Договорились

- Марик, ты приедешь к нам на выходные?
- Да, мама, я приеду в четыре часа в пятницу.
- Папа согласен тебя привезти?
- Да.
Родители Марика были в разводе, и он жил по очереди то у матери, то у отца. Последние несколько месяцев – у отца. Отец не готовил, да и вообще все бытовые вопросы переложил на сына (тот сам и стирал свои вещи, и гладил их, и посуду мыл, и в квартире убирал, даже покупал себе мясные готовые продукты, так как отец увлёкся сыроядением, сидел на мюсли, овощах и фруктах: «Мне противно брать в руки сырое мясо или рыбу»). В школу (она была не рядом с домом) возил, деньги на питание выделял, покупал ему мороженое и пирожные, иногда они ходили обедать или ужинать в кафе или ресторан. Поначалу это подростку даже нравилось. Отец не опекал чрезмерно, как мать, давал возможность почувствовать себя взрослым, решать самостоятельно многие вопросы.  «Я многому научился! Понял, что значит отвечать за себя. Живу, как студент!», - делился он впечатлениями с матерью.
 Эта возможность уподобиться взрослым льстила. Но постепенно от бытовой неустроенности стала накапливаться усталость.  Марик часто бывал не в духе, обижался на отца, однако  в открытую ничего ему не говорил.  Однажды утром он обнаружил, что у него нет чистой одежды и идти в школу не в чем (футболки или рубашки, носки и трусы он  менял каждый день. Раньше наличие чистой одежды отслеживала мать). К тому же в школе был напряжённый период: каждую неделю шли годовые контрольные работы, тесты. Надо было серьёзно и много готовиться (школа была элитной, платной). Когда Марик жил с матерью, он привык за консультацией обращаться к ней: она и в математике разбиралась, и в физике, и по иностранным языкам помогала (задавала ему вопросы, а он отвечал, проверяла ответы к тестам по аудированию, выстраивала диалоги и т.д.). Обращаться за помощью к отцу Марик стеснялся.
В пятницу к четырём часам всё было готово к приезду сына. Час Татьяна ждала спокойно, потом начала волноваться. Позвонила сыну: «У вас всё в порядке? Опаздываете?»
- Нет, не опаздываем. Я просто не приеду сегодня.
- Почему?
- Мы с друзьями договорились пойти на футбол.
- А вообще приедешь на выходные?
- Наверное, нет.
В субботу Марик позвонил ранним утром.
- Мама, папа не отпускает меня с друзьями смотреть футбол в спорт кафе.    Можно, я приеду сейчас?
- Конечно. Но сначала я хочу переговорить с папой. Потом перезвоню тебе.
- Слушай, Лёша (так звали бывшего Таниного мужа), что там у вас?
- Ничего. Ты знаешь, что это кафе, где пьют спиртное и курят? И там в основном взрослые мужчины?
- Марик ходил в это кафе в прошлом году. Они с мальчишками-одноклассниками сидели за отдельным столиком. Все его друзья – из интеллигентных семей. Никто из них не пьёт и не курит. Когда Марик вернулся, от него не пахло ни табаком, ни спиртным. Я специально принюхивалась.
- А ты знаешь, что просмотр футбольного матча с 10 вечера до двенадцати ночи?
- Да.
- И тебя не пугает, что сын будет возвращаться домой так поздно?
- Он же подросток. Большой, физически крепкий, к тому же – не один. Они ходят компанией,  и все вместе дружно возвращаются.
- Ну, ты, мать, даёшь!
- Нельзя же держать его постоянно возле себя.
- Ты просто безответственная!
- Скажи честно, Марик тебя чем-то обидел?
- Я сказал, что разрешу с условием, что подвезу его к кафе к десяти, а потом приеду его забрать.
- Ну и прекрасно!
- Вот только Марик так не считает. Он на моё предложение ответил, что тогда он никуда не пойдёт и позвонит маме: «Она меня понимает!»
- Ну что ты так болезненно реагируешь? Думаешь, у нас с Мариком не бывает конфликтов? Иногда он мне говорит: «Что ты на меня кричишь?» А я не кричала, а несколько раз повышенным тоном напоминала ему о чём-нибудь. Например, что пора просыпаться, вставать, иначе опоздаем в школу. 
-  Да, некоторая медлительность при сборе ему свойственна.
- За каждое опоздание в школу я его штрафую.
- И он на тебя не обижается?
- Почему не обижается? Обижается.  Я просто объясняю ему, в чём он не прав. Что я не хочу быть попугаем, напоминающим по сто раз одно и то же. И что за последствия своего поведения надо отвечать.
- Да, ты для него – авторитет. А меня он не уважает.
- Вспомни, каким ты был в подростковом возрасте и какими у тебя были взаимоотношения с твоим отцом.
- У нас в семье реально всё держалось на матери. А отец меня не понимал.
- Я думаю, что все конфликты и непонимание начинаются с неумения договариваться. Ты – отец. Другого отца у Марика нет и не будет. Он тебя очень ценит за то, что рядом с тобой он быстро взрослеет. Да и мужскому поведению я его научить не смогу при всём моём желании.  Марик хвастался, что благодаря тебе он теперь знает, как менять колесо, как собирать мебель, менять кухонные краны. А главное - он поймёт, что никто не обязан его обслуживать.
- Но он со мной даже не разговаривает. Помню, когда он был маленьким, то болтал, не умолкая. Только сядет в машину, сразу начинает что-то говорить, а теперь слова из него не выдавишь.
- Чего ты хочешь? Он – подросток. Научился молчать, сдерживать себя.
- Но тебе-то он всё рассказывает.
- Думаю, что далеко не всё. К тому же ты забыл, что он – скорпион. При любой трудности он замыкается, уходит в себя. И клещами из него не вытащишь, что не так.
-  Что же делать?
- Давай я переговорю с Мариком, а через несколько минут вы с ним ещё раз всё обсудите. Я согласна, что ты должен настоять на том, что будешь отвозить и забирать его.
«Марик, - начала Татьяна разговор с сыном. – Папа очень любит тебя и заботится о твоей безопасности».
- Он мне не доверяет и подозревает в дурных помыслах и поступках. А я хочу, чтобы мне верили.
- Папа тратит на тебя своё время. И вы с друзьями сэкономите время. Папа же может забрать кого-нибудь из них и подвести.
- Как я скажу им, что пойду в кафе, ведь я уже написал СМС, что не могу.
- А теперь напиши новое СМС, что родители смогли найти время, чтобы подбросить тебя   к кафе. И ты придёшь. Сынок, надо быть благодарным папе за то, что он для тебя делает.
- Ладно, мама, я пойду на футбол.
На следующий день Татьяна услышала счастливый голос сына, когда на её вопрос: «Как всё вчера было?» - он ответил:
- Замечательно! Здорово!
- Хорошо, подробности расскажешь, когда приедешь.


Рецензии