Друг Степочки по кличке Брюня

         
      Дочь с мужем  уехали в конце мая этого года по делам в Москву.  Шестилетний внук Степочка, очень добродушный,ласковый,внимательный, любознательный непоседа,  забросав меня в первый же день пребывания многочисленными вопросами, к вечеру заскучал по родителям.

      Я долго ломала голову над тем, чем бы его заинтересовать на эти 8 дней, которые ему предстояло прожить у меня. Наконец, меня осенило. Вечером, рассказав ему на ночь сказку о лисице и вороне, намекнула ему, что завтра мы с ним поедем ко мне на садово-огородный участок, где его уже ждет Брюня.

      По прогнозам завтрашний день обещал быть  ясным, теплым, солнечным. В 9 часов утра муж Семен привез нас на «УАЗике» на участок. Клумба с цветущими жарками Степочке очень понравилась. Он внимательно изучил  клумбу, считая, что игрушка Брюня спрятана среди цветов.
 
      Я поманила его в беседку, посоветовав, сидеть тихо и внимательно издали осмотреть забор около калитки. Там уже сидел Брюня, с любопытством разглядывая нас.

      - Бабушка! Посмотри! Это же белочка прискакала к нам из соснового бора и села на забор под черемухой,  - прошептал мне удивленно внук на ухо.

     - Нет, Степа! Это не белочка, так как у этого маленького зверька нет кисточек на  ушках, и хвостик у него хотя и длинный, но не такой пушистый, как у белочки.
 
      -  Тогда это суслик или сурок. Я их на картинках в учебнике видел у брата Сережи, - продолжал угадывать Степочка.

      -  Почти угадал. Он их близкий родственник. Это бурундук. Он в основном обитает в США и в Канаде, но один вид из 25 живет у нас в Сибири.

      -  Какой он маленький! Он, что,  еще не совсем вырос? -  продолжал меня расспрашивать мой любопытный внук.

      -  Это уже взрослый грызун. Его вес около 100 граммов, а  длина тела около 15 сантиметров  всего.  Дети у него появятся позднее летом.

      -  Бабуля! Посмотри, как у него смешно щечки  повисли, словно  мешочки.
Они так забавно смотрятся! - Тихо рассмеялся Степочка.
 
     - Степа, ты  обычно все свои вещи и игрушки  привозишь ко мне в рюкзаке, а он носит свою еду: семена, орехи, ягоды за щечками, складывая все в эти мешочки, как в сундуки.

      Любопытный зверек без страха почти  вплотную приблизился к нам и стал столбиком у нежных растений дикого винограда.Я показала рукой на внука и очень тихим, ласковым голосом представила его бурундуку:
- Познакомьтесь! Это мой внук Степочка! А как тебя зовут, наш лесной гость?

     Лесной гость с подозрением оглядел Степочку своими огромными, раскосыми, блестящими глазищами навыкате и недовольно пробурчал: « Брю –брюнь».

     Так состоялось знакомство моего внука Степочки и бурундука Брюни, милого, забавного, шустрого грызуна, который считал наш участок своей территорией, а нас,   своими непрошенными гостями. Он совсем не испытывал никакого страха перед нами.

     Более того, когда Брюня увидел, что мой муж Семен наклонился к вишневым кустикам, что-то разглядывая там, то рассердившись, яростно бросился к нему, чтобы защитить свою территорию.

     Это было так неожиданно, что мы, смеясь, начали поддерживать бурундука своими криками:  - Гони его, Брюня! Гони со своей территории! Гони этого наглеца! Нечего ему тут делать!   Семен от смеха сам чуть на кустики вишни не свалился.

     Отсмеявшись, я рассказала Степочке, почему Брюня так не любит Семена. Все из-за спелых вишневых ягод. Сколько бы Семен не подкарауливал осенью бурундука у вишневых кустиков, тот всегда ухитрялся избежать всех ловушек и первым сорвать все спелые вишенки.  Ягоды он  раздавливал, косточки собирал в свои мешочки в щечках, а сладкую спелую мякоть выбрасывал на землю под кустики за ненадобностью.
 
     За это Семен обзывал Брюню жадным, тупым заготовителем и грозился даже  изничтожить весь его род до конца. Дальше угроз дело не шло, но Брюня чувствовал
неприязнь в голосе человека и всегда бросался на Семена в надежде изгнать врага со своей территории.

     Следующие два дня  Степочка, к его огорчению, Брюню так и не увидел в огороде. Небо было все в темных дождевых тучах. Как известно, бурундуки очень не любят дождь и заранее прячутся в своих норках. Таких норок у них бывает несколько.
 
     Когда дождь перестал лить, Степочка предложил мне поискать в бору норку Брюни. Конечно же, побродив в сыром бору с полчаса и не увидев никакой норки, мы, не солоно хлебавши, вернулись на участок и снова увидели там домовитого зверька, собиравшего кедровые орешки со стола в беседке.

     - Бабушка, давай проследим за ним, когда он понесет свои запасы в норку, -
предложил мне неугомонный внук. Пришлось мне огорчить внука своим отказом: - Знаешь, Степа, заметив за собой слежку, бурундук никогда не пойдет в свои норки, чтобы не выдать свои кладовые с запасами. На зиму ему приходится готовить по 2-3 килограмма запасов, все высушить, предварительно проведя сортировку принесенного. Ягоды, косточки, насекомые, семена  - все он разложит по разным кучкам. В норке у него два отделения : кладовая для хранения запасов и место для отдыха.

      Чтобы медведи, лисицы, кроты не обнаружили его запасы в кладовых, он, роя себе норки, всю землю с помощью мешочков уносит подальше в лес. Бурундук  – отличный маскировщик, поэтому обнаружить вход в его норку практически невозможно.

     -  Выходит, он очень умный, храбрый и смелый. Никого и ничего не боится!- Подытожил Степа все узнанное о своем новом друге Брюне.

     - Страх ему тоже ведом. Он очень боится дождя и стука дятла о дерево. От этого он всегда прячется в своей норке, - уточнила я его размышления.

     Когда через 8 дней родители Степы приехали за ним, то он взахлеб стал рассказывать им о своем новом друге Брюне.  А я теперь ожидаю приезда на 2 недели еще двух внуков-дошколят,  чтобы тоже познакомить их с Брюней.


Рецензии
Галина, чудесный интересный рассказ!

С почтением.

Владимир Чугай   06.01.2023 19:19     Заявить о нарушении
Мы с внуками даже и зимой смеёмся , вспоминая этого Брюню. Рада, что рассказ Вам понравился.
С благодарностью. Галина.

Галина Гостева   08.01.2023 12:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.