Русская Одиссея
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЕВРОПА НАД БЕЗДНОЙ, А РУСЬ ПОД ПЯТОЙ
Первая глава
ЧЁРНАЯ БЕЗДНА
Гордый орёл лениво парил в небесной предвечерней синеве над заснеженными просторами Восточных Карпат, Он и несколько жителей маленькой деревушки, приютившейся на пологом склоне горы, стали свидетелями грандиозной картины.
Сначала с востока послышался нарастающий гул, а затем у горизонта показалась надвигающаяся тёмная масса. Она увеличивалась во всех направлениях на покрытой снегом предгорной равнине. Вскоре стали различимы отдельные всадники на небольших, но крепко сбитых конях. Свирепые крики кочевников наполняли окрестности, их металлические шлемы блестели в лучах заходящего солнца.
Это была непобедимая монгольская конница чингисидов[1], поднявших степные народы на завоевательный поход в европейские страны. Несметная орда[2], уже отяжелевшая от неуёмных грабежей, одурманенная кровью бесчисленных жертв и пожарищ на Руси, нуждалась в отдыхе. Скрип тяжёлых телег, рёв верблюдов и ржание лошадей слились с многоязычным гомоном степняков. Угасал морозный январский вечер 1241 года от Рождества Христова. На безлюдных доселе полях разгоралось великое множество костров азиатов-завоевателей, переплетаясь в надвигающейся тьме с тусклыми звёздами. И грезилось сидящим у огня звероподобным монголам в длиннополых овчинных шубах, что вся Вселенная принадлежит им.
На чёрном небосводе выделялась Полярная Звезда, а на грешной Земле два костра пылали ярче других. Они освещали вход в большой шатёр предводителя похода Батухана[3].
--------
[1] Чингисиды – монгольские царевичи, прямые потомки великого Чингисхана, создателя Азиатской державы.
[2] Орда – военная и государственная организация кочевников.
[3] Батухан – Батый, внук Чингисхана, властелин Синей Орды. В 1243 году он переименовал её в Золотую Орду.
Видное сооружение было окружено тремя кольцами юрт охраны. К угрюмым стражникам подходили собиравшиеся на пир ханы и темники[4], оставляя у них кривые мечи и другое личное оружие. У входа в Высокое жилище замерли на холодном ветру два здоровых телохранителя тургауда в железных шлемах и латах с короткими копьями.
Рядом, на длинном шесте, развевалось знамя Батыя из жёлтого шёлка с изображением белого кречета, который сжимал в когтях чёрную ворону. На этом пиру окончательно решалась ни много ни мало — участь всей Европы. То было не простое бахвальство кочевников: орда, находясь на пике могущества, громила встречные страны, словно песчаные замки...
Вторая глава
ДЖИХАНГИР[5] — ПОКОРИТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ!
Военачальники, пройдя бдительную охрану, поднимали полог из персидского ковра и, проникнув в шатёр, опускались на колени. Они угодливо ползли, отбивая частые поклоны своему повелителю, и занимали места на мягких подушках. Знатные ханы — потомки великого Чингисхана, лишь склонялись перед джихангиром Бату, чувствуя его всесокрушающую силу.
Небольшой костёр в центре жилища и факелы тургаудов высвечивали лица собравшихся. Батый восседал на походном золотом троне, пил пенистый кумыс и загадочно улыбался. Это был среднего роста смуглый молодой монгол с проницательным взглядом раскосых чёрных глаз, одетый в малиновую шубу, подбитую соболем и расшитую золотом. На голове блестел серебристый шлем с перьями белой цапли, а на ногах красовались зелёные сафьяновые сапоги.
Наконец, явился самый желанный и любимый гость Батухана — старший брат Орду. Заметив его тучную фигуру, джихангир живо вскочил с почётного места. Совершив поклоны, они крепко обнялись и, по обычаю близких людей, сопя, понюхали и лизнули щёки друг друга. Вернувшись на свой трон, хозяин шатра сказал всем, хищно посмеиваясь:
- Мои нукеры[6] хохочут и говорят, что разобрали для костров последнюю урусскую деревню.
--------
[4] Темник – предводитель десяти тысяч воинов.
[5] Джихангир – предводитель похода.
[6] Нукер – дружинник и охранник хана.
Удовлетворенно вздохнув, он допил пиалу прохладного кумыса, расправил чёрные усы и вдохновенно продолжил:
- Да, теперь впереди «Вечерние страны[7]. Они, ожиревшие и перессорившиеся меж собой, трепещут в ожидании нового властелина. Когда-то, очень давно, кровожадный Аттила[8] уже покорял почти все эти государства. Но, ни у него, ни у Искендера Двурогого[9] не было такой державы, как у монгол. От Карпат до Кореи и Китая, от Индии и Персии до Полночных морей[10] правят потомки Потрясателя Вселенной — Великого Чингисхана. Новое наше завоевание — это огромная и богатая Русь.
Слово взял воспитатель и военный наставник молодого хана, старый Субедей. Откидывая за плечи седые косы, он предостерёг:
- Урусы в битвах отняли у нас треть лучших воинов, не считая всякого степного сброда. Хорошо, что у этих бородатых медведей так много коназов[11], и огромная страна раздроблена, иначе бы победы нам обошлись ещё дороже. После трёх лет яростной борьбы покорённую Русь нужно держать в железной узде.
Джихангир, сбросив с лица весёлость, согласился с одноглазым наставником, изложив заранее обдуманное:
- Я хочу ещё больше ослабить урусов, уходя в дальний поход. Мы одарим Великого Кагана[12] и ханов Монголии — пусть удивляются и помнят, кто сейчас сотрясает мир! Я пошлю им тысячу юных девушек и тысячу молодых мужчин и юношей. Тысяча коней с Руси будут нагружены награбленным добром для моей новой столицы на полноводном Итиле[13] и для далёкой родины. Всё это добудет, сохранит и довезёт тысяча моих лучших воинов из тумена[14] «бешеных».
Возгласы одобрения, как степной ветер, пронеслись по пиру победителей:
- Хороший подарок Монголии!
- Это маленький ручей из большой реки побитых нами народов!
- Посланцы с дарами возвестят, где творится история!
--------
[7] «Вечерние страны» – европейские государства.
[8] Аттила – предводитель гуннов.
[9] Искендер Двурогий – Александр Македонский.
[10] Полночные моря – северные моря Арктики.
[11] Коназ – князь.
[12] Великий Каган – верховный правитель Монголии.
[13] Итиль – арабское название реки Волга.
[14] Тумен – десять тысяч всадников.
Батухан, предводитель Синей Орды выслушал подобострастных соратников и сказал:
- Заодно с «бешеными»[15] отдадим Великому Хану его законную пятую часть от нашей добычи из недавно захваченной Галицко-Волынской земли, и как принято после битвы — тысячу правых ушей своих поверженных врагов.
Субедей, этот «старый барс с отгрызенной лапой», как прозвали его за правую руку, повреждённую в бою, соглашался с Батуханом:
- Нельзя давать урусам жиреть и обрастать мясом. Мы будем вовремя обрезать его, чтобы они не стали могучими. Есть такой город — Ростов Великий, он богат и многолюден. При покорении урусских земель до него у нас не дошли руки. Как, впрочем, и до Пскова и Великого Новгорода, но те города и земли сильнее, потому не о них речь. Значит, в Ростов, мой повелитель, и направим «бешеных», чтобы взять полон[16] и богатую добычу?
Батый, кивнув головой, задумчиво сказал:
- Я мечтаю иметь русоволосых багатуров в войске. Здесь это опасно — они слишком любят свою Родину. Пусть невольники повоюют в Азии, проливая свою кровь. Они сохранят жизни многим монголам. За это смертники будут иметь сносную еду, небольшую долю при грабежах и местных женщин.
Его брат Орду хитро усмехнулся:
- А сюда можно легко пригнать десять тысяч воинов из Китая, которые стали бы следить за урусским населением. Детей Поднебесной[17] — как песка в пустыне, но какие из них бойцы? Да и перемрут они тут в снегах и морозах...
Важных гостей, сидящих на шёлковых подушках, обходили верные слуги и безмолвные рабы Батухана, преподнося только что приготовленную дымящуюся баранину и жеребятину с рисом. Посуда на пиру была из чеканного серебра, блестящего золота и нежного китайского фарфора. Традиционные хмельные напитки монгол арза, хозра и, конечно же, кумыс — не переводились в драгоценных чашах. Были и заморские вина.
Джихангир, пошептавшись со своим старым советником и несколькими ханами-чингисидами, дал знак тургаудам, и те, торжественно встав на середину шатра, громко объявили:
--------
[15] «Бешеные» – каждый тумен имел своё название.
[16] Полон – люди, захваченные в рабство.
[17] Поднебесная – Китай.
- Внимание и повиновение!
Батый резко поднялся, взволнованно и страстно обратился к подчинённым:
-Мои славные багатуры! Весело пируйте и отдыхайте сегодня и завтра. Послезавтра на рассвете вы должны быть готовы к трудному походу, и горе тому, кто нарушит приказ. Бушующим потоком, всё сметая на своём пути, мы ворвёмся в Польшу и Венгрию, и далее в богатые города Германии и Италии. После будут земли франков, за ними плещется последнее море, как говорят купцы. Тогда исполнят монголы великий завет моего деда Чингисхана!
Восторженные крики ордынцев, разгорячённых хмельными напитками, были ему в ответ:
- Веди нас только вперёд!
- Пусть содрогнутся встречные народы!
- Наш джихангир — покоритель Вселенной!...
Свидетельство о публикации №219060301073
Представленный материал интересен своей новизной, поскольку тема мало кому из читателей известна, факты и слог изложения непременно заинтересуют читателей и авторов Прозы.ру. Удачи. С уважением.
Владимир Голдин 06.06.2019 09:25 Заявить о нарушении