Чудище огромное, стозевное и алчное

            
                ЧУДИЩЕ ОГРОМНОЕ, СТОЗЕВНОЕ И АЛЧНОЕ
     Это чудище, алчное и ненасытное. Сначала оно пожирает всё живое вокруг себя, потом своих детей, потом начинает пожирать собственное семя.   Это чудище   возникло  в результате длительного внешнего и внутреннего насилия  над личностью. Оно подмяло под себя  огромное  жизненное пространство Северной Евразии, с её  неистощимой  природной кладовой,   за счёт которой оно уже сотни лет крепит своё могущество и грозное величие. Это  свирепое  чудище не  щадит никого  - ни людей, населяющих его  необъятные  земли, ни животный мир,   ни  саму природу, за счёт которой оно благополучно  паразитирует более 500 лет. За пять веков очень многое изменилось в этом мире. Исчезли в результате войн за мировое господство, многие империи, ушли в прошлое феодализм и колониализм, нацизм и коммунизм,  вместо идеи мирового господства  появилась  идея глобализма и единого мирового государства, но неизменной осталась бесчеловечная  имперская  суть  этого Чудища под названием Российское государство, его хищническое, равнодушное отношение к природе и к человеку.  Вовсе не надо быть Агасфером  и жить тысячу лет, чтобы это заметить. Вполне достаточно  прочитать газеты и журналы столетней давности, чтобы убедиться в том, что вопросы экологии (ограждения и защиты природы) волновали наших дедов и прадедов не меньше, чем сегодня нас самих.  Уже тогда, в разгар гражданской войны и «красного террора», разрухи и голода в Поволжье, отдельные отечественные  умы не  мыслили  рассматривать проблему  экологии  природы отдельно от экологии человека. Уже тогда они заметили, что по отношению  русского человека к природе, к животному миру и к своим соплеменникам и единоверцам, можно судить о  моральном и духовно-нравственном здоровье   всей нации,  о её  гармоничном развитии или  полной  деградации. 
       Можно сколько угодно говорить о негативном влиянии  смут, революций  и гражданских войн на менталитет и психическое здоровье  народа, но нельзя при этом  не упомянуть  климатический и географический  фактор, проблему выживания нации в  экстремальных условиях   на краю суровой  ойкумены,   освоением-покорением-истреблением  родной природы. Именно этими факторами  объясняется  то исторически сложившееся  немыслимое равнодушие русского человека ко всему живому, к чужой жизни и смерти,    к своим сородичам по крови и вере. Об этом  безжалостном  отношении русского человека к природе своей  земли, как земли чужой и враждебной, нелюбой и неласковой,  говорится в заметке «Природа  требует  неотложных мер ограждения», опубликованной в журнале «Природа» за 1919 год: «К стыду нашему, Россия, всегда обладавшая  и ещё обладающая наибольшим фондом неиспользованных земель, в деле покровительства природе всегда стояла и стоит на одном из последних мест. Наше стихийно-экстенсивное  развитие и хищнические  приёмы пользования  природными  богатствами страны  на протяжении веков истощили и перепортили в её природе многое из того, что могло бы  быть бережно охраняемым без малейшего ущерба для народного хозяйства. Природа России всегда была в угрожаемом положении вследствие  равнинного характера нашей страны, на которой всё было доступно для хищнической эксплуатации. Вот почему русский человек был удивительно безжалостен к природе своей страны».
      Надо всегда помнить, в какое страшное время писались эти строки, накануне каких жутких событий  возникали  призывы  в защиту  русской  природы в контексте  защиты русского человека от самого себя. Прошло сто лет, а защита природы и экология человека на том же уровне, что и тогда, в разгар гражданской войны, голода и людоедства. Огромная страна за сто лет умудрилась вырубить тайгу Русского Севера и Сибири, загадить и уничтожить множество пресных рек и водоёмов, целиком  «выпить»  озеро Балхаш, превратиться в одну огромную мусорную свалку и  в сырьевую,  ядерную, суверенную  колонию, с «управляемой демократией» и  непогрешимой «вертикалью власти». Стыдно осознавать, что сегодня России в области экологии  продолжает  отставать от стран Большого Запада на сто лет, остаётся, как прежде сырьевой державой, где правящий режим относится к русской земле, как к земле завоёванной и навечно им оккупированной.
      Удивительно  и возмутительно сегодня наблюдать, как  равнодушно и безжалостно продолжают относиться к своей земле и к своему народу Русский   Абсолютизм  и Советский  Авторитаризм, стыдно осознавать, что в такой огромной и богатой стране  сегодня обретается  19 миллионов нищих  инвалидов,  40  миллионов работающих бедняков и 40 миллионов  так называемых «лишних людей». При этом вновь и вновь подтверждается реальный   социально-экономический парадокс – чем  беспощадней  эксплуатируется природа, её  фауна и флора, чем интенсивнее   разрабатываются     недра земли, чем больше добывается угля, нефти и газа,  тем хуже становится  уровень и качество жизни населения страны. Чем могущественней и грозней становится  тоталитарная  империя, тем меньше у неё  становится шансов стать  развитым   социальным государством. То, что определённое  отношение  людей   к природе и ко всему живому  определяет определённое отношение к человеку, к жизни и смерти, давно доказано мировой историей.    Этот парадокс  зримо и внятно отражает прямую зависимость  состояния  экологии  в стране от состояния главной идеологии общества. Если главной идеологией общества является  только одна нажива, то   такой стране суждено стать в итоге   всемирной помойкой  и резервацией для деградирующего  населения. При плановой экономике и при одной  господствующей  идеологии государство стремится в собственных интересах выдвинуть  на первое место «покорение природы» и  милитаризацию страны и на одно из последних мест – социальное строительство, охрану материнства и детства, охрану окружающей среды. Именно в таких  «могучих державах», где  полуголодные рабочие  вместо масла делают пушки,  танки и ракеты,   чаще всего случаются техногенные и природные катастрофы. Такие, например,  катастрофы  как  авария на Чернобыльской АЭС.
     При либеральной экономике, с её строгим  общественным контролем над властью,  при существовании  нескольких идеологий  государство обречено стать  сугубо социальным, стать  чем-то похожим  на скандинавские  страны и другие развитые страны Большого Запада. Сегодня это стало столь очевидным само собой разумеющимся, что уже принимает форму банальной  риторики многих квасных и казённых патриотов. К сожалению, история и сегодня никого ничему не учит. Ни историки, ни политологи-социологи либерального и монархического толка, ни патриоты-космополиты, ни патриоты-державники, евразийцы и  русофилы не делают сегодня «работу над ошибками», не занимаются   объективным и беспристрастным  анализом национальных катастроф и бед, случившихся по вине  правящих режимов. Легче всего, безопаснее с выгодой для себя, бахвалиться подвигами предков, утешать себя легендами и мифами, и за счёт этого утверждать  своё подозрительное величие.
     Сегодня  трудно определить, что именно продолжает питать любовь  нашей молодёжи  к Отечеству и отеческим гробам (А.С.Пушкин), и что именно отвращает  молодёжь от родной земли и природы,   заставляет молодые умы   не любить Россию  и  покидать  её  в поисках лучшей доли. Видно ещё не утрачены до конца  в постсоветских людях  гены  спасительного милосердия  и природного альтруизма, и «дым отечества нам сладок и приятен» (А, Грибоедов).  И  в же то время уже  весьма заметно    начинает просматриваться в народе   отмирание этих генов добра и любви и  стала уже невыносимой нездоровая  атмосфера советско-буржуазного общества, продолжающего стабильно жить по заветам пещерных антропофагов и по криминальным понятиям. Огромное чудовище, ненасытное и стозевное,   продолжает творить  своё грозное величие и могущество за счёт насильственного  изъятия жизненной энергии из окружающего живого мира, ничего не давая ему взамен.
03.06.2019,  Седмица 6-я по Пасхе


Рецензии