Энгельс о марксизме, социализме и коммунизме

     «Если люди порочные объединены и составляют силу, то людям честным и порядочным просто необходимо сделать то же самое. Разве это так трудно понять?» 
      Из романа Льва Толстого "Война и мир."


1-й вопрос: Что такое марксизм?

Ответ: Марксизм есть учение об условиях освобождения трудящихся от наёмного рабства!

2-й вопрос: Что такое пролетариат?

Ответ: Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства для  жизни исключительно путём продажи своей способности трудиться, а не живёт за счёт прибыли с какого-либо капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, всё существование которого зависит от спроса на труд, от колебаний ничем не сдерживаемой капиталистической конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть класс наёмных трудящихся, который для выживания может в основном, продать только свою способность к труду.

3-й вопрос: Значит, пролетарии существовали не всегда? 

Ответ: Нет, не всегда. Класс занимающийся производительным физическим трудом людей существовал всегда и обычно такой класс пребывал в бедности. Но нищие рабочие, т. е. пролетарии, существовали не всегда, так же как не всегда конкуренция от продажи способностей к труду и средств для жизни была свободной и неограниченной.
      Класс производителей появился с началом цивилизации, то есть с рабовладельческого строя, но пролетариат как класс появился только с началом капитализма и превратился в организованный своими партиями рабочий класс только к 19 веку.

      
4-й вопрос: Как возник пролетариат?

Ответ: Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине 18 века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира. Эта промышленная революция была вызвана изобретением паровой машины, различных прядильных машин, механического ткацкого станка и целого ряда других механических приспособлений. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, они изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили с рынка прежних трудящихся, ибо машины изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли их сделать кустари с помощью своих малопроизводительных и несовершенных прялок или ткацких станков. Таким путём эти машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили труд мелких собственников своих рабочих инструментов, ткацких станков и прочих устройств для ручной работы. так что капиталисты вскоре всё производство захватили в свои руки, а у людей- не осталось ничего, кроме умелых рук. Тем самым в области изготовления многих видов продукции была введена фабричная система.

    Как только был дан толчок к введению машин и фабричной системы, последняя быстро распространилась и во всех остальных отраслях промышленности, особенно в области изготовления тканей, в книгопечатании, в гончарном производстве и в производстве металлических изделий. Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть её. Это разделение труда позволило изготовлять продукцию быстрее, а потому и дешевле. Оно свело деятельность каждого рабочего к одному какому-нибудь, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приему, который с таким же успехом, и даже значительно лучше, мог выполняться машиной. Таким путем все эти отрасли промышленности, одна за другой, подпали под власть пара, машин и фабричной системы, точно так же, как это имело место в прядильном и ткацком производстве.

       В силу этого многие отрасли производства целиком перешли в руки крупных капиталистов и трудящиеся в этой области также и здесь лишались последних остатков своей самостоятельности. Постепенно фабричная система распространила своё господство не только на мануфактуру, но стала все более и более завладевать также и ремеслом, так как и в этой области крупные капиталисты все более вытесняли мелких мастеров, устраивая большие мастерские, в которых можно было достигнуть экономии на многих расходах и также ввести детальное разделение труда. В результате пришли к тому, что в цивилизованных странах почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное производство и почти во всех этих отраслях ремесло и мануфактура вытеснены крупной промышленностью.  Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, всё более разоряются, прежнее положение работника совершенно меняется и создаются два новых класса которые постепенно поглощают все прочие.

      А именно:

I. Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах являются почти единственными владельцами всех производимых средств для жизни, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т. п.), необходимых для их производства и этот класс называется буржуазией.
II. Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуям свой труд, чтобы взамен получать деньги на необходимые для их существования  средства для жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или рабочим классом.

      Вследствии таких перемен появился средний класс наёмных трудящихся, который помогал капиталистам эксплуатировать пролетариат, для этого он специально обучался, был более грамотным и образованным, имея более экономически привилегированное положение в обществе за счёт более изощрённой эксплуатации пролетариата.


5-й вопрос: При каких условиях совершается эта продажа труда пролетариями капиталистам и другим буржуям?

Ответ: Способность трудиться – такой же товар, как и всякий другой, и цена труда определяется теми же законами, как и цена всякого другого товара. При господстве крупной промышленности или свободной конкуренции, – что, как мы увидим дальше, есть одно и то же, – цена товара в среднем всегда равняется издержкам производства этого товара. Следовательно, цена труда тоже равна издержкам производства труда, а издержки производства труда состоят именно из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. Более, чем нужно для этой цели, рабочий за свой труд от капиталиста едва ли получит; цена труда, или заработная плата, будет, следовательно, самой низкой и составит тот минимум, который необходим для поддержания жизни наёмного трудящегося. Но так как в делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий будет получать то больше, то меньше, совершенно так же, как фабрикант получает то больше, то меньше выгоды за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие времена, все-таки получает за свой товар не больше и не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем получит не больше и не меньше этого минимума. Этот экономический закон заработной платы будет осуществляться тем строже, чем больше крупная промышленность будет овладевать всеми отраслями промышленности, а капиталисты и крупная буржуазия властью.

6-й вопрос: Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции?

Ответ: Трудящиеся классы, в зависимости от различных ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали различное положение по отношению к господствующему классу. При рабовладении трудящиеся были рабами своих хозяев, подобно тому как они являются рабами ещё и теперь во многих отсталых странах и даже в южной части Соединенных Штатов. При феодализме они были крепостными дворян-землевладельцев, каковыми остаются и по сей день еще в Венгрии, Польше и России. Кроме того, в городах в средние века, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелкобуржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты.

7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?

Ответ: Раб продан раз и часто навсегда, пролетарий должен сам продавать себя постоянно для выживания. Каждый отдельный раб является собственностью определённого господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда в его труде кто-то заитересоваз и поэтому его существование ничем не обеспечивается, пока он не найдёт работу или какие-либо средства к существованию. К существованию на нищенскую зарплату обречён только класс пролетариев по усмотрению нанявшего его капиталиста-предпринимателя. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все её колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб, если есть законы его защищающие. Раб может освободить себя тем, что из частной собственности рабовладельца каким-то образом может уничтожить условие  своего рабства и благодаря этому тогда только становится свободным от рабства; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив условия создающие наёмный труд, как и освобождение от рабства возможно только освободившись из рабской зависимости. Но после натурального рабства бывший раб может попасть в зависимость от крепостного или наёмного рабства, а пролетариат может быть освобождён от наёмного рабства только после социально-экономической революции, которая сможет на основе партийного парламентаризма отменить монополию капитала и сформировать ДЛЯ ВСЕХ монополию закона о социальных гарантиях на средства для жизни по количеству и квалификации труда!

8-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?

Ответ: Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдаёт часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдаёт часть произведённого продукта труда, пролетарию дают зарплату на приобретение средств для жизни. Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции рабочих мест. Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью и вступает в сферу конкуренции товаров. Пролетарий, накопив денег, тоже может быть свободным предпринимателем, но из условий конкуренции рабочих мест приобретает условия конкуренции своего товара. Либо в условиях партийного парламентаризма, объединяясь в свою партию и побеждая на выборах,  совершает социально-экономическую революцию, внедряя более справедливые законы уничтожением экономического разделения людей на классы,  освобождая тем самым  себя и весь рабочий класс от наёмного рабства! В новых условиях каждый гражданин с правом на общественно необходимый труд имеет неотъемлемое право на необходимые каждому производимые в обществе средства для достойную  труда жизни по количеству и квалификации своего труда, как и предлагал Маркс в своих трудах по экономике  социализма!

       Подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, чтобы быть в состоянии заниматься трудом и творчеством в науках, искусствах, в политике, в религии и прочее, то есть для того, чтобы трудиться! Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств для жизни, чтобы удовлетворять свои насущные потребности! Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее.

    Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при производстве и распределении необходимого для развития жизни общества, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма и до сих пор никто ничего лучше не придумал: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями в своё рабочее время средства для своей счастливой жизни и вместе их потребляющих для восстановления своих потраченных жизненных сил, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни как своей семьи так и всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса необходимых каждому базовых средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды по зарплате или от степени мастерства делать эти средства удобными и готовыми для своей счастливой и благополучной жизни. Формы такого распределения будут меняться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
       Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого участника производственных отношений в необходимых жизненных средствах определяется равным количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, для восстановления своей потраченной энергии в труде и для удовлетворения других своих потребностей. но их потребительское качество может сохраняться по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм потребления для благополучной жизни общества. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, более соответствуют общественному характеру производства для развития всего общества по сравнению с товарным производством!"

       Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий, имея реальную власть и поддержку населения, до гениального простое!

       От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а благоустройство жилья, приготовление блюд питания и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса, категории или по другим критериям определения результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм для довлетворения базовых потребностей населения страны! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!

       И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ принятого большинством населения страны!!! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную труда от его количества и квалификации направленного на благополучие общества!

       Где народ сплочён, организован и налажена такая система,  то общество экономически, социально и интеллектуально стабильно развивается! А при коммунизме такой порядок должен распространяться и на все средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт при развитии образования для повышения квалификации, для развития медицины и спорта для сохранения здоровья, для защиты населения от посягательств кого-либо на свободу жить по своим законам! И только если придерживаться такого принципа система может быть саморазвивающейся!

9-й вопрос: Чем отличается пролетарий от ремесленника?

Ответ: Ремесленник зарабатывает на жизнь частным образом как частный предприниматель, он тоже платит налоги с продаж своего товара, оплачивает труд своих подмастерьев, если таковые есть и если его товар пользуется хорошим спросом, он может разбогатеть и расширить своё предприятие, а если товар спросом не пользуется, то может разориться и стать пролетарием, нанявшись к кому-то на работу. А пролетарий, устроившись на работу, платит с зарплаты все налоги, платит за жильё, если таковое есть, а остальное, что останется на пропитание и одежду. А потеряв работу и став безработным переходит в разряд полупролетарских элементов и становится нищим и никому не нужным…

10-й вопрос: Чем отличается пролетарий от частного мануфактурного работника?

Ответ: В Европе мануфактурный работник 16-18 веков почти повсюду владел ещё орудиями производства: своим ткацким станком, прялкой для своей семьи и мог владеть участком земли, где стоял его дом и мастерская, который он возделывал в свободные от необходимой работы у станка часы, выращивал продукты питания, скот для работы и для питания. У пролетариев Европы чаще всего ничего этого нет. Мануфактурный рабочий живёт почти всегда в деревне или небольшом городке и находится в более или менее патриархальных отношениях со своим государством или помещиком, то есть работодателем. Пролетарий большей частью живёт в больших городах и с работодателем его связывают чисто денежные отношения как налогоплательщик и покупатель средств для жизни. Крупная промышленность вырывает мануфактурного работника из его патриархальных условий; он не может конкурировать с промышленными товарами, теряет последнее имущество каким ещё обладал, и только тогда превращается в силу этого в пролетария.

11-й вопрос: Каковы были ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на капиталистов и пролетариев?

Ответ: Во-первых, вследствие того, что машинный труд все более понижал цены на изделия промышленности, во всех странах света прежняя система мануфактуры, или промышленности, основанной на ручном труде, была целиком разрушена. Все полуварварские страны, которые оставались более или менее чуждыми историческому развитию и промышленность которых покоилась на мануфактуре, были таким путём насильственно вырваны из своего состояния замкнутости. Они стали покупать все более дешёвые товары англичан и обрекли на гибель своих собственных мануфактурных рабочих. Таким образом, страны, которые в течение тысячелетий не знали прогресса, как, например, Индия, подверглись полной революции, и даже Китай идет навстречу революции. Дошло до того, что новая машина, которая сегодня изобретается в Англии, за один год лишает хлеба миллионы рабочих в Китае. Таким образом, крупная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок и подготовила всюду почву для капиталистического развития и прогресса.  Это стало оказывать влияние на все остальные страны и если в Англии или во Франции рабочие себя освободят, то во всех других странах это тоже должно вызвать социальные революции, которые рано или поздно приведут к освобождению рабочего класса от наёмного рабства при смене монополии капитала на монополию закона о социальных гарантиях в процессе парламентарной борьбы разных партий.

      Во-вторых, всюду, где крупная промышленность сменила мелкую мануфактуру, промышленная революция в чрезвычайной мере умножила богатство и могущество буржуазии и сделав её правящим классом во всех странах. Результатом этого стало то, что повсюду, где совершился такой процесс, буржуазия получила в свои руки политическую власть и вытеснила все остальные сословия, которые господствовали до тех пор, – аристократию, цеховое бюргерство и представлявшую тех и других абсолютную монархию. Буржуазия уничтожила могущество аристократии и дворянства, отменив неотчуждаемость земельных владений, и упразднив все дворянские привилегии. Она сокрушила могущество цехового бюргерства, упразднив все цехи и все привилегии ремесленников. На место тех и других она поставила свободную конкуренцию труда и товара, т. е. такое состояние общества, при котором каждый имеет право заниматься любой отраслью промышленной деятельности, причём ничто не может ему в этом помешать, кроме отсутствия нужного для этого капитала и если нет закона ограничивающего капиталистическое предпринимательство..
   
      Введение свободной конкуренции равносильно, таким образом, открытому заявлению, что отныне члены общества не равны между собой лишь постольку, поскольку не равны их капиталы, что капитал становится решающей силой, а капиталисты и прочие представители буржуазии, тем самым становятся правящим классом в обществе. Но свободная конкуренция необходима только для начального периода развития крупной промышленности, потому что она представляет собой единственное состояние общества, при котором может вырасти крупная промышленность. Поэтому буржуазия, уничтожив таким образом общественное могущество дворянства и цехового бюргерства, уничтожила также и их политическую власть.

     Став правящим классом в обществе, она провозгласила себя таковым и в политической области. Она сделала это путем введения представительной системы, которая основана на буржуазном равенстве всех перед законом, на законодательном признании свободной капиталистической конкуренции труда и товаров. Эта система была введена в европейских странах в виде конституционной монархии. В конституционных монархиях правами избирателей пользуются лишь те, кто обладает известным капиталом, т. е. только буржуазия. Эти буржуи-избиратели выбирают депутатов, а эти буржуи-депутаты, используя право отказа в налогах, избирают буржуазное правительство.

      В-третъих, промышленная революция всюду способствовала развитию пролетариата в той же мере, как и развитию буржуазии. Чем богаче становилась буржуазия, тем многочисленнее становились пролетарии. Так как работу пролетариям может предоставить только капитал, а капитал увеличивается только тогда, когда применяет дешёвый наёмный труд, то рост пролетариата происходит в точном соответствии с ростом капитала капиталистов и их влияния на жизнь общества!  В то же время промышленная революция собирает крупных капиталистов, зажиточную буржуазию и пролетариев в большие города, где всего выгоднее развивать промышленность, и этим скоплением огромных масс в одном месте постепенно внушает пролетариям сознание их силы. По мере того как развивается промышленная революция, по мере дальнейшего изобретения новых машин, вытесняющих ручной труд, крупная промышленность оказывает все большее давление на заработную плату и снижает ее, как уже было сказано, до минимума, вследствие чего положение пролетариата становится все более невыносимым. Так, с одной стороны, вследствие роста недовольства пролетариата, а с другой – вследствие роста его мощи, промышленная революция подготавливает социально-экономическую революцию, которую может провести объединённый в свою партию пролетариат и сплочённое ею прогрессивное население страны в процессе развития партийного парламентаризма.

12-й вопрос: Каковы будут дальнейшие последствия промышленной революции?

Ответ: Крупная промышленность создала, в виде паровой и других машин, средства, позволяющие в короткое время и с небольшими затратами до бесконечности увеличивать промышленное производство. Благодаря такой легкости расширения производства свободная конкуренция труда и товаров, являющаяся необходимым условием для развития крупной промышленности, вскоре приняла чрезвычайно острый характер; масса капиталистов бросилась в промышленность, и очень скоро произведено было больше, чем может приобрести общество. В результате этого произведенные товары невозможно было продать и наступил так называемый торговый кризис. Фабрики должны были остановиться, фабриканты обанкротиться, а рабочие лишиться средств для жизни. Повсюду наступала ужасная нищета. По истечении некоторого времени избыточные продукты были проданы, фабрики снова начали работать, заработная плата поднялась, и постепенно дела пошли лучше, чем когда-либо. Но не надолго, ибо вскоре снова было произведено слишком много товаров, наступил новый кризис, протекавший совершенно так же, как и предыдущий. Таким образом, с начала столетия в положении промышленности беспрестанно происходили колебания между периодами процветания и периодами кризиса, и почти регулярно через каждые пять-семь лет наступал такой кризис, причем каждый раз он вызывал величайшие бедствия среди наёмных трудящихся, всеобщее революционное возбуждение и величайшую опасность для всего существующего строя.

13-й вопрос: Что следует из этих регулярно повторяющихся торговых кризисов?

Ответ: Во-первых, что хотя крупная промышленность в первую эпоху своего развития сама создала свободную конкуренцию, но в настоящее время она уже переросла свободную конкуренцию; что конкуренция и вообще ведение промышленного производства отдельными лицами превратились для крупной промышленности в оковы, которые она должна разбить и разобьет; что крупная промышленность, пока она ведётся на нынешних началах, не может существовать, не приводя к повторяющемуся каждые семь лет всеобщему расстройству, а это всякий раз ставит под угрозу всю цивилизацию и не только бросает на дно нищеты пролетариев, но и разоряет многих предпринимателей; что, следовательно, необходимо либо отказаться от крупной промышленности, – а это абсолютно невозможно, – либо признать, что она делает безусловно необходимым создание совершенно новой организации общества, при которой руководство промышленным производством осуществляется не отдельными конкурирующими между собой фабрикантами, а всем обществом по твердому социальному плану от количества населения и насущных потребностей всех членов общества, сохраняя относительно свободный рынок на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества. Чтобы не только деньги регулировали социально-экономические взаимоотношения людей, но и натуральные условия удовлетворения их насущных потребностей в жилье, питании, одежде, в образовании, в медицинском обслуживании, в средствах связи, информации, транспорта и прочее. То есть сменить монополию капитала на монополию законов о социальных гарантиях для благополучного развития общества!

       Во-вторых, крупная промышленность и обусловленная ею возможность бесконечного расширения производства позволяют создать такой общественный строй, в котором все необходимые каждому средства для жизни будет производиться достаточно для того, чтобы каждый член общества был вправе иметь их необходимое количество по праву равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда от общей массы производимых в обществе средств для жизни, определяя благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды по зарплате от результатов квалификации своего труда, что будет  стимулировать развитие и повышение квалификации всех трудоспособных граждан страны,  разумно используя как природные ресурсы страны, так и свои силы и способности.

       И так, именно то свойство крупной промышленности, которое в современном обществе порождает всю нищету и все торговые кризисы, явится при другой социально-экономической организации как раз тем свойством, которое уничтожит эту нищету и эти приносящие бедствия кризисные колебания.

       Таким образом, вполне убедительно доказано:
1) что в настоящее время все эти бедствия объясняются только капиталистическим общественным строем, который уже не соответствует условиям времени и развития общества;
2) что уже появляются средства и условия для окончательного устранения этих бедствий путем партийного парламентаризма и созданием нового общественного строя.

14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй?

Ответ: Прежде всего, управлением промышленностью и всеми отраслями производства будет заниматься правительство от победившей партии на основе нового, выработанного в процессе развития партийного парламентаризма и принятого народом социально-экономического ЗАКОНА! А действенные службы обеспечения законности, условия службы которых тоже зависят от этого закона, будут обеспечивать соблюдение закона и не позволят иметь кому-либо базовых средств для жизни больше, чем должно производится на каждого в обществе более чем по количеству и квалификации труда! Как и предлагал сделать Маркс для социально благополучного развития общества и для ликвидации каких-либо злоупотреблений людей нечестных и недобросовестных.

      Все отрасли производства работают на всё общество и в интересах этого общества по общественному плану удовлетворения его потребностей для благополучной и счастливой жизни при посильном участии всех членов общества. Таким образом новый общественный строй уничтожит конкуренцию труда и товаров, чтобы на ее месте образовалась ассоциацию людей, которые стремятся к гуманизму, равноправию и к социальной справедливости.

     Так как ведение промышленности отдельными лицами имеет своим необходимым следствием частную собственность и их конкуренция есть не что иное, как способ ведения промышленности для увеличения прибыли, то для управления промышленностью в пользу всего общества  необходимо  сменить вектор прибыли и финансовой зависимости трудящихся на вектор удовлетворения насущных потребностей населения по количеству и квалификации труда. Необходимо понимать, что при социализме земля должна быть достоянием народа населяющего страну, который трудится на своей земле, используя её ресурсы, а не быть средством купли-продажи. Следовательно ещё и поэтому народ должен иметь право на свою долю производимых в стране базовых средств для жизни по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда для своей счастливой жизни на своей земле! 
 
    Следовательно, частная собственность при законе, который с правом на труд каждому гарантирует право и на необходимые средства для жизни по количеству и квалификации труда, никаких препятствий для развития социальной справедливости не создаёт! Справедливое распределение всех производимых средств для жизни по общему соглашению при плановом производстве для удовлетворения потребностей населения, при некоторой общности  производимых и распределяемых средств для жизни по количеству и квалификации труда, напротив, создаёт условия для сохранение частной собственности при жёстком общественном контроле над производством и распределением и является самым кратким и наиболее обобщающим выражением того преобразования всего общественного строя, которое стало необходимым вследствие развития промышленности при товарном производстве. Поэтому марксисты более позднего периода вполне правильно выдвигают главным своим требованием уничтожение монополии капитала и внедрение монополии законов о социальных гарантиях по труду, а не уничтожение частной собственности, денег и государства.

15-и вопрос: Значит, в полном уничтожении частной собственности нет никакой необходимости?

Ответ: Да, никакой! Кроме тех условий, которые будут мешать развитию гуманизма, равноправия и социальной справедливости в обществе. Всякое изменение общественного строя, всякий переворот в отношениях собственности являлись необходимым следствием создания новых, более совершенных условий жизни, но частная собственность зародилась ещё на заре рабовладения, зачем же такой старый институт собственности так варварски уничтожать?  А то, что перестаёт соответствовать новым отношениям в обществе, отомрёт без всякого насилия. Как возникла сама частная собственность, так со временем, за ненадобностью, она сама и отомрёт.

      Дело в том, что в таком виде частной собственности никогда не было и когда в средние века в виде мануфактуры возник новый способ производства, не укладывавшийся в рамки тогдашней феодальной и цеховой честной собственности, эта мануфактура, уже переросшая старые отношения собственности,  воспользовалась принципами частной собственности на основе капитала и появилась капиталистическая частная собственность. Как не стало феодальной и рабовладельческой частной собственности, так, придёт время, не станет и капиталистической частной собственности в масштабах государства.

       Сейчас пока капиталистам не выгодно производить средства для жизни в таких количествах, чтобы каждый имел их по необходимым для удовлетворения насущных потребностей нормам. А когда они сами окажутся в зависимости от этих норм, то им будет уже выгодно производить столько, чтобы хватало и им по потребностям, ибо закон суров, но это ЗАКОН!  И чтобы ещё оставался избыток продукции для увеличения общественного капитала и дальнейшего развития производительных сил! Именно поэтому до тех пор будет оставаться господствующий класс и класс бедных и угнетенных, пока не изменятся социально-экономические законы общества для появления нового более прогрессивного общественного устройства . Какими будут новые социальные классы, это зависит от степени развития как производства средств для жизни, так и самих членов этого общества. В средневековье, зависевшем от земледелия, были помещики и крепостные; в городах позднего средневековья – цеховой мастер, подмастерье и поденщик; в XVII веке – владелец мануфактуры и мануфактурный рабочий; в XIX веке – крупный фабрикант и пролетарий. Вполне очевидно, что до определённого времени общество, его производительные силы и средства производства с орудиями труда не были ещё развиты в такой степени, чтобы можно было производить достаточно для социального благополучия всех, ибо старые социально-экономические законы сделалась оковами, преградой для развития этих производительных сил. Но теперь благодаря развитию крупной промышленности, во многих странах создан достаточный социальный капитал, производительные силы и средства производства с орудиями труда в размерах, ранее неслыханных, и имеются средства для того, чтобы всё это пустить на пользу всех граждан страны по количеству и квалификации труда! 

      Но пока вся власть сосредоточена в руках немногих богачей, тогда как широкие народные массы все более превращаются в пролетариев, причём положение их становится тем более бедственным и невыносимым, чем больше увеличиваются богатства буржуазии, справедливые законы внедрить не получится.  Поэтому теперь на основе партийного парламентаризма и на примерах социального развития некоторых стран появилась возможность уничтожения монополии капитала и  стало не только возможным, но даже совершенно необходимым внедрение монополии законов о социальных гарантиях в других странах, но без объединения трудящихся этих стран в свою хорошо организованную и мощную партию это утопия.

16-й вопрос: Возможно ли уничтожение монополии капитала мирным путем?

Ответ: Не только возможно, но и необходимо! Ведь именно парламентаризм и позволяет это сделать на основе договорённостей разных партий, которые с помощью правильного выбора народа могут стать правящими! Необходимо сделать всё, чтобы это было именно так, и марксисты, конечно, никогда не стали бы против этого возражать. Они очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что социальные революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, они видят, что развитие пролетариата почти во всех цивилизованных странах всеми силами подавляется и что тем самым противники социальной справедливости изо всех сил работают на насильственную революцию. Если все это, в конце концов, толкнет угнетенный пролетариат на революцию, то марксисты будут защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом.

17-й вопрос: Возможно ли уничтожить монополию капитала полностью и сразу?

Ответ: Нет, это не только невозможно, но и нет никакой необходимости это делать в силу слабой готовности населения к такому катаклизму. Как нельзя сразу увеличить имеющиеся производительные силы в таких пределах, какие необходимы для создания общества социальной справедливости, так же невозможно сразу уничтожить монополию капитала. Только постепенное преобразование нынешнего общества в более совершенное путём пропаганды и агитации за гуманизм, равноправие и социальную справедливость, путём объединения недовольного капиталистическим режимом населения в партию с прогрессивной социальной программой, когда все будут понимать сущность социальных преобразований и выгоду для себя, только тогда появится возможность что-то сделать для прогрессивного социального развития страны.

18-й вопрос: Каков будет ход такой социально-экономической революции?

Ответ: При победе социалистической партии прежде всего создаётся демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство трудящегося населения. Прямо – в Англии, где пролетарии уже теперь составляют большинство народа, косвенно – во Франции и Германии, где большинство народа состоит не только из пролетариев, но также из мелких крестьян и городской мелкой буржуазии, которые находятся ещё только в стадии перехода к рабочему классу в силу разорения и нищеты.  Осуществление всех политических интересов народа все более зависит от степени его объединения в свою партию, чтобы вскоре большая часть народа стала присоединяться к её требованиям. Для этого, может быть, понадобится ещё долгая борьба, которая непременно должна закончится победой трудящегося народа с внедрением закона о социальных гарантиях по количеству и квалификации труда.

        Поскольку демократия без законодательной власти народа практически бессмысленна, а исполнительная и судебноправовая власть всегда находится у государства, то было бы совершенно бесполезно даже для пролетариата объединённого в партию ею воспользоваться как средством для проведения широких мероприятий, непосредственно посягающих на монополию капитала и обеспечивающих достойное существование пролетариата.

    Главнейшие мероприятия эти, с необходимостью вытекающие из существующих ныне условий,  следующие:
1) Ограничение монополии капитала при прогрессивном налоге,  отмена наследования, принудительных займов и т. д.
2) Постепенная экспроприация земельных собственников, домовладельцев, владельцев общественного пассажирского транспорта, производителей жилья, продуктов питания и одежды, если они преднамеренно завышают цены на свою продукцию или услуги, а также при недобросовестном отношении к своим обязанностям по обслуживанию населения.
3) Арест всех бунтовщиков, восставших против большинства народа по уголовному законодательству страны.
4) Организация населения по производству необходимого или по оказанию услуг необходимых для благополучия общества.
5) Одинаковая обязательность труда для всех членов общества до полного уничтожения безработицы и для производства  необходимого для общественного благополучия с соблюдением социально-трудового законодательства.
6) Централизация кредитной системы и торговли в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом. Закрытие всяких частных банков и банкирских контор.
7) Увеличение числа национальных фабрик, мастерских, железных дорог, судов, использование и обработка земель необходимых для повышения общественного благосостояния, если есть необходимость в их использовании,  улучшение обработки возделанных уже земель соответственно тому, как увеличиваются капиталы и растут производительные силы которыми располагает государство.
8) Организовать воспитание всех детей, с того момента как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях из фонда общественного потребления, на время необходимого для общественно необходимого труда родителей. Соединение воспитания с использованием обучению физическому труду по разным профессиям с целью выявления творческих способностей.
9) Сооружение баз отдыха выходного дня со спортивными сооружениями необходимыми для поддержания хорошего физического здоровья трудящихся. Для граждан, которые будут заниматься промышленностью или сельским хозяйством, по возможности соединять преимущества городского и сельского быта, чтобы люди не страдали от односторонности и недостатков городской или сельской жизни.
10) Обновление всех нездоровых и плохо построенных жилищ и кварталов в городах.
11) Одинаковые права для всех детей по воспитанию и образованию в дошкольных, школьных, специальных и прочих учебных заведениях и кружках по интересам, которые необходимы для развития из них будущие производительные силы общества.
12) Концентрация всего транспортного дела в руках нации.

       Все эти мероприятия нельзя, разумеется, провести в один приём, но одно из них повлечет за собой другое. Стоит только произвести первую радикальную атаку на монополию капитала и трудящиеся будут вынуждены идти все дальше, все больше концентрировать в руках СВОЕГО государства весь капитал, все сельское хозяйство и всю промышленность для своей счастливой и благополучной жизни.

        К этому должны вести все перечисленные мероприятия и их осуществление, и порождаемая ими централизация будут возрастать точно в такой же степени, в какой производство благ для населения страны будут умножаться трудом пролетариата. Наконец, когда весь капитал, все производство, весь обмен будут сосредоточены в руках нации и монополия закона о социальных гарантиях по труду полностью заменит монополию капитала, деньги больше не будут иметь такой вес в обществе, а  производство увеличится в такой степени и люди настолько изменятся, что в обществе исчезнут все негативные формы отношений старого общества.

19-й вопрос: Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране?

Ответ: Почему нет? И хотя крупная промышленность уже создала мировой рынок и связала между собой все народы земного шара, в каждой стране могут быть свои законы и национальные традиции, которые не позволено нарушать никому и есть свои службы обеспечения законности, которые следят за исполнением социально-экономических законов в обществе и как бы жизнь народа не зависела от жизни других народов, если большинством народа приняты определённые законы по производству и распределению средств для жизни, то эти законы должны соблюдать все граждане страны!

        Именно поэтому социально-экономическая революция может быть только национальной волей народа данной страны и не сильно распространяться в другие страны.  Но у народов братских стран вполне возможны такие революции почти одновременно.  По крайней мере в Англии, Америке, Франции и Германии в каждой из этих стран она будет развиваться быстрее или медленнее, в зависимости от того, в какой из этих стран более развита промышленность, больше накоплено богатств и имеется более значительное количество революционно настроенного населения. Но в любом случае такая революция окажет также значительное влияние на остальные страны мира и совершенно изменит и чрезвычайно ускорит их прежний ход развития.

20-й вопрос: Каковы будут последствия окончательного устранения монополии капитала?

Ответ: Тем, что общество изымет из рук капиталистов власть диктовать трудящимся свою волю и не позволит больше пользоваться своими буржуазными привилегиями!  Тем, что оно будет управлять всем этим сообразно плану, вытекающему из принятого закона, из имеющихся ресурсов и потребностей общества в целом, – будут прежде всего устранены все пагубные последствия, связанные с нынешней капиталистической системой ведения хозяйственной жизни страны.

       Финансовые кризисы прекратятся, расширенное производство, которое при существующем общественном строе вызывает перепроизводство больше не будет причиной нищеты населения. Избыток производства, превышающий ближайшие потребности общества, вместо того чтобы порождать нищету, будет обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов общества, будет вызывать новые потребности и одновременно создавать средства для их удовлетворения. Новый закон явится условием и стимулом для дальнейшего социального прогресса и будет осуществлять этот прогресс, не приводя при этом, как раньше, к периодическому расстройству всего общественного порядка.

        Когда крупная промышленность, освобожденная от оков монополи капитала, разовьется в таких размерах, что по сравнению с ней ее нынешнее состояние будет казаться таким же ничтожным, каким нам представляется сельская мануфактура по сравнению с крупной промышленностью нашего времени, то это развитие промышленности даст обществу достаточное количество средств для жизни, чтобы удовлетворять насущные потребности всех его членов. Точно так же земледелие, для которого, вследствие гнета монополией капитала= и вследствие дробления участков, затруднено внедрение уже существующих усовершенствований и достижений науки, тоже вступит в совершенно новую полосу расцвета и предоставит в распоряжение общества вполне достаточное количество сельскохозяйственной продукции. Таким образом, общество будет производить достаточно для того, чтобы организовать распределение, рассчитанное на удовлетворение всех насущных потребностей всех своих членов. Тем самым станет излишним деление общества на различные, враждебные друг другу классы.   
 
     Существование классов вызвано не столько разделением труда на командиров и подчинённых, сколько на привилегированных и угнетённых, что в социально справедливом обществе совершенно НЕДОПУСТИМО!   Поэтому разделение труда в его теперешнем виде  исчезнет, так как, чтобы поднять промышленное и сельскохозяйственное производство на указанную высоту, недостаточно одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства. Подобно тому как в прошлом столетии крестьяне и рабочие мануфактур после вовлечения их в крупную промышленность изменили весь свой жизненный уклад и сами стали совершенно другими людьми, точно так же общее ведение производства силами всего общества и вытекающее отсюда новое развитие этого производства будет нуждаться в совершенно новых людях и новое общество создаст их. Общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, – людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счёт всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства. Уже нынешняя промышленность все меньше оказывается в состоянии применять таких людей. Промышленность же, которая ведтся сообща и планомерно всем обществом, тем более предполагает людей со всесторонне развитыми способностями, людей, способных ориентироваться во всей системе производства.

       Следовательно, разделение труда, подорванное уже в настоящее время машинным производством, превращающее одного в крестьянина, другого в сапожника, третьего в фабричного рабочего, четвертого в биржевого спекулянта, исчезнет совершенно. Воспитание даст молодым людям возможность быстро осваивать на практике почти всю систему производства, оно позволит им поочередно переходить от одной отрасли производства к другой, в зависимости от потребностей общества или от их собственных способностей.  По новому построенное воспитание и образование освободит их, следовательно, от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку. Таким образом, общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности. Но вместе с тем неизбежно исчезнут и различные классы. Стало быть, с одной стороны, общество, организованное на коммунистических началах, несовместимо с дальнейшим существованием классов, а, с другой стороны, само строительство этого общества даёт средства для уничтожения классовых различий.

      Отсюда вытекает, что противоположность между городской и деревенской жизнью тоже исчезнет. Ведь для работы на земле тоже нужны грамотные агрономы и механизаторы, животноводы и ветеринары, врачи и строители, воспитатели и учителя!  Это является необходимым условием коммунистической ассоциации уже в силу простых социальных причин, ведь и город и деревня делают одно дело – каждый трудятся для всех и все для каждого, чтобы все жили в достатке по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда для развития своей страны и для социального благополучия всех членов общества! Распыленность занимающегося земледелием населения в деревнях, наряду со скоплением промышленного населения в больших городах, соответствует только недостаточно ещё высокому уровню развития земледелия и промышленности и является препятствием для всякого дальнейшего развития, что уже в настоящее время даёт себя сильно чувствовать.

21-й вопрос: Какое влияние окажет коммунистический общественный строй на семью?

Ответ: Семья это экономическая ячейка общества, поэтому отношения в семье должны быть не только частным делом, но и социальными интересами государства по обустройству семьи и взаимоотношений в ней, особенно если в ней есть дети. Дети должны быть главной заботой государства о семье как о будущих производительных силах будущего общества! Это будет возможно благодаря устранению монополии капитала и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с монополией капитала, – зависимость жены от мужа и детей от родителей. В этом и ответ на вопли высоконравственных мещан по поводу коммунистической общности жён. Общность жён представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объёме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на монополии капитала и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жён, наоборот, уничтожит её. Муж и жена равноправные граждане и связывать их должна только любовь!  Сначала друг к другу, а затем не меньшая любовь к своим детям! И здесь необходима помощь государства прежде всего детям, чтобы они не чувствовали себя брошенными, а значит государство должно как-то регулировать эти отношения для сохранения семьи не навязывая родителей друг другу.
 
22-й вопрос: Как будет относиться коммунистическая организация к существующим национальностям?

Ответ: Вопрос национальности больше интересует националистов, для марксистов все национальности равны, если люди всех национальностей в обществе одинаково соблюдают его законы! Если же люди одной какой-то национальности будут навязывать свою волю людям другой национальности, то это нарушение закона и это деяние должно пресекаться в соответствии с ним!

23-й вопрос: Как будет она относиться к существующим религиям?

Ответ: Свобода совести не отменяется, но навязывать свою религию кому-либо запрещается!

24-й вопрос: Чем отличаются коммунисты от социалистов?

Ответ: Маркс делил социалистов  на три категории.

      Первая категория состоит из сторонников феодального и патриархального общества, которое уничтожалось и уничтожается с каждым днем крупной промышленностью, мировой торговлей и созданным ими буржуазным обществом. Эта категория из бедствий современного общества делает вывод о том, что следует восстановить феодальное и патриархальное общество, так как оно было свободно от этих бедствий. Все ее предложения, прямыми или обходными путями, направлены к этой цели. Коммунисты всегда будут решительно бороться с этой категорией реакционных социалистов, несмотря на ее мнимое сочувствие нищете пролетариата и на проливаемые по этому поводу горючие слезы. Ибо эти социалисты:
1) стремятся к чему-то совершенно невозможному;
2) пытаются восстановить господство аристократии, цеховых мастеров и владельцев мануфактур, с их свитой абсолютных или феодальных монархов, чиновников, солдат и попов; они хотят восстановить общество, которое, правда, было бы свободно от пороков современного общества, но зато принесло бы с собой, по меньшей мере, столько же других бедствий, а к тому же не открывало бы никаких перспектив к освобождению угнетенных рабочих посредством коммунистической организации;
3) свои подлинные намерения они всегда обнаруживают, когда пролетариат становится революционным и коммунистическим. В этих случаях они немедленно объединяются с буржуазией против пролетариев.

      Вторая категория состоит из сторонников нынешнего общества, которых неизбежно порождаемые этим обществом бедствия заставляют опасаться за его существование. Они стремятся, следовательно, сохранить нынешнее общество, но устранить связанные с ним бедствия. Для этого одни предлагают меры простой благотворительности, другие – грандиозные планы реформ, которые, под предлогом реорганизации общества, имеют целью сохранить устои нынешнего общества и тем самым само нынешнее общество. Против этих буржуазных социалистов коммунисты тоже должны будут вести неустанную борьбу, потому что их деятельность идёт на пользу врагам коммунистов и они защищают тот общественный строй, который коммунисты хотят разрушить.

       Наконец, третья категория состоит из демократических социалистов. Идя по пути с коммунистами, они хотят осуществления части мероприятий, указанных в 18  вопросе, но не в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму, а в качестве мероприятий, достаточных для уничтожения нищеты и устранения бедственного положения трудящихся непрестижных профессий в нынешнем обществе.

       Эти демократические социалисты являются либо пролетариями, которые еще недостаточно уяснили себе условия освобождения своего класса, либо представителями мелкой буржуазии, т. е. класса, который вплоть до завоевания демократии и осуществления вытекающих из неё социалистических мероприятий во многих отношениях имеет те же интересы, что и пролетарии. Поэтому, коммунисты в моменты действий будут заключать соглашения с демократическими социалистами и вообще на это время должны придерживаться по возможности общей с ними политики, если только эти социалисты не пойдут в услужение к господствующей буржуазии и не станут нападать на коммунистов. Разумеется, совместные действия не исключают обсуждения тех разногласий, которые существуют между ними и коммунистами.

25-й вопрос: Как относятся коммунисты к остальным политическим партиям нашего времени?

Ответ: Отношение это различно в разных странах. – В Англии, Франции и Бельгии, где господствует буржуазия, коммунисты пока ещё имеют общие интересы с различными демократическими партиями, причём эта общность интересов тем значительнее, чем больше демократы приближаются к целям коммунистов в тех социалистических мероприятиях, которые демократы повсюду теперь отстаивают. Это означает, что чем яснее и определеннее они отстаивают интересы пролетариата, тем больше они будут опираться на пролетариат. В Англии, например, чартисты, состоящие из рабочих, неизмеримо ближе к коммунистам, чем демократические мелкие буржуи или так называемые радикалы.
В Америке, где введена демократическая конституция, коммунисты должны будут поддерживать партию, которая хочет обратить эту конституцию против буржуазии и использовать ее в интересах пролетариата, т. е. партию сторонников национальной аграрной реформы.

       В Германии решительная борьба между буржуазией и абсолютной монархией еще впереди. Но так как коммунисты не могут рассчитывать, что им придется вступить в решающий бой с буржуазией прежде, чем буржуазия достигнет господства, то в интересах коммунистов помочь буржуазии возможно скорее достичь господства, чтобы затем как можно скорее в свою очередь свергнуть ее. Таким образом, в борьбе либеральной буржуазии с правительствами коммунисты должны быть всегда на стороне первой, остерегаясь, однако, того самообмана, в который впадает буржуазия, и не доверяя её соблазнительным заверениям о тех благодетельных последствиях, которые якобы повлечет за собой для пролетариата победа буржуазии. Единственные преимущества от победы буржуазии для коммунистов будут заключаться: 1) в разного рода уступках, которые облегчат коммунистам защиту, обсуждение и распространение своих принципов и тем самым облегчат объединение пролетариата в тесно сплочённый, готовый к борьбе и организованный класс, и 2) в уверенности, что с того дня, как падут абсолютистские правительства, наступит черед для борьбы между буржуа и пролетариями. С этого дня партийная политика коммунистов будет здесь такой же, как и в странах, где буржуазия уже господствует.

       В Швейцарии радикалы, хотя и представляют ещё собой партию с очень смешанным составом, являются, однако, единственными, с которыми коммунисты могут вступать в соглашение, а среди этих радикалов опять-таки наиболее прогрессивными являются ваадтские и женевские.

       1847 г.


     Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общим трудом на благо общества и общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов как в большой дружной семье, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство швейцарские общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. К этому всех ведёт убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

     Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

      Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение разумных законов принятых населением и действовать так, как действовал бы умный и грамотный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

        Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…

        Только россияне НИКОГДА такого про свою страну сказать не могли и долго ещё сказать не смогут...



        В принципе, всё можно было сделать довольно просто!


        Победившая на выборах партия и новое правительство, получив поддержку народа для реализации своей программы, а также все общественные организации, должны были проявить государственный подход при решении всех проблем пропорционального развития производства для создания благоприятных условий труда и быта по количеству населения страны, уделяя особое внимание развитию всей промышленной, образовательной, медицинской и социально-бытовой инфраструктуры государства, а также системе обеспечения населения необходимыми средствами для жизни с соответствующими коммуникационными услугами.


       Что касается финансирования, то можно было сохранить всё как есть, кроме рынка средств для жизни от их общей производимой массы в обществе в пределах БАЗОВЫХ НОРМ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА! Все финансовые расчёты сохраняются, но  одна часть денег накрепко связывается с ценой производимых базовых средств для жизни и составляет Базовый Социальный Фонд страны для обеспечения номинального социального благосостояния её населения, для строительства резервного жилищного фонда, необходимых для развития общества средств коммуникаций, для развития пищевой и лёгкой промышленности и для расчётов в социально-производственных отношениях по производству благоустроенного жилья, качественных продуктов питания, добротной фактуры для одежды и обуви в необходимом количестве, которое планируется от количества населения, его потребностей, производственных и финансовых возможностей страны!

      Другая часть составляет фонд заработной платы для расчёта с населением для оплаты их расходов вне социальных средств потребления и на производимое сверх необходимых норм для полноценной жизни, для оплаты услуг и прочее. Часть зарплаты каждый также может откладывать в банк как личные сбережения. Но в любом случае  при несоответствии между товарной и денежной массами условий для социальных кризисов уже не будет! А финансовые кризисы уже не нанесут такого ущерба населению, как это возможно при свободном рынке средств для жизни.  Их последствия будут минимальными, особенно если правительство примет меры по национализации социальной экономики и банков, т.е.  сделает всё как можно менее зависимым от недобросовестного применения внутреннего и внешнего финансового капитала. Всё остальное остаётся у государства на расходы для организации строительства новых производственных мощностей и должного содержания своих государственных структур! Только у его служащих не будет никаких незаслуженных социальных привилегий, а социальное обеспечение только согласно принятому народом нового социально-экономического закона, а на рынке только то, что производится сверх необходимых  норм по социальному обеспечению всех добросовестных тружеников страны!

      Дети должны иметь всё необходимое в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом благополучную старость!

      В этих условиях инфляция и кризисы уже не будут носить такой негативный социальный характер для населения, как это происходит при явной монополии не только отечественного товарного и оборотного капитала, но и зарубежного, и эти кризисы будут служить сигналом для дальнейшей декапитализации экономики.

      В любом случае такая форма социально-экономических взаимоотношений резко сократит социальную нищету среди трудящихся масс, а значит не будет такого социального неравенства как при монополии капиталистического, товарного производства средств для жизни только ради прибыли.  Всё производство средств для жизни должно быть ради здоровья и благополучия населения страны, что должно  сплотить всех граждан России для дальнейшего развития и экономического могущества своей Родины!

       Нужна только воля объединённого в партию с такими целями народа страны, чего, к сожалению, пока нет и не скоро будет...


    Если историю рассматривать как учебное пособие для определения кто виноват, что делать и как, то делать надо так, как и во всех странах, где в парламентской борьбе победила партия с социально-прогрессивной программой и стала правящей!

    И значит в том, что такое государство стало социально справедливым, есть заслуга правящей народной партии, за программу которой проголосовала бОльшая часть населения страны, то есть народ этой страны!

     Или вы можете назвать социально развитую страну, где у власти нет партии с социально прогрессивной программой развития, которая не была бы избрана народом этой страны и не стала законом для всех?

     Поэтому настоящий социализм пока не для варваров России, которые даже во времена СССР по уровню социального развития жили хуже народов некоторых западных стран -

     http://www.proza.ru/2017/09/20/855

     В стране, где каждый живёт со своей моралью и нравственностью, причём в основном с буржуазной, капиталистической, о каком вообще стремлении к социальной гармонии можно вести речь?

     Народу России, чтобы с такими природными ресурсами жить в нищете, просто необходимо обладать по меньшей мере низкой нравственностью и слабоумием...

     В Сингапуре даже питьевая вода привозная, но для всех сингапурцев не только нормальные  социально-бытовые условия доступны, но и коммуникационные, а какой это общественный строй, если не коммунистический? –

     http://www.proza.ru/2015/09/14/750

     Или для вас коммунизм это советская власть плюс электрификация всей страны с упразднёнными деньгами, частной собственностью и государством?

     У Станислава Лема в его футурологической работе "Сумма технологий" он пишет: "Ошибочно думать, что общество будет гармоничным, если каждый будет поступать так, как ему говорит его совесть и дух. Это общество будет ужасным".

     Допустим, что все люди будут вынуждены поступать не так, как им подсказывает им их совесть и убеждения, а по справедливым законам, как рационально для государства и для всего населения страны при условии, что законы эти избраны большинством населения страны и хорошо работают службы обеспечения законности, ибо совесть и душевное состояние людей часто зависит от их настроения в конкретных условиях.

     Я считаю, что такое общество будет более стабильным и постоянным, если структура государства, его законы, уровень развития его населения и его социально-экономических взаимоотношений не сохраняет предыдущее, буржуазное состояние морали и нравственности, а определят и создаёт новую, социально справедливую мораль и нравственность в каждой ячейке общества, которая и будет определять более благие стремления людей.

     В этом случае у каждого члена общества мораль и нравственность не будет зависеть от места личности в обществе, ибо условия жизни по законам общества будут для всех относительно равные, каждый выбирает своё место в обществе по своим желаниям и способностям, ибо все будут равны перед справедливостью закона! Сегодня каждого преступника, каждого гения, нищего и проходимца создают законы капиталистического государства, и потому все ниши этого государства заполняются по законам монополии капитала. А когда все ячейки общества будут за монополию закона о социальных гарантиях по труду и способностям каждого, то в чём будет заключаться несправедливость такого общества?

     Его стабильность будет определяться тем, что все будут не столько равны перед законом общества, сколько не будет больших противоречий между поступками и убеждениями каждого в социально-экономической жизни общества, ибо такой закон должен быть избран большинством населения, быть единым для всех, защищать социально-экономические права каждого и быть справедливым для всех регионов страны!

     И в чём тогда будет заключаться несправедливость такого общества?


Рецензии