Смена идентификаторов. p106-109

Смена одних идентификаторов – Божиих – на другие,
противные Богу

Параллельно с низведением идентификации человека от
имени до телесных данных шел и продолжает идти исторический
процесс ниспадения человека сначала с высоты
внутреннего духовного, каким было монашество прежних
времен, до внутреннего религиозно-нравственно-трудового
человека; преимущественно это были крестьяне, и чуть-
чуть людей дворянско-княжеского рода, у кого в обычаях
было мужьям и женам в конце жизни уходить в монастыри
и принимать монашество, и какое-то число священства с их
семьями, затем до среднего – творчески-деятельного душев-
ного, это творческая интеллигенция, а дальше внешнего – со-
держательного организационно-дисциплинарного человека,
это служащие.
То есть человек, переходя из одного разряда людей в дру-
гой, из поколения в поколение терял Богом заложенные со-
ставы своего устроения. Средний и внешний человек сегодня
составляют основное население России. Они легко осваивают
интернет и чувствуют себя тут своими. Вместе с этим для ин-
тернетного существования целый ряд естественных дарова-
ний человека оказывается не задействованным, ненужным.
Прежде всего невостребованными оказываются духовные
качества людей, затем нравственные. Из оборота жизненного

107
общения совсем уходит совесть. Все проявления любви тоже
оказываются ненужными, без них можно обойтись.
Сам человек, посвятивший себя земной жизни, нисколько
от этого не страдает. Наоборот, с интернетом ему и удобнее и
разнообразнее жить. Даже богослужения сегодня священники
совершают, держа в руках не служебники, а включенные теле-
фоны, листая интернетные страницы богослужения.
Внешний человек, схваченный греховным покровом нечув-
ствия благодати, настолько привычно обходится без нее, что
ему достаточно знать все о ней из учений Церкви о благода-
ти, чтобы полагать себя ходящим в ее свете. В свете знаний о
ней. В советское время, когда из поколения в поколение вы-
ращивался внешний человек, прямо так и заявлялось со всей
торжественностью: знания – свет! А рядом другой лозунг:
«Партия – жизнь!». Первое – вместо «свет благодати», второе –
вместо «Христос – жизнь». Подмены очевидные, но и сегодня
внешний человек, даже читая здесь об этом и даже соглаша-
ясь с написанным, всё положит туда же, чем и где он жив, т. е.
в знания. Знания доставляют ему жизнь, он и будет жить здесь
прочитанным. При этом в нем не образуются ни малейшие
подвижки к переходу от внешнего человека к внутреннему
религиозно-нравственному трудовому, сразу, минуя среднего.
Ему будет вполне достаточно понять и согласиться, что нужен
переход. Этого ему будет настолько достаточно, что ни малей-
шего шага собственно перехода он и не подумает сделать. Сам
переход ему не нужен. Не нужно то, о чем ему говорит Господь:
отвергнись себя. Здесь выбор – или остаться довольным в себе
внешним человеком, все знающем о переходе, или перейти во
внутреннего нравственного, отрекшись от внешнего, умерев
в нем. Ибо в нравственном он будет жить уже не интеллектуальными
знаниями и не творчеством. Со всем этим придется
расстаться. Готовы ли мы на это?

108
В наше время воцерковление тысяч людей связано с про-
буждающейся религиозностью. Но каких людей? Всё тех же,
каких вырастила советская, безбожная школа и каких привет-
ствовала прежняя безбожная жизнь. Это одни люди, внешние,
для которых знания – свет, и другие люди, средние – талантли-
вые, творческие, душевные и деятельные, для которых жизнь –
творчество, жизнь – душевное общение, и деятельность кото-
рых разворачивается: первое – в творчество о Боге и Церкви, о
религиозных смыслах и подвигах, и второе – в душевные слу-
жения, посвященные церковным знаниям. Т. е. ради препода-
ния и усвоения церковного содержания – всё тех же знаний,
устраиваются сегодня все воскресные школы, духовное обра-
зование, миссионерское, катехизическое служения, служение
милосердия, работа с молодежью. И все в формах внешнего и
среднего человека. Не в церковном укладе. Потому что церков-
ного уклада внешний и средний человек не знают. От церков-
ного уклада внешний и средний человек бегут. Жизнь в укладе
для них изнурительна. Им в укладе невозможно жить.
Для внешнего и среднего человека жизнь нравственная не
имеет приоритетной цены. У него есть семья, дети, но в прио-
ритете его жизни знания, про которые он думает, что они свет,
и деятельные служения, про которые он думает, что тем уго-
ждает Богу.
Поэтому, устраивая воскресную школу, он насыщает ее цер-
ковными знаниями, но не отдает себе отчета, что действует
теми же методами и приемами, какими работает советская
школа. И какими она с победоносным успехом сегодня, от-
секая семью, отсекает в детях и взрослых возможность нрав-
ственного и трудового человека.
В итоге любая школа сегодня, что светская, что церковная,
различаясь предметным содержанием, на деле выращивает и

109
закрепляет одних и тех же людей – внешних и средних. Что и
требуется духу времени.
Чтобы увидеть, что это такое и куда это ведет, надо просто
посмотреть характеристики внешнего церковного человека.


Рецензии