Театр действий 121 БДК
Длина - 57 км, ширина - до 7 км, глубины у входа – 200-300 метров.
В вершину залива впадают крупные реки Тулома и Кола. На восточном берегу залива незамерзающие порты Мурманск и Североморск, на западном - порт Полярный.
Основной задачей 121 Бригады Десантных Кораблей, куда я получил назначение, было взаимодействие с морской пехотой как родом вооруженных сил СССР по выполнению ее задач для ведения боевых действий в морских десантах, а также для обороны военно-морских баз, важных участков побережья и береговых объектов.
Морская пехота появилась в России в 1705 году в ходе Северной войны со Швецией. Сейчас День Морской пехоты отмечается 27 ноября в соответствии с приказом Главкома ВМФ России № 433 от 19 декабря 1995 года.
Десант мы брали в Спутнике - военном городке на базе частей морской пехоты, находящемся в 7 километрах от посёлка Печенга.
За ним, как правило, шли через порт Линахамари. Данный порт, как единственный океанский порт Финляндии, был в свое время предметом разногласия между этой страной и СССР.
13 октября 1944 года советский морской десант овладел портом и посёлком. В результате Петсамо-Киркенесской операции вся Печенга была занята Красной Армией.
19 сентября 1944 Финляндия и СССР заключили Московское перемирие, завершившее советско-финскую войну. По его условиям, Лиинахамари, как и весь район Петсамо (Печенга), вошла в состав Мурманской области РСФСР.
В послевоенные годы в Лиинахамари были размещены база 42-й бригады подводных лодок, дивизион малых ракетных кораблей (МРК), 15-я бригада охраны водного района (ОВРа), состоящая из сторожевых кораблей (СКР) 50-го проекта, кораблей воздушного наблюдения (КВН) и тральщиков Северного флота. Также располагалась одна из крупнейших торпедно-технических баз Северного флота.
При входе в губу Печенгу справа в скале видна штольня, где, по словам знатоков, были установлены торпедные аппараты, простреливавшие весь вход.
Помнится, что в Линахамари прежде всего встречал плакат «Моряк, помни – до НАТО семь километров!»
На берегу стояли немецкие бетонные огневые точки. Чуть подальше – трехэтажный дом, со слов местный жителей – немецкий штаб, на втором и третьем этаже которого размещался публичный дом для офицеров.
Помнится, что на берегу была сделана металлическая площадка для городков, и мы там иногда играли в эту игру.
В поселок шла дорога, слева от которой было озеро, а из скалы справа выдвигались оставшиеся от немцев стальные ворота толщиной не менее 20 см., перекрывавшие ее для противодействия прорыву танков.
Многие, наверное, помнят Песню «Линахамари», которую в советское время исполняли певица Валентина Дворянинова и Ансамбль песни и пляски Краснознамённого Северного Флота.
Десанты высаживали на берегах Варангер-фьорда и на полуостров Рыбачий.
Рыбачий - полуостров на севере России. Омывается Баренцевым морем и Мотовским заливом. Однажды мы в Мотовском заливе были в бухте Озерко, когда туда зашел пассажирский теплоход «Вацлав Воровский». Он осуществлял регулярные рейсы по тем местам. И его стоянки были большой радостью для офицеров гарнизона. Он тогда там стоял всю ночь до утра, и ресторан был все это время заполнен офицерами.
К югу от полуострова Рыбачьего расположен полуостров Средний. Константин Симонов в «Сыне артиллериста» описывает бои именно в этих местах.
Рыбачий и проходившие осенью 1944 года бои также описаны в книге Валентина Пикуля «Океанский патруль».
Полуостров этот упоминается и в известной песне военных лет «Прощайте, скалистые горы» (музыка Евгения Жарковского, слова Николая Букина).
Из достопримечательностей обязательно стоит упомянуть Кильди;н - остров в Баренцевом море, в 1,5 километрах от Мурманского берега Кольского полуострова. От материка отделён Кильдинским проливом.
В 1957 году на острове был размещен береговой ракетный комплекс Объект-101, парный комплексу Объект 100 в Крыму под Балаклавой.
Комплекс эксплуатировал 616-й отдельный береговой ракетный полк. Укрепленный подземный комплекс мог использовать крылатые ракеты для поражения надводных целей - первоначально С-2, а с 1967 года началось перевооружение на П-35, завершившееся только к 1983 году.
Комплекс прекратил свое существование в 1995 году, когда 616-й отдельный береговой ракетный полк был расформирован и выведен с острова Кильдин.
Ну, а хохлы свой Объект 100 в Балаклаве растащили примерно в то же время.
Помню, что в то время читал стихи какого-то поэта, где были такие примерно слова: «… и вот уже открылся ЮБК. ЮБК – не Южный берег Крыма, это Южный берег Кильдина».
Чтобы составить полное представление о Кильдине, рекомендую прочесть книгу Сергея Аксентьева «Надежды и тревоги (исповедь островитянина)». В интернете она есть.
Читая роман Валентина Пикуля «Богатство», обратил внимание на такой эпизод:
«….- Отставной прапорщик корпуса флотских штурманов - Жабин Никифор Сергеевич...
Перед Соломиным в глубине пустой комнаты, опираясь на самодельный костыль, стоял высокий болезненный человек. Из-под щетки рыжеватых усов виднелись бледные губы.
- Извините за вторжение, - сказал Андрей Петрович. - Повидаться с вами мне советовал кавторанг Кроун, отзывавшийся о вас в наилучших выражениях... Что за беда с ногою?
- Пострадал от собственной глупости. Я, извольте знать, плавал подштурманом на гидрографических судах. Как-то в Беринговом проливе нас стало зажимать. Командир и говорит мне: «Никифор Сергеич, брильянтовый мой и яхонтовый, ну-ка прыгните за борт да гляньте, что там сильно хрустит у пятнадцатого шпангоута?» Я разом сиганул на лед и неудачно - нога попала между бортом и льдиной... С тех пор и прыгаю!»
Примерно такой же случай чуть было не произошел со мной на полуострове Рыбачьем во время корректировки артиллерийского огня по береговой цели.
Ведение артиллерийского огня по целям, которые находятся вне прямой видимости с огневой позиции, требует дополнительной корректировки. Прямой противоположностью ей является стрельба прямой наводкой, когда наводчик орудия видит цель, разрывы и лично ведёт корректировку огня.
Где-то зимой 1971 – 72 года, когда наш корабль уже стоял в Сайда - губе, где осуществлялась консервация оружия и механизмов для передачи в 176 бригаду кораблей резерва, комдив взял меня в качестве корректировщика стрельбы по береговой цели, которую он осуществлял с одного из кораблей дивизиона.
Цель - макет артиллерийской батареи за горой Цыпнаволок. Вошли в залив Лауш к причалу, где я с радистом должен был высадиться и идти на корректировку.
А причал, на который надо было высаживаться, весь обледенел, так как перед этим был довольно сильный шторм и воду на него захлестывало.
Мы сбросили на него лыжи, и они по льду довольно далеко укатились. Надо было прыгать самому. И тут в последний момент я понял, что прыгать на лед боюсь и как-то машинально схватился за леерную стойку. А на мне меховая «аляска», меховые брюки, морской бинокль в футляре. Ноги и все, что ниже пояса – за бортом, и подтянуться я не могу, так как столько на мне всего навешано… А корабль уже прибивает к причалу и скоро ноги должны оказаться между ним и причалом.
На корабле стоит баковая швартовая команда, и я вижу, что они растерялись, не знают, что делать. Как я говорил, это был чужой корабль и матросов швартовой команды я не знаю. В этой обстановке я столько вспомнил нецензурных слов, что они опомнились, быстро выдернули меня на палубу и через мгновение корабль ударился о причал.
Ну, а дальше в горячке после этого стресса выпрыгнули на причал, забрали лыжи, пробежали мимо батареи ракет ПВО, мимо гарнизонного поселка, установили связь с кораблем и провели корректировку стрельбы.
А вечером в «Ягодке» все это запили «Армянским» коньяком. Тогда его еще не фальсифицировали, как сейчас.
Заставкой к рассказу использовал карту места, где немецкие войска на протяжении четырех лет войны так и не смогли продвинуться, неизменно получая от наших по голове.
Самое удивительное, что стратегически немцам очень необходимо было прорвать здесь нашу оборону. И если бы они ее прорвали, то это оказало бы значительное влияние на ход войны.
В самом верху можно увидеть 2 полуострова: Средний и Рыбачий, которые обозначены как 23-й укрепрайон. Именно в этом месте граница СССР оставалась не тронутой всю войну и именно захват немцами полуострова Рыбачий позволил бы им перекрыть путь в Кольский залив и Мурманск, единственный северный советский незамерзающий порт, через который всю войну шло снабжение Красной Армии со стороны союзников.
Захвати немцы Средний и Рыбачий, конвои можно было бы расстреливать с берега артиллерией прямой наводкой.
Свидетельство о публикации №219060300261