Чудище огромное, стозевное и алчное
ЧУДИЩЕ ОГРОМНОЕ, СТОЗЕВНОЕ И АЛЧНОЕ
Это чудище, алчное и ненасытное. Сначала оно пожирает всё живое вокруг себя, потом своих детей, потом начинает пожирать собственное семя. Это чудище возникло в результате длительного внешнего и внутреннего насилия над личностью. Оно подмяло под себя огромное жизненное пространство Северной Евразии, с её неистощимой природной кладовой, за счёт которой оно уже сотни лет крепит своё могущество и грозное величие. Это свирепое чудище не щадит никого - ни людей, населяющих его необъятные земли, ни животный мир, ни саму природу, за счёт которой оно благополучно паразитирует более 500 лет. За пять веков очень многое изменилось в этом мире. Исчезли в результате войн за мировое господство, многие империи, ушли в прошлое феодализм и колониализм, нацизм и коммунизм, вместо идеи мирового господства появилась идея глобализма и единого мирового государства, но неизменной осталась бесчеловечная имперская суть этого Чудища под названием Российское государство, его хищническое, равнодушное отношение к природе и к человеку. Вовсе не надо быть Агасфером и жить тысячу лет, чтобы это заметить. Вполне достаточно прочитать газеты и журналы столетней давности, чтобы убедиться в том, что вопросы экологии (ограждения и защиты природы) волновали наших дедов и прадедов не меньше, чем сегодня нас самих. Уже тогда, в разгар гражданской войны и «красного террора», разрухи и голода в Поволжье, отдельные отечественные умы не мыслили рассматривать проблему экологии природы отдельно от экологии человека. Уже тогда они заметили, что по отношению русского человека к природе, к животному миру и к своим соплеменникам и единоверцам, можно судить о моральном и духовно-нравственном здоровье всей нации, о её гармоничном развитии или полной деградации.
Можно сколько угодно говорить о негативном влиянии смут, революций и гражданских войн на менталитет и психическое здоровье народа, но нельзя при этом не упомянуть климатический и географический фактор, проблему выживания нации в экстремальных условиях на краю суровой ойкумены, освоением-покорением-истреблением родной природы. Именно этими факторами объясняется то исторически сложившееся немыслимое равнодушие русского человека ко всему живому, к чужой жизни и смерти, к своим сородичам по крови и вере. Об этом безжалостном отношении русского человека к природе своей земли, как земли чужой и враждебной, нелюбой и неласковой, говорится в заметке «Природа требует неотложных мер ограждения», опубликованной в журнале «Природа» за 1919 год: «К стыду нашему, Россия, всегда обладавшая и ещё обладающая наибольшим фондом неиспользованных земель, в деле покровительства природе всегда стояла и стоит на одном из последних мест. Наше стихийно-экстенсивное развитие и хищнические приёмы пользования природными богатствами страны на протяжении веков истощили и перепортили в её природе многое из того, что могло бы быть бережно охраняемым без малейшего ущерба для народного хозяйства. Природа России всегда была в угрожаемом положении вследствие равнинного характера нашей страны, на которой всё было доступно для хищнической эксплуатации. Вот почему русский человек был удивительно безжалостен к природе своей страны».
Надо всегда помнить, в какое страшное время писались эти строки, накануне каких жутких событий возникали призывы в защиту русской природы в контексте защиты русского человека от самого себя. Прошло сто лет, а защита природы и экология человека на том же уровне, что и тогда, в разгар гражданской войны, голода и людоедства. Огромная страна за сто лет умудрилась вырубить тайгу Русского Севера и Сибири, загадить и уничтожить множество пресных рек и водоёмов, целиком «выпить» озеро Балхаш, превратиться в одну огромную мусорную свалку и в сырьевую, ядерную, суверенную колонию, с «управляемой демократией» и непогрешимой «вертикалью власти». Стыдно осознавать, что сегодня России в области экологии продолжает отставать от стран Большого Запада на сто лет, остаётся, как прежде сырьевой державой, где правящий режим относится к русской земле, как к земле завоёванной и навечно им оккупированной.
Удивительно и возмутительно сегодня наблюдать, как равнодушно и безжалостно продолжают относиться к своей земле и к своему народу Русский Абсолютизм и Советский Авторитаризм, стыдно осознавать, что в такой огромной и богатой стране сегодня обретается 19 миллионов нищих инвалидов, 40 миллионов работающих бедняков и 40 миллионов так называемых «лишних людей». При этом вновь и вновь подтверждается реальный социально-экономический парадокс – чем беспощадней эксплуатируется природа, её фауна и флора, чем интенсивнее разрабатываются недра земли, чем больше добывается угля, нефти и газа, тем хуже становится уровень и качество жизни населения страны. Чем могущественней и грозней становится тоталитарная империя, тем меньше у неё становится шансов стать развитым социальным государством. То, что определённое отношение людей к природе и ко всему живому определяет определённое отношение к человеку, к жизни и смерти, давно доказано мировой историей. Этот парадокс зримо и внятно отражает прямую зависимость состояния экологии в стране от состояния главной идеологии общества. Если главной идеологией общества является только одна нажива, то такой стране суждено стать в итоге всемирной помойкой и резервацией для деградирующего населения. При плановой экономике и при одной господствующей идеологии государство стремится в собственных интересах выдвинуть на первое место «покорение природы» и милитаризацию страны и на одно из последних мест – социальное строительство, охрану материнства и детства, охрану окружающей среды. Именно в таких «могучих державах», где полуголодные рабочие вместо масла делают пушки, танки и ракеты, чаще всего случаются техногенные и природные катастрофы. Такие, например, катастрофы как авария на Чернобыльской АЭС.
При либеральной экономике, с её строгим общественным контролем над властью, при существовании нескольких идеологий государство обречено стать сугубо социальным, стать чем-то похожим на скандинавские страны и другие развитые страны Большого Запада. Сегодня это стало столь очевидным само собой разумеющимся, что уже принимает форму банальной риторики многих квасных и казённых патриотов. К сожалению, история и сегодня никого ничему не учит. Ни историки, ни политологи-социологи либерального и монархического толка, ни патриоты-космополиты, ни патриоты-державники, евразийцы и русофилы не делают сегодня «работу над ошибками», не занимаются объективным и беспристрастным анализом национальных катастроф и бед, случившихся по вине правящих режимов. Легче всего, безопаснее с выгодой для себя, бахвалиться подвигами предков, утешать себя легендами и мифами, и за счёт этого утверждать своё подозрительное величие.
Сегодня трудно определить, что именно продолжает питать любовь нашей молодёжи к Отечеству и отеческим гробам (А.С.Пушкин), и что именно отвращает молодёжь от родной земли и природы, заставляет молодые умы не любить Россию и покидать её в поисках лучшей доли. Видно ещё не утрачены до конца в постсоветских людях гены спасительного милосердия и природного альтруизма, и «дым отечества нам сладок и приятен» (А, Грибоедов). И в же то время уже весьма заметно начинает просматриваться в народе отмирание этих генов добра и любви и стала уже невыносимой нездоровая атмосфера советско-буржуазного общества, продолжающего стабильно жить по заветам пещерных антропофагов и по криминальным понятиям. Огромное чудовище, ненасытное и стозевное, продолжает творить своё грозное величие и могущество за счёт насильственного изъятия жизненной энергии из окружающего живого мира, ничего не давая ему взамен.
03.06.2019, Седмица 6-я по Пасхе
Свидетельство о публикации №219060300419