху. Женя меня предупредила, что она бывшая актриса, и никак не выйдет из этого образа. В кабинете пахло дорогим парфюмом, а на столе стояла ваза с живыми розами. Главбух выглядела эффектно: красивая сорокалетняя женщина, с лишним весом, который её не портил, и взгляд – как у Екатерины второй.

- У Вас такой взгляд, как у императрицы! Хочется встать на колени  просить о милости.
- Денег нет! – устало ответила главбух.
- Я прошу свои, из суммы, которая поступила на расчётный счёт.
- Копии платёжек есть?
- Да.
- Без разрешения нового босса, не могу.
- Он улетел в командировку, а деньги мне нужны для работы. Ведь не просто так заказывают мебель вагонами. И с меня требуют предоплату.
- Без визы босса не могу.
- Это формализм, без денег встанет процесс. Пострадаю и я, и ваша фирма.
- Сходите к строму, он ещё здесь, - тихо сказала Главбух.

Старый босс с сочувствием посмотрел на меня и сказал:
- Вас уже проинформировали?
- Да.
- Некрасивая история, согласен.
- Вы же разумный человек, какой смысл резать плодоносящее дерево?
- Принципы не ведают пощады, особенно в национальном вопросе, - вздохнул старый босс и поставил визу на документе. Вы на машине?
- Нет, на электричке.
- С такой крупной суммой?
- А что делать?

В Сызрань я возвращался на машине босса. С мигалкой и «кряколкой». На прощание, старый босс подарил мне тарелку с пейзажем из Германии, и посоветовал не медлить с эмиграцией на историческую родину…


Рецензии