История войны Мустафы ал-Илисуви

«История войны» Мустафы ал-Илисуви

Религиозный деятель Мулла Мустафа-Эфенди ибн ‘Абд ал-Хамид ал-Илисуви (1882–1930) — является автором малоизвестного в Дагестане исторического сочинения «Тарих ал-харб» («История войны», 1922 г.), написанного в стихотворной форме на арабском языке. Его автор, как этнический дагестанец имел прямое отношение к географическому (большому) Южному Дагестану, и даже печатался на страницах местной дагестанской газеты «Джаридат Дагистан».

Житель цахурского села Илису Мустафа ал-Илисуви ранее не упоминался в русскоязычной научной литературе.

Сочинение Мустафы — «Тарих ал-харб», посвящено событиям Первой мировой войны (28 июля 1914–11 ноября 1918 гг.), в нем затрагиваются и некоторые аспекты турецко-армянских отношений. Комментированный перевод данного сочинения опубликовали впервые дагестанские исследователи Р.С. Абдулмажидов и М.Г. Шехмагомедов.

На страницах газеты «Джаридат Дагистан» Мулла Мустафа сын ‘Абд ал-Хамида посвящает свою статью критике метода преподавания в арабских школах исламских государств и, в частности, в арабских школах Дагестана. Трудность изучения наук в них автор статьи видит в следующем.

Во-первых, считает он, это порочная практика, когда количество уроков равно количеству студентов. Уроки перегружены, у учителя нет времени давать материал, подкреплять его примерами. В результате учащиеся получают только смысл языковых понятий из арабских оборотов, а не изучают ни морфологии, ни синтаксиса. Не изучают другие рационалистические и традиционные науки. И большинство из них после такого обучения не может говорить на литературном арабском языке. Между тем студенты в русских школах, замечает автор статьи, изучают морфологию и синтаксис языков, которые они изучают, в течение 2-х или 3-х лет и могут говорить и писать на этих языках. Это ясный аргумент, считает Мулла Мустафа, в пользу непригодности методов обучения в арабских школах и замены их новыми с участием студентов на уроках, увеличением наглядных примеров для правил, упражнений студентов с правилами, как это имеет место в новых (новометодных) школах.

Во-вторых, среди порочных традиций в арабских школах, считает Мулла Мустафа, — это нераспределение времени обучения, как в новых школах. Это мешает разъяснению и усвоению, так как, если не регламентировано время обучения, студент занимается тем, что желает его душа.

В-третьих, считает Мулла Мустафа, это отсутствие в арабских школах экзаменов по изучаемым предметам. Если большинство студентов будет знать, что у них нет экзамена и что у них не будет ни о чем спрошено, то они будут проявлять нерадивость в обучении, проводить время как им захочется.

И четвертое, считает Мулла Мустафа, а может, это и первое, – то, что дагестанское студенчество занимается науками, а не знает их основ, из-за чего не достигают целей и бесполезно тратят на этом пути свои годы.

Что касается биографии автора, то в книге-справочнике, посвященной Илисуйскому феодальному владению, изданной под редакцией С.Н. Муртузалиева в г. Баку на азербайджанском языке, мы находим краткую статью про Мустафу-Эфенди сына ‘Абд ал-Хамида ал-Илисуви.

В данном справочнике о нем сообщается следующее: «Мустафа-афанди ал-Илисуви родился в 1882 г. в сел. Елису Закатальского округа. Получил начальное образование в сельском медресе Елису, где учился у хаджи Нур-Мухаммада-Эфенди. В дальнейшем Мустафа-Эфенди продолжил образование в Османской империи. Помимо превосходных знаний по богословию, Мустафа-Эфенди отличался хорошими знаниями по географии, истории и астрономии».

Кроме того, известно, что Мустафа превосходно владел несколькими языками, распространёнными в регионе. В 1914–1930 гг. он работал дибиром Джума-мечети в сел. Елису. В 1918–19 гг. принял активное участие в формировании Закатальского полка (1600 человек) Исламской армии Кавказа под командованием турецкого генерал-лейтенанта Нури-паши (1881–1949). Отличался панисламистскими взглядами. В 1930-м году был расстрелян в ходе антирелигиозной кампании, развернувшейся после подавления, прошедшего в том же году антисоветского Закатальского восстания.



Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-ИЛИСУВИ — нисба образована от названия цахурского сел. Илису, ныне — на территории Азербайджанской Республики. В прошлом — столица Илисуйского султаната.

АЛ-ИЛИСУВИ, МУЛЛА МУСТАФА-ЭФЕНДИ ИБН ‘АБД АЛ-ХАМИД (1882–1930) — автор сочинения «Тарих ал-харб» («История войны», 1922 г.), написанного в стихотворной форме на арабском языке.

НУРИ-ПАША КИЛЛИГИЛЬ (1881–1949) — турецкий военачальник, генерал-лейтенант, сводный брат Энвер-паши, командующий Кавказской исламской армией.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ДИБИР (перс.) — «писарь», «писец»; духовно-административный глава джама‘ата.

ДЖАРИДАТ ДАГИСТАН (с 1918 года газета «Дагестан») — газета на арабском языке, выходившая на территории Дагестана в 1913–1918 годах. В 1918 году газета официально сменила форму собственности, также было изменено её название. В 1919 году закрыта окончательно.

ЦАХУРЫ (самоназвание — йихъбы, цIaIхбы) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных народов Дагестана. Говорят, на цахурском языке, который относится к лезгинской семье нахско-дагестанской группы северокавказских языков. Цахуры, как и другие народности лезгинской языковой группы (лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, арчинцы), в этнокультурном отношении близки друг с другом. Предки этих лезгинских народностей исторически входили в состав многоплеменного античного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «албанов (агванов)».


ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


ЗАКАТАЛЬСКИЙ ОКРУГ — особая административно-территориальная единица Российской империи, самая малая самостоятельная (не входящая в состав губернии или области) административная единица России. В начале XX века — один из двух (наряду с Сухумским) особых округов, приравненных к губерниям. Административный центр — Закаталы. Площадь — 4033,7 км;. Образован в 1859 году. В Закатальском округе действовало военно-народное управление, управлял им начальник округа. В административном отношении округ делился на 4 участка: Алиабадский Кахский Белоканский Джаромухахский. Округ располагался в северо-восточной части Закавказья, у южной подошвы Главного Кавказского хребта; граничил на северо-востоке с Дагестанской областью, на юго-востоке и юге — с Елизаветпольской, на западе — с Тифлисской губерниями.

ИЛИСУ (цахур. ILISU) — селение в Кахском районе Азербайджана. Являлось центром Илисуйского султаната, позднее входило в состав Закатальского округа. Село основали цахуры.



ЛИТЕРАТУРА


1. Абдулмажидов Р.С., Шехмагомедов М.Г. «Тарих Ал-Харб» («История Войны») Мустафы Афанди ал-Илисуви: предисловие, перевод и примечания // Вестник Института ИАЭ. 2016. №2. C. 45–52.

2. Мамедова Ш. Антисоветские выступления в Азербайджане 1920–1930-е гг. // Вопросы Истории, 2012. №3. С. 1–8.

3. Мустафа б. Абдулхамид ал-Илисуви // Джаридат Дагистан. 5 октября 1913. № 40. С. 3–4.

4. Наврузов А.Р. Газета «Джаридат Дагистан» (1913–1918) как историко-культурный памятник. – / Отв. ред. докт. ист. наук А.Р. Шихсаидов. – Махачкала: «Эпоха», 2007. С. 55–56.

5. Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А. Дагестанские рукописи в зарубежных коллекциях (Грузинский национальный центр рукописей) // История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. №4. 2018. С. 20–31.


Рецензии