Чтец

Он сидел в темной комнате денно и нощно и читал у окна огромную толстую книгу - англо-русский словарь. Николай мечтал уехать за границу. В глухой деревне, в которой он жил, это было в диковинку, там либо пили, либо гуляли… Друзья частенько по вечерам подходили к окну этого унылого дома и, зная что усердный юноша сидит со своей книгой, громко стучали по стеклу… Тот каждый раз пугался и отпрыгивал в сторону.
Прошло 20 лет. Николай уехал за границу, в Америку. Знание языка ему пригодилось! Там он устроился на работу, мелким клерком в нью-йоркскую фирму. Трудился он также, денно и нощно. Потом женился и вскорости развелся, жена-американка ему не подходила! Однажды, ему было 40 лет, он приехал на Родину, в Ярославскую область. Его сверстники - румяные и весёлые, уже все давно были женаты. Девушка, которая ему нравилась, также не свободна…
- Привет!
- Привет, заморский купец! Как дела?
- Ничего, приехал за невестой.
- Там перевелись?
- Да нет, всё не моё…
- Лидка свободна.
- Мне она особо не нравилась!
- Зря, она симпатичная стала!
- Мне ты нравилась!
- Знаю. Повторяю, я не свободна.
- Может поедем со мной?
- У меня ребёнок. Да и заскучаю я в твоей Америке. Мне дороги российские просторы!
Николай с грустью опустил голову, они попрощались. Он пошел к Лидке.
- Здравствуй, какая ты красавица!..
 Он удивлённо посмотрел на неё.
- Спасибо.
- Поедешь в Америку?
- Ты всем предлагаешь?..
- Нет, только тебе. Ты мне всегда нравилась!
- Не ври, ты был влюблён в Нину. Все об этом знают!
 Он покраснел.
-  Нет. Хотя, я подумаю… Не уверена, что мне там понравится. Там, наверное, скучно.
- Почему все так думают?!
- Имидж у них такой, всё по порядку, по закону. А у нас – гуляй, не хочу!
- Там тоже, если ты богатый!
- А ты богатый?
- Нет, обычный.
- Я подумаю.
Они расстались. Он пошёл домой, из родных была только бабушка Зина. Она единственная не пила, и поэтому здравствовала!
- О, сыночек! ( Так она его называла. ) Приехал!
 Они обнялись. Баба Зина почти не изменилась.
- Невесту ищу!
- Лида хорошая девушка.
- Знаю, спасибо!
- Как ты там?
- Нормально, бабуля. С утра до вечера работаю.
- Ты этого хотел!
- Пожалуй, да.
Он задумчиво поглядел на улыбающуюся бабушку.
- Оставайся в России.
- Нет, зачем?! Я столько сил потратил…
- Ну и что. Оставшаяся жизнь дороже! Полюбишь кого-нибудь, детишки появятся.
- Нет. Спасибо.
- Зря, подумай.
Он поцеловал бабушку и пошел к церкви. Во дворе стоял священник. Он его знал:
- Благослови, отец.
- Как ты?
- Хорошо. Вот, приехал.
- За невестой?
- Ты прозорливый!
- Я же батюшка… Оставайся у нас! Будешь завхозом в церкви. Невесту найдём. Может и в храме послужишь. По меркам наших мест платить буду хорошо.
-Ты что серьезно?!
- Конечно! Я просто так ничего не говорю. Что тебе там делать, в этой Америке?!
« Сам не знаю », - подумал Николай. Он промолчал. Перекрестился и вошел в храм. В церкви он почувствовал острую, но теплую, щемящую, боль в сердце… Это было впервые. Всё-таки он очень скучал по Родине! Он постоял… И вышел. Потом отправился к местному озеру. Ему хотелось уединения. Он знал эти места, примостившись у дерева, он долго смотрел на воду… « А может плюнуть на всё, ну её, эту Америку?..  Зачем я туда поехал?.. Вон, у всех дети!.. Пить я не буду, а жить можно и здесь. »
И он остался, стал служить в церкви, работал при храме завхозом. Женился на Лидке. Они были очень счастливы вместе и родили много детей!


Рецензии