de omnibus dubitandum 105. 169

ЧАСТЬ СТО ПЯТАЯ (1884-1886)

Глава 105.169. ШЕМЯКИН СУД…

    Какъ-то летъ пятнадцать тому назадъ я проходилъ по бульвару Сэнъ-Мишель, въ центр Латинскаго квартала, съ однимъ изъ близкихъ пріятелей, русскимъ евреемъ по происхожденію, быстро впитавшимъ въ себя элементы французской культуры и искренно полюбившимъ великую демократическую страну.

    Мой собеседникъ очень неглупый, очень чуткій человекъ, отличающійся большою воспріимчивостью къ измененіямъ въ общественной атмосфере и, можно сказать, болезненно тонкимъ инстинктомъ предугадывающій малейшія пертурбаціи въ этой области.

    Сколько разъ его разсужденія поражали меня именно этимъ даромъ предвиденія; и зачастую разговоръ съ нимъ заставлялъ меня всматриваться въ такія явленія, которыя еле-еле начинали обозначаться и на которыя я безъ него не обратилъ бы вниманія.

    Въ особенности чутокъ его барометръ въ сфере еврейскаго вопроса, где онъ обнаруживаетъ редкое соединеніе глубокой, но скрытой и благородно-стыдливой любви къ своей расе и въ то же время зам;чательно безпристрастной, можетъ быть даже черезчуръ суровой критики ея недостатковъ.

   - Посмотри, виделъ ты эту грошовую газетку? и онъ указалъ мне на жалкій листокъ съ страннымъ, - какъ мне показалось въ ту пору, - названіемъ "L'Antijuif" (Антиеврей), которое высовывалось изъ-за пачки нумеровъ, висевшихъ на стенке газетнаго кіоска.
   
    - Какая чепуха! - невольно вырвалось у меня при взгляде на эту крошечную, безобразно отпечатанную на серой бумаге полу-газету, полу-аффишу.
   
    - Ну, а я тебе скажу, другъ мой, что не нынче-завтра антисемитизмъ появится во Франціи... да, во Франціи, въ стране провозглашенія правъ человека и гражданина, и нашему брату "жиду" придется снова задаваться вопросомъ, есть-ли еще где-нибудь на свете уголокъ, въ которомъ мы можемъ чувствовать себя свободными отъ ненависти и преследованія...
   
    Его грустный тонъ поразилъ меня, и я совершенно искренно сталъ протестовать противъ такой, казалось мне, чудовищной гипотезы.
   
    - Увидишь, увидишь,- повторялъ мой пріятель, и можетъ быть скорее, чемъ даже думаешь.
   
    Несколько дней спустя, мы снова встретились, и я съ торжествомъ заметилъ пріунывшему другу, что никто на "Антиеврея" не обратилъ вниманія, кроме рошфоровскаго L'Intransigeant'а, который, однако, упомянулъ о газетке, лишь какъ о вздорномъ курьезе.

    Мой пріятель какъ будто повеселелъ, но ответилъ на мое замечаніе короткимъ "да, знаю, читалъ" и сейчасъ же погрузился въ молчаніе. И я чувствовалъ, что за этимъ молчаніемъ скрывалась упорная и горькая дума моего друга о злополучномъ народе, которому даже въ романе Евгенія Сю повелительный голосъ бросаетъ безпрестанное "иди, иди"...
   
    Дело происходило приблизительно въ 1885 г.

    А въ 1886 г. вышла "Жидовская Франція" Дрюмона, которая произвела неслыханное возбужденіе въ печати и обществе и была распродана въ теченіе несколькихъ летъ въ числе полутораста тысячъ экземпляровъ.

    Въ 1890 г. антисемитская агитація перешла съ Морэсомъ и Герэномъ на улицу и, служила предметомъ преній на народныхъ собраніяхъ. Въ 1894 г., после несколькихъ пробныхъ попытокъ, антисемитизмъ явственно обнаружился въ арміи и, наметилъ себе жертву въ лице несчастнаго Дрейфуса*.

*) Дело Дрейфуса -

    Въ 1895 г. теченіе проникаетъ въ парламентъ, и стены палаты депутатовъ оглашаются дикою речью "республиканца и свободнаго мыслителя" Дени, который на заседаніи 25 мая предостерегаетъ "французовъ Франціи" противъ "еврейскаго нашествія".

    А затемъ мне нечего напоминать читателю, въ какихъ яркихъ формахъ антисемитизмъ прокинулся и во Франціи, и особенно въ Алжиріи за последніе три года съ того времени, какъ защитники основныхъ принциповъ современной цивилизаціи возстали противъ военнаго Шемякина суда* во имя попранной истины и заушенной справедливости.

*) Шемякин суд - древнерусская сказка восточного происхождения, памятник неправды в последние времена уделов (XV век); зачастую бездоказательно связывается с именем Великого князя Московского Димитрия Шемяки (ум. 1453)

    Какъ видите, печальныя предвиденія моего пріятеля сбылись более, чемъ могъ разсчитывать на это самый сангвиническій антисемитъ полтора десятка летъ тому назадъ. И не вызови дело Дрейфуса сильной нравственной встряски, не пробудись въ лучшихъ элементахъ страны тотъ великолепный идейный энтузіазмъ, который въ общемъ всегда такъ высоко ставитъ французовъ надъ другими более умеренными и аккуратными націями, республиканская Франція была бы задушена темными силами реакціи, разорвана волками военщины, заклевана воронами и совами клерикальнаго мракобесія...
   
    Я задаюсь въ предлагаемомъ читателю этюде разсмотреть положеніе еврейскаго вопроса во Франціи и объяснить возникновеніе здешняго антисемитизма, въ могущество котораго, каюсь, я не особенно верилъ вплоть до печальныхъ событій последнихъ летъ.

    Заранее могу, впрочемъ, предупредить читателя, что, изучивъ возможно добросовестно эту задачу, я прихожу къ тому отрадному заключенію, что антисемитизмъ распространенъ во Франціи лишь по поверхности; что его кажущееся временное могущество объясняется общими явленіями соціально-политической и умственной жизни страны; и что онъ долженъ идти - и уже решительно идетъ - на убыль.

    Тамъ, где во время прилива антисемитствующаго настроенія на мутныхъ волнахъ юдофобской агитаціи гордо плавала "непобедимая армада" всехъ этихъ Дрюмоновъ, Гереновъ, Максовъ Рэжисовъ, Милльвуа и Рошфоровъ, тамъ скоро съ усиливающимся отливомъ мы увидимъ песчаныя и илистыя мели, жалкія лодчонки на боку, кучу нечистотъ, вздутые трупы выброшенныхъ на берегъ псовъ и грызню жадныхъ молюсковъ за куски падали....

    Изъ временнаго, но спасительнаго кризиса великая страна выходитъ снова готовою къ великимъ подвигамъ. Опасность, повторяю, лежала не въ самомъ антисемитизме, а въ общихъ условіяхъ Франціи на рубеже ХХ-го века.

    Какъ только сознательная часть націи поняла отрицательныя стороны современнаго общественнаго процесса, какъ только она направила свои усилія на борьбу съ реакціей во всехъ сферахъ деятельности, критическое положеніе страны утеряло свой грозный характеръ, и здоровое теченіе должно скоро смыть безповоротно все накипевшіе за последнее время шлаки французской жизни, а въ томъ числе и варварскій антисемитизмъ.
 
Источник: Русанов Николай Сергеевич (H.E. Кудринъ). Еврейскій вопросъ и антисемитизмъ во Франціи. "Русское Богатство", No 1, 1902
 


Рецензии