Интеграция немолодых русскоязычных

Молодые русскоязычные репатрианты «обслуживаются» множеством организованных программ - они нужны для экономики и для армии

15 лет назад, при сотрудничестве с Британским университетом, осуществлялась смена образовательной парадигмы с исключительно квалификационного подхода на компетентностный подход [статьи «Реконструкция методологических оснований бизнес-образовательных программ» и «Исследование базовых звеньев западной образовательной парадигмы». Открытое и дистанционное образование. Томский госуниверситет. 3(9) и 4(20). 2005].

Программы на основе квалификационного подхода имеют два существенных ограничения:

- они увязываются с объектами, предметами интереса; соотносятся с формальными характеристиками; не свидетельствуют о том, какие способности, готовности, знания и отношения оптимально связаны с деятельностью.

- квалификация востребована и проявляется, как правило, в алгоритмической деятельности (в т.ч. по алгоритмам высокой степени сложности – типа проект, бизнес-план). В то время, как личностные и инструментальные компетенции связаны с понятиями: контекстное творчество (не фактура, определенная покровителем поручаемого проекта, а холистическое восприятие контекста своей самоактуализации), контекстная целесообразность, контекстно-деятельностная самоорганизация (не исполнительский проект, заданный организацией, а проект изменений), самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция.

Компетентностный подход позволяет:

- перейти от ориентации на воспроизведение знания к формированию и организации знания; преодолеть подчиненность объекту (предмету) труда;
- положить в основание стратегию повышения социальной адаптивности с расширением возможности трудоустройства и выполняемых задач; ориентировать деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций;
- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса.

Формирование компетенций происходит путем систематического интегрирования природных личностных способностей и потребностей в целостный образовательный процесс.

Наблюдения за человеком действующим позволяют заметить симптомы, процессы и акты переходов от допроблемной к предпроблемной ситуации.

Допроблемную ситуацию отличает состояние субъекта, когда он допускает присутствие у него «незнания о незнании» -  состояния, когда объективные вызовы и его личностный потенциал могут в будущем вызвать переживание творческого «беспокойства», изменения направленности его активности, а сейчас они у него начисто отсутствуют, и он даже не подозревает, что они могут возникнуть. Рефлексия обучающимся, при поддержке образовательной среды, такой допроблемной ситуации — важное условие стимулирования творческой перспективы познания. Продуктом рефлексии являются симптомы неявного знания - неартикулированного в языке, воплощенного в схемах восприятия и в поведенческих навыках.

Проблемная ситуация отличается наличием «знания о незнании» - представлением о том, что объективно существуют неизвестное конкретному субъекту возможная желаемая ситуация и переход к ней из текущей ситуации. 

В сотрудничестве с британцами проводилось методологическое осмысление и разработка методических приемов преподавательского/тренерского содействия рефлексии обучающимися смыслов и возможности перевода своих карьерных предпроблемных ситуаций в проблемные.
 
Процесс содержательно идет как непрерывное уточнение первоначально определенного личностного проекта по развитию комплекса из четырех личностных компетентностей:

К1 - уточняем цель SMART в пакете с личной миссией; прикрепляем каждую очередную модель к этой цели («базовая модель деятельности»; контур управления и т. д.).
К2 - развитие системно-целостного, холистического восприятия: любой очередной элемент, отношение, фрагмент из набора элементов и отношений соотносим с концептуальной схемой системы, определенной из цели SMART с фокусированием на релевантности.
К3 - развитие фокусирования на сущности рассматриваемых деталей и отношений. Каждый раз выводим сущность из смысловых отношений, исходной точкой которых является Поле Заинтересованных Сторон с центром «Я» в этом поле.
К4 - рефлексия, как средство обеспечения представления и понимания.

Обратная связь от консультанта/тьютора включает психологический анализ:

- мотива (содержание и интенсивность) на уровне физической и социальной жизненной судьбы, мировоззрения, семьи, периода активной деятельности, учебы, текущей рабочей ситуации,
- степени осознанности мотива, содержательности и ясности его формулирования,
- рефлексии мотивов других ЗС (заинтересованных сторон),
- рефлексии мотивов одногруппников по поиску решения своих проблем (в сегодняшних группах - поиск новыми русскоязычными израильтянами решения проблем интеграции в новую страну),
- рефлексии мотивов субъектов из учебных ситуаций (взятых из реальной жизни – пережитого, наблюдаемого, описанного - и надуманных).

Система социальных отношений искателей возможности интеграции имеет следующие смыслы.

Новый русскоязычный израильтянин хочет изменить отношения в системе, где, кроме него, участвует еще множество субъектов. Его присутствие в среде отношений и его проявления затрагивают, в том или ином содержании, интересы каждого. Его цель – так повести себя в отношении всех остальных, чтобы в конечном итоге совокупность позиций каждого прямо или опосредованно по отношению к нему означала бы перевод его на возможную и желательную ступень интеграционного процесса (рисунок вверху над текстом главки «Тупик русскоязычных специалистов», http://www.proza.ru/2019/06/02/1020; в наименованиях участников отношений, пока, представлены примеры из постсоветской ситуации).

Соотношение для некоторого субъекта в каждый момент времени переживаний/влияний, поддерживающих интеграционные устремления, и переживаний/влияний, противодействующих этим устремлениям, представляет собой фазное состояние субъекта. Со временем фазное состояние меняется из-за изменений внутренних переживаний субъекта и внешних влияний на него. Задача коллективного интеграционного проекта – найти и осуществить влияния, которые приведут каждого участника отношений к состоянию, когда система отношений породит намеченное карьерное решение.

Процессы, которые должны пережить каждый из участников отношений, содержательно представляют собой противоборство переживаний и влияний, с одной стороны, навстречу интеграционным устремлениям нового израильтянина и, с другой стороны, против этих устремлений.

Предмет учебно-практического проекта «Интеграция» – выявление и использование возможности переживаний и влияний нового израильтянина, поддерживающих его интеграционные устремления.

Двунаправленными стрелками обозначены взаимные проявления интересов участников отношений. Искателю состояния интегрированности надо пройти через такие внутренние проживания, которые так проявятся в отношении других участников, что их ответные совокупные проявления приведут к нужному интеграционному решению для него.

Обозначим траектории развития фазного пространства отношений при осуществлении проекта интеграции (рис. над текстом ). На рисунке схематично (упрощенно!) воспроизведена та картина, которая присутствует в нашем подсознании и частично в сознании, когда мы проживаем видение возможной самореализации в настоящей израильской среде.

Следующий шаг - конкретизация, выявление онтологии системы обменных отношений в поле интеграционой деятельности. В концептуальных формулировках, на примере трех участников отношений, это выглядит так.

1.Новый русскоязычный израильтянин - соискатель состояния интегрированности:

целевое состояние -

- понятность процесса взаимосвязанного развития состояний ряда лиц, проявления  которых составляют возможность интеграции и самоакутализации на приемлемом уровне.
- проживание побуждений к проявлениям, которые целесообразно влияют на развитие и проявление переживаний указанных лиц.
- проявленность этих проживаний в отношении участников совместной деятельности -  в целесообразном режиме по времени, в целесообразном содержании.

удовлетворяемая потребность -

- самореализация и самоактуализация на приемлемом уровне использования личностных качеств и возможностей среды делового проживания.

2.Сообщество искателей интегрированности, в которое он входит.

целевое состояние -

отмобилизованная и приращенная компетентность в соотнесении каждым себя с потребностями израильской среды, встроенность в группы совместного осуществления процесса интеграции.

удовлетворяемая потребность -

взаимодополнение кометентностей участников группы для усиления вероятности и эффективности продвижения к интеграции.

3.Лидер/организатор интеграционной деятельности (руководитель соответствующего комитета, лидер «Института интеграции», лидер «Академии», лидер «Международного инновационного сообщества» и т. п.)

целевое состояние -

наличие связей и осведомленность о системе отношений в Израиле, заинтересованность в «добыче» ориентиров и связей для «ведомых», воздержанность от использования компетентностей и наработок «ведомых» исключительно под свои интересы.

удовлетворяемая потребность -

решение своих проблем интеграции путем доброкачественного сотрудничества с «ведомыми» соискателями интеграции.

Для формирования нужного проявления приходится проделывать внутреннюю работу над собой (на рисунке главки «Тупик русскоязычных специалистов» вверху слева - фрагмент участка динамики отношений в процессе интеграции):

- используются свои личностные и личные возможности 1 и преодолеваются личностные и личные ограничения 2 (неосведомленность, недостаток креативности, энергетики, воли, времени, правовых ресурсов и т. д.).

- эта внутренняя работа выливается в воздействие 3 на партнера по отношениям. Это воздействие, поддерживающие нужные нам переживания/влияния на партнера встречают противодействие 4 различной природы и предистории.

Деятельность по самоинтеграции представляет собой работу с множеством траекторий фазных состояний [Левин Курт. Теория поля в социальных науках. - М: Речь, 2000]. Отсюда следует задача оптимизации использования ограниченных и распределенных во времени ресурсов для осуществления  изменяемого во времени развития и срабатывания системы воздействий в условиях с противодействиями, изменяющимися не только под влиянием первопричин, но и в ответ на наши воздействия.
 
Здесь необходимо учитывать известное психологическое явление - личность склонна вытеснять мучительные, не поддающиеся решению экзистенциальные проблемы. Представление о наличии допроблемной ситуации редко актуализируется, вытесняется на периферию сознания или вообще за его пределы. В многообразных взаимоотношениях бессознательной сферы психики с сознательной сферой присутствуют такие феномены, как «вытеснение», «психологическая защита», символизация текущих сознательных переживаний, арефлексивность ценностных и смысловых структур, которые влияют на направленность интересов и познавательной активности субъекта, на его парадигмальные установки. Примеры символизации, как психического процесса замещения одних образов другими идеационными образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями - сходством, основанным на фрагментарных, вторичных, малосущественных деталях:

-такими «заместителями» могут оказываться публикование и лекции с пересказом своих достижений в стране исхода;
-выхватывание из специальной литературы и из СМИ сведений о новых идеях и разработках, торопливое освоение выхваченного фрагментаного материала и настырная демонстрация своей готовности дорабатывать и внедрять эти новации;
-воображение себя пока не раскрывшейся и неоцененной «сильной» личностью и притязание на лидерство в группаз искателей интеграции.

Обозначение семьи в картине топологического пространства видения своей интеграции здесь обусловлено комплексом следующих  обстоятельств:

- глубоким надбиологическим смыслом личности человека, когда личность не совпадает с физиологическим существованием и отношениями человека;
- практически каждому немолодому искателю интеграции свойственно осознанное или бессознательное переживание ответственности перед линией своих предков, своими уже имеющимися и будущими потомками, особенно перед своими детьми. Эти сознание и ощущение переживаются тем острее, чем более трудоемким, сложным и многообещающим является процесс и цель интеграции;
- попытка интеграции отнимает много времени и сил от семьи, сопряженность результатов с деловым успехом, с изменениями в деловых отношениях, существенным образом затрагивают семью, а от ее реакции зависит замотивированность и уверенность в предпринятой попытке;
- личностная компетентность человека влияет на его детей не через прямую дидактику, а в глубоких смыслах и стилистике непосредственного общения. Осознание/ощущение этого обстоятельства мотивирует человека к труду поиска и активизации своих глубоких личностных потенциалов, чтобы явить их и в общении со своими детьми. Апеллирование к этому обстоятельству входит в набор постоянно практикуемых методических инструментов при консультировании и поддержке его делового и жизненного проекта, при проработке ситуаций  из наблюдаемых практических примеров и из учебных ситуаций.


Рецензии