Наши судьбы

Моя бабушка Григорьева Клавдия - жила в деревне Пихтинская , 40 километров от станции Харовская . У бабушки девичья фамилия Сомова . Поскольку её родственники жили на севере в Архангельске , а родственник Сомов - известный мореплаватель . У бабушки Клавдии - два родных брата , жили в Ленинграде ( все их семьи погибли в блокадном Ленинграде ) . Так же у бабушки было , было четверо детей . Самый первый был сын Петя , а после его были три дочери : Шура , Тося и Нина . До революции бабушка с дедом - жили не бедно . У них был в той деревне большой двухэтажный дом , построенный самим дедом . Ещё дед , не далеко от дома , поставил большой амбар , для зерна и муки , а так же добротную баню . Сами сдержали своих лошадей , коров , домашних птиц . А сам дед на осень , зиму и весну - плотничал в Санкть Петербурге - так зарабатывая в межсезонье деньги для семьи . У той деревне были свои пахотные поля , где дед ростил злаковые . Так же была своя мельница , построенная дедом . Да ведь и всякий год , во второй половине лета и в начале осени : собирали в лесу грибы и на зиму их держали в рассоле , в бочках . Сама бабушка была очень милосердный и постоянно сушила хлебные сухарики на печи , для раздачи их просящим нищим . Так по воспоминаниям мамы и было , когда бедный люд и нищие странники , проходящие через эту деревню , стучали в окно избы , прося бабушку Клавдию - подать им хлеба . И сами не когда , сложа руки не сидели , ходили в лес за ягодами и на болото за клюквой . Ещё  у дома на огороде садили - картошку и лук . Сама моя мама говорила мне , что дед был сиротой и добился в жизни всего сам , без родителей . Всю тяжелую работу по дому делал дед . Бабушка работала , вела хозяйство , топила печи в доме , ухаживала за скотиной , готовила еду , масло и выпекала хлеб . На втором этаже той избы , была специальная холодная комната , для хранения : выпеченных каравайчиков хлеба и выдоенного коровьего молока . Из сметаны делали масло . Дед сам смастерил маслобойку . Хотя дед поднялся , можно сказать "из нечего" , в деревне Пихтинская его все уважали , за труд и все называли по имени и отчеству : Аполлинарий Васильевич . А после революции , когда началась коллективизация по стране , то тогда дед сам отвел лошадей и коров в местный колхоз . А старший сын Петр , самостоятельно выучился грамоте и после революции , проводил в той деревне , с местным населением - уроки ликбеза (ликвидация безграмотности) . Затем Петра выбрали председателем этого колхоза . В деревне жизнь была тяжёлая , поэтому молодёжь , старалась уехать , куда не будь , в город . Уезжали к родственникам , ещё до совершеннолетия , там получали паспорт и возможность жить в студенческом или рабочем общежитие . А у деревенских по тогдашним "порядкам" - паспортов не было . Старались уехав из деревни , устроится на какую угодно работу , лишь бы закрепиться в городе . Иначе было не как не уехать , потому  что у деревенских жителей , паспортов на руках не было , в отличие от городских жителей . И у бабушки , три её дочери , тоже , переехали в город жить . А бывший тогда председателем Петр , женился на своей деревенской , девушке Люде . Люда от Петра до войны , родила троих детей . А сам Петр , к горю родителей - погиб смертью героя : 29 04 1945 , в освобождаемой от фашистов Европе . Уже после окончания войны и капитуляции гитлеровцев  , пришла в деревню эта похоронка , на погибшего смертью храбрых Петра .
После революции и гражданской войны , люди из НКВД , ходили по деревням и смотрели , кто живёт богато , зажиточно . Приходили и к деду , по поводу лошадей и коров . Деду , конечно было жалко их отдавать в колхоз , но тут уж не чего было делать .
В двадцатые годы деревенские жили бедно , но не голодали , жили своим огородом .
После Великой Отечественной войны , в деревне жить было очень тяжело : не было - не муки , не соли , не сахара , выживали как могли .
А моя мама Антонина , уехала из той деревни в 1927 году , когда ей было десять лет от роду , в городок Псковской области - Великие Луки . Как уже , помощницей по хозяйству к бабушкиной сестре . Она у своей этой , Велико Лукской тети прожила четыре года , помогая чем могла , там у неё . Затем получила там справку , у врача , сказав , что ей уже 16 лет и после этого получила , для себя паспорт . Решила далее , уже поехать в Ленинград к родственникам , там у гостеприимный родни - у Сомовых , ей удалось проработать курьером в Ленинграде , прожить там только не многим более полугода , поскольку уже закончилась временная прописка . Ну , а после она поехала в Архангельск , где работая на лесораме в Соломбале и там познакомилась со своим будущим мужем , Ширкуновым Сергеем Николаевичем .
Они вначале жили в Архангельске , а затем Сергей перевез её в посёлок Няндома , Архангельской области , где он работал водителем автобуса и возил на автобусных рейсах людей до Каргополя и обратно . В Няндома и родилась первая дочь у Сергея - Маргарита , в 1937 году . Как то в конце тридцатых годов , Сергея призывали ещё и на войну с Финляндией , где он сумел остаться живой и вернуться назад в Няндому .
Вот и в июле 1941 года , Сергея призвали и отправили , вместе с другими бойцами на фронт . Когда их военный эшелон в августе 1941 года , находился на станции Новоселье , район Псковской области Красные Струги , на этот железнодорожный узел , фашисты совершили крупный налет и вместе с прочими бойцами - Сергей погиб . И уже после гибели Сергея , в конце сентября 1941 года , у него родилась его вторая дочь - Любовь .


Рецензии
С одной стороны, хорошо, что человек вспоминает жизнь своей семьи в контексте истории нашей страны, даёт ряд ее деталей.
Но вместе с тем, чувствуется непонимание ряда мер, предпринятых советской властью, а также, очевидно, воздействие либеральной пропаганды, которая ведется еще со времен перестройки, и распространена в СМИ, по телевидению, в интернете.
Поэтому вынуждена дать ряд уточнений.
В тексте говорится, что сельским жителям не давали паспортов.
Паспорт означает повышенный контроль со стороны государства за его гражданами.
"Удостоверение личности (в СССР и России) — одно из средств для наблюдения за подозрительными лицами, в видах охраны государственной безопасности (Википедия, статья Паспортная система).
Поэтому в первые годы советской власти в стране не вводилась паспортная система, чтобы обеспечить гражданам определенные личные свободы, которые гарантировала революция, а царская паспортная система была отменена.
Статья 1 декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1923 г. «Об удостоверении личности» запретила требовать от граждан РСФСР обязательное предъявление паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории РСФСР. Все эти документы, а также трудовые книжки, аннулировались. Граждане, в случае необходимости, могли получить удостоверение личности, однако это было их правом, но не обязанностью.
Паспорт полагался при поездках за границу, этот момент был отражен в стихотворении В. Маяковского "Стихи о советском паспорте",описывавшем момент предъявления паспорта при пересечении границы государства ("По длинному фронту купе и кают чиновник учтивый движется. Сдают паспорта, и я сдаю мою пурпурную книжицу",  и т.д.)
Однако высокий уровень преступности в стране заставил правительство в 1932 году восстановить паспортную систему, в ряде положений сходную с той, что была в Царской России.
Также, как и при царе, паспорт не вводился в сельской местности. В городах же он был нужен для большего контроля за порядком и предупреждения преступных действий.
С помощью паспортизации боролись с бродяжничеством, попрошайничеством, предупреждали воровство, бандитизм и т п.
Ряду городов, таким как Москва, Ленинград и еще некоторым другим крупным городам, давался статус режимных, в них было запрещено селиться судимым по некоторым статьям.
Ограничивалась также прописка по определеннному лимиту, что, впрочем, не мешало приезжать туда учиться и трудоустраиваться, и многие советские граждане-лимитчики, отработав определенное время в профессиях, считавшихся непрестижными (рабочими, строителями, дворниками и т.п.) получали московскую прописку и московские квартиры. Этот момент хорошо отражен в фильме "Москва слезам не верит", где москвичками, решившими свои профессиональные и жилищные проблемы, стали три подруги-приезжие. Одна из них стала даже директором предприятия,  что хорошо показывает, что подобные вынужденные ограничения не мешали в целом профессиональному росту граждан и решению ими жилищных проблем.
В других городах был менее строгий подход, но всё же и туда можно было переехать для постоянного проживания, нужно было только точно приехать для устройства на работу или на учебу.
Бродяжничеством, попрошайничеством заниматься было запрещено,  запрещался въезд в города личностям неопределенных занятий, чтобы они не пополняли ряды попрошаек и преступников, предупреждался рост воровства и бандитизма.  Также таким способом боролись с хулиганством - приезжавшие деревенские жители нередко устраивали уличные бои стенки на стенку, от которых не было прохода другим гражданам, рос вандализм и хулиганские выходки.
Поэтому из деревень позволялось переезжать в города только тем, кто точно будет работать или учиться, а не слоняться без дела.
Для достижения данных целей безопасности в паспортах ставились отметки о судимости и роде занятий приезжих.
В сельской же местности было проще обеспечить контроль, поэтому паспорта там не вводились, что считалось свободой от обременения повышенным контролем государства за гражданами.
Для отъезжавших временно выдавались справки, постоянно отъезжающим полагался временный паспорт, который через год на новом месте жительства заменялся на постоянный.
К сожалению, буржуазная либеральная пропаганда использует положения паспортной системы СССР для создания образа несправедливого государства, которое использовало рабский труд "крепостных" колхозников, запрещая им выезд из деревень с помощью отсутствия паспортов.
Вместе с тем элементарные статистические сведения по изменению структуры населения хорошо показывают несправедливость подобных обвинений.
Согласно статистическим материалам, представленным в статье Википедии "Население СССР",
Царская Россия представляла собой, преимущественно, аграрную страну, в которой в 1913 году было 18% городского и 82% сельского населения
(общее количество 159,2 млн чел, из них городского населения 28,5 млн, сельского 130,7 млн).
Такое же соотношение сохранялось и в 1926 году (общее количество 147 млн, городского 26,3 млн, сельского 120,7 млн).
В 1932 году была введена паспортная система, а уже в 1953 году городского было 43% и 57% сельского населения (общее количество 188,1 млн, городского 80,3 млн, сельского 107,8 млн).
То есть, рост городского населения и отток сельского произошли, как раз, за время действия данной паспортной системы.
Это и неудивительно, ведь в эти годы Сталин внедрял программу индустриализации, очень важную для развития страны и ее безопасности, рабочие руки брались из села, и правительству было совершенно невыгодно закреплять жителей на селе, мешая росту городских рабочих и интеллигенции. Ограничения были только вынужденные, и в целом, не препятствовали переезду граждан из сёл на стройки и промышленные предпрятия, на учебу в города.
Дальше рост городского населения продолжился, и к 1961 году его количество, примерно, сравнялось с сельским (общее количество 216,3 млн, городского 107,9, сельского 108,4 млн).
Начиная же с 1962 года начинается устойчивый растущий перевес городского населения над сельским.
СССР превратился в, преимущественно, индустриальную страну с преобладанием городского населения, которое к концу его существования достигло внушительного количества.
И основная часть этого роста и экономических преобразований пришлась на период действия указанной паспортной системы, которая, по словам либералов, запрещала колхозникам покидать колхозы и места сельского проживания.
Очевидна пропагандистская ложь данной общественной прослойки, которая оказывает в нынешнее время влияние в обществе и ведёт страну выгодным ей курсом.
Вместе с тем, следует отметить, что всё же затруднения с отъездом встречались, так как местная администрация могла не отпускать нужных работников и чинить им препятствия с переездом.
Особенно участились такие случаи в хрущёвское время.
Поэтому, по многочисленным жалобам сельских жителей, при Брежневе данная паспортная система была отменена и в 1974 году паспорта стали обязательны для выдачи всем гражданам СССР.
Правда, следует сказать, что подобные негативные явления не помешали, в целом, активному переезду граждан из сельской местности в города, который особенно усилился в хрущёвское время в связи с рядом ошибок, допущенных данным правителем в сельском хозяйстве, ухудшившим положение сельского населения.
Одновременно была принята программа строительства бесплатного жилья, и на окраинах городов росли новые кварталы, в которых селились переехавшие из деревень жители.
Уровень урбанизации и рост городского населения был столь высок, что Брежневу пришлось применять ряд мер, улучавших качество жизни на селе, чтобы люди не покидали сельскую местность.
Он многое сделал для подъёма сельского хозяйства.

Анна Березина 3   04.06.2019 15:11     Заявить о нарушении
На Ютубе есть очень хороший фильм, снятый режиссёром Александром Пасечником "Миссия России".
В нём принимает участие христианский философ Александр Молотков, уроженец, кстати, Вологодской области.
Он вспоминает свое детство и юность, прожитые в СССР как положительное время.
Говорит о достижениях в сельском хозяйстве в те годы. По его мнению, коллективизация была необходимым решением, без которого невозможно было в нашей стране с ее сложными природными условиями и большими расстояниями достаточно накормить народ и обеспечить развитие промышленности и социальной сферы.
Социалистическое устройство общества он считает правильным, основанным на Божественных принципах, которое опирается на лучшие человеческие качества взаимопомощи, взаимоподдержки, служения обществу и способствует их развитию.
Капиталистический же строй способствует росту алчности, эгоизма, потребительства.
Но вместе с тем, он признает, что в СССР был допущен и ряд ошибок,  в связи с чем страна, просуществовав достаточно длительное время, не смогла сохранить свои завоевания, и ее разрушили предатели во власти при участии и руководстве внешних сил.
Одной из таких важнейших ошибок он считает господствовавшую в идеологии философию материализма. По мнению Александра Молоткова, наиболее правильный путь - соединение социализма и духовности, и именно воплощение этого пути и является миссией России.
Я совершенно согласна с данным мнением.
Философ также считает, что, к сожалению, нынешняя православная церковь не в состоянии осуществить данный путь, она несет свои ошибочные взгляды, привязана к прошлому, к отжившим формам устройства общества, к монархии.
Нужно, чтобы в обществе созрел новый духовный подход, на основе тех подлинных положений, которые давали духовные учителя.
Ведь, и Иисус Христос устраивал свои общины на коммунистических и социалистических принципах, в которых все были равны, мужчины и женщины, бывшие рабы и рабовладельцы, все трудились на общее благо и помогали слабым и больным, а также занимались духовной практикой и самосовершенствованием.
Такие принципы нужно воплотить и в будущем обществе.
В фильме также есть интервью с бывшим директором совхоза, который занял свою должность во второй половине 60х годов, как раз, когда Брежнев поднимал сельское хозяйство и стремился прекратить отток жителей из деревень.
Он говорит, что руководство ему поставило задачу всемерно улучшать жизнь работников в ввереном ему хозяйстве, чтобы они не уезжали в города.
За время его правления были построены детские сады, школа, клуб, строилось благоустроенное жилье, и молодые семьи получали ключи от новых квартир.
Развивалось хозяйство, расширялась ферма, строились перерабатывающие заводы.
Но всё было порушено при новых порядках.
Бывший директор рассказывает, что новые власти сознательно уничтожали сельское хозяйство и руководителей советских предприятий заставляли под угрозой посадки в тюрьму разваливать созданное в СССР.
Фильм показывает печальный итог такой политики - опустевшие села, разрушенные дома культуры, благоустроенные жилые дома.
Нынешняя власть ведет крайне невыгодную для народа страны, разрушительную политику.
И нужно задуматься о новом пути развития и восстановить всё лучшее, что было в СССР и исправить допущенные тогда ошибки.
Я очень рекомендую к просмотру данный фильм всем, кто хочет разобраться в том, что происходило в прошлом, происходит в настоящем, избавившись от воздействия либеральной пропаганды, и кто хочет задуматься о будущих путях развития общества.
Есть и еще один фильм "Председатель", снятый тем же режиссёром Александром Пасечником, в котором отдельно вынесено интервью с данным директором совхоза.
Также рекомендую его к просмотру.
В дальнейшем я, по-возможности, постараюсь более подробно рассмотреть вопрос, связанный с коллективизацией, какие проблемы при этом решало правительство, чтобы не было непонимания данных мер.
Это один из сложных, но необходимых периодов, которые пришлось пройти нашему обществу в советское время, без которого невозможно было дальнейшее нормальное развитие.
Был тогда допущен и ряд ошибок, перегибов, но, в целом, сам по себе путь был выбран верный.
К сожалению, сложностями этого периода сейчас активно пользуется либеральная пропаганда, чтобы вызвать отторжение и недоверие к социалистическому устройству общества, представить СССР в худшем виде, и нужно внимательно разобраться в том, что происходило тогда на самом деле.

Анна Березина 3   04.06.2019 15:23   Заявить о нарушении