С-Петербург - древний Рим. 24 Храм Аполлона

 

   "Святилище Аполлону он воздвиг в той части Палатина, которую, по словам гадателей, избрал себе Бог ударом молнии и к храму присоединил портики с латинской и греческой библиотекой, здесь, на склоне лет, он часто созывал сенат и просматривал списки судей." Светоний "Божественный Август"

 "Храм Аполлона в древнем Риме был поставлен на месте, в которое ударила молния. Этот храм был сооружён из цельных блоков белого мрамора, вероятно, либо шестиколонный простиль, либо восьмиколонный периптер. На крыше находилась колесница Солнца. Храм сообщался с портиком и, возможно, был им окружён. К портику примыкала или, возможно, располагалась в нём библиотека Аполлона, состоявшая из двух отделений: одно для греческих, второе для латинских книг.

Украшена портретами знаменитых писателей в медальонах на стенах, и довольно просторным залом для заседания сената. Пространство, ограниченное портиком, называлось площадью Аполлона или площадью храма Аполлона. Местоположение храма Аполлона вызывает массу споров. Выдвинуты три основных теории, согласно которым его следует локализовать:

а) в саду виллы Милза;
в) на территории т.н. виноградника Барберини, в центре которого стоит древняя церковь Санта-Мария-ин Палара или Сан-Себастьяно;
с) к югу от дома Августа над большим цирком.
-------------------
a) Первую тео­рию мож­но сра­зу отверг­нуть. Новые иссле­до­ва­ния фраг­мен­тов Мра­мор­но­го пла­на (for­ma Ur­bis) и новые рас­коп­ки пока­за­ли, что в саду к севе­ро-запа­ду от вил­лы Мил­л­за, веро­ят­но, не хва­ти­ло бы места для хра­ма и пло­ща­ди Апол­ло­на.

b) Вто­рая тео­рия, види­мо, луч­ше соот­вет­ст­ву­ет свиде­тель­ствам лите­ра­тур­ных источ­ни­ков В насто­я­щее вре­мя неиз­вест­но, что; нахо­дит­ся на этом участ­ке; а все види­мые руи­ны отно­сят­ся к прав­ле­нию Доми­ци­а­на. Конеч­но, храм сго­рел в 363 г., но вполне есте­ствен­но, что какие-то следы от него сохра­ни­лись, и этот вопрос мог­ли бы раз­ре­шить рас­коп­ки про­дол­жи­тель­но­стью в несколь­ко дней.

c) Третья тео­рия в целом наи­бо­лее удо­вле­тво­ри­тель­на. От хра­ма остал­ся бетон­ный поди­ум эпо­хи Авгу­ста с длин­ной лест­ни­цей, обра­щён­ной на юго-запад. Всё это недав­но было рас­чи­ще­но, но отчёт об этих работах не пуб­ли­ко­вал­ся."
 
С.Б.Платнер, Т.Эшбу "Топографический словарь древнего Рима"


Всё, как всегда! Не только следов не сохранилось, но даже точное место, где был храм Аполлона, установить не могут.

Одним из уникальных, и редких по красоте и гармонии, архитектурных ансамблей С-Петербурга является ансамбль площади Островского. Здание Александринского театра - это храм Аполлона. Думаю, такая мысль приходит в голову любому, кто видит на крыше театра бронзовую квадригу Аполлона с кифарой в руке. Здание театра является доминантой архитектурного ансамбля. Театр расположен в глубине площади и обращён главным фасадом к Невскому проспекту. Задний фасад театра замыкает перспективу улицы зодчего Росси. Композиция театра предельно лаконична и отвечает внутренней планировке. Единый объём сцены и зрительного зала опоясывается менее высоким объёмом вспомогательных помещений.

Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Сцена театра когда-то была самой большой в Европе и была оборудована самыми совершенными механизмами. В храме Аполлона традиционно исполнялись гимны в его честь. И поэтому, крыша в нём должна была быть либо стеклянной, либо должна была сдвигаться и сегодня металлические конструкции крыши поражают воображение. В этом театре потрясающая акустика и, непонятно, почему, в нём перестали ставить музыкальные спектакли. А, может, понятно...

Как следует из описания, рядом с храмом находилась библиотека. Да, по-прежнему, и находится, это Российская Императорская Публичная библиотека. Библиотека была обустроена по образцу мусея. Светоний упоминал о декоративном убранстве библиотеки. Мусей и есть! Кабинет Фауста, библиотека Вольтера  с его скульптурой, круглый зал, напоминающий храм.

Как пишет Ричардсон: "Между храмом и театром находилось округлое здание, вероятно, святилище, окружённое одним рядом колонн диаметром 5,2м. Оно занимало почти всё пространство между этими строениями и фактически блокировало проход между ними."

 Ещё бы не блокировать, с такими-то колоннами! Если бы мы более внимательно и вдумчиво относились к информации, которую нам преподносят, как исторически достоверную, то уже немалая часть её улетела бы в помойку, как абсолютно недостоверная. К примеру, диаметр колонн Исаакиевского собора 1,85м, нижний диаметр колонн Казанского собора 1, 45м. Вот так и создаются всякие байки, в достоверность которых нас усиленно заставляют верить.

 Круглый зал, напоминающий храм - это святилище Аполлона. Когда-то в центре его стояла бронзовая статуя Аполлона, которая сегодня находится в Павловском парке под именем Аполлона Мусагета, вот только кифара из его руки пропала. По легенде, под полом, в том месте, где стояла статуя Аполлона спрятаны Сивиллины книги(предсказательные). А вдруг, до сих пор там лежат?

 Лоджии центрального фасада, выходящего на площадь Островского, украшают скульптуры, которые раньше стояли на полукруглом карнизе, выходящем на угол Невского проспекта и Садовой улицы. Это изображено на многих гравюрах и литографиях того времени. Скульптуры изображают: Гомера(историк), Платона(философ), Евклида( математик), Гиппократа(врач), Демосфена(оратор), Вергилия(поэт), Тацита(историк), Цицерона(политический деятель, оратор и философ).
 
 Традиционно, при храме Аполлона была школа для одарённых мальчиков (школа для девочек была при храме Афины, в здании, где сегодня Этнографический музей). Не только была, но и сегодня есть в Аничковом(Аничкином, Аничковском) дворце. Более скромно украшенного дворца в СПб мне видеть не довелось, тем более, он считается подарком императрицы своему фавориту. По сравнению с другими подарками, этот уж слишком аскетичен, и не очень соответствует обществу, так любившему роскошь во всех её проявлениях.

 Все помещения дворца говорят о его служебном предназначении, он и похож на школу. В школе обучали истории, риторике, математике, философии, стихосложению и медицине. Особо одарённые продолжали свою учёбу непосредственно с знаменитыми наставниками, возможно, с теми, чьими скульптурами украшена библиотека, ведь все они стали знаменитыми в древнем Риме и, примерно, в одно время. Во времена СССР здесь находился знаменитый Дворец Пионеров, куда мог прийти заниматься в любой кружок, совершенно безплатно, каждый ленинградский школьник.

 Вход во дворец со двора, а не с Невского проспекта. Он стоит боком к проспекту, что заставило придумать легенду о канале от Фонтанки к дворцовому крыльцу, но для школы это абсолютно уместно и удобно. Дворец окружён парком, от площади Островского территория парка отрезана стеной с  двумя павильонами, украшенными скульптурами русских витязей. Витязи-богатыри посвящены Богу-Солнцу. Мальчики - будущие воины, так что витязи здесь в воспитательных целях. На чугунных литых воротах изображение льва в солнечном ореоле, как символа Царя-Солнца.

Перед храмом Аполлона непременно должна была быть священная роща, так что Екатерининский сквер перед театром - её подобие.

Задний фасад Александринского театра выходит на улицу зодчего Росси. Улица зодчего Росси - единственная улица в мире, выполненная по пропорциям Витрувия, в строгом соответствии с античными канонами. Высота образующих её зданий равняется её ширине и составляет 22м. Длина улицы ровно в десять раз больше и составляет 220м. По версии ОИ улица создавалась по проекту аритектора Карло Росси(читай: русского!), ранее она называлась Театральной и своё нынешнее имя получила в 1923г. Только вот сама фигура Карло Росси вызывает у меня большие сомнения в его реальном существовании.

Когда-то в далёкие времена, на этой улице находилась знаменитая философская школа, в которой преподавал Сенека. Первые этажи зданий улицы были открытыми аркадами. Шум с оживлённой улицы заглушало здание храма, а на площади, которая носит ныне имя Ломоносова, была установлена трибуна, с которой выступали знаменитые ораторы и философы того времени. Во всяком случае, всё говорит именно об этом.

Аполлон на квадриге, в соответствии с мифологией древней Руси - Бог Коляда. Он самое молодое солнце. Детство - утро, рассвет жизни! На крыше библиотеки скульптура сидящей Афины. Афина - Зоря-Заряница, выводящая Солнце на небо, может присесть, когда солнце уже встало. Думаю, что поэтому именно здесь, где находилась школа и библиотека, родилась поговорка, что ученье-свет!

продолжение: http://www.proza.ru/2019/06/08/1249

----------------------------------------------------

Римма Соловьёва
04.06.2019г.

На фото: Храм Аполлона, ныне Александринский театр.


Рецензии
Убедительно, Римма! Сколько интересного ещё предстоит узнать.

Любовь Царькова   05.06.2019 11:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба! Рада, что смогла убедить!

Римма Соловьёва   05.06.2019 12:12   Заявить о нарушении