Мини-лекции. Цветное телевидение. Телекамера

   Что такое цветное телевидение? Ну... Это тоже самое, что и чёрно-белое, только цветное. Конечно всё гораздо сложнее... А насколько, сложнее? Да, кто ж над этим задумывался?

   Ходят слухи, что даже механическая система с диском Нипкова и та пыталась перевести эти диски на цветные рельсы?! И даже как бы получилось?! Так с чего же нам начать выяснять отношение? С цветом конечно.

   Существует такой опыт, напрямую связанный с нашей темой. Диск рис1а с тремя цветными секторами вращают на оси (в центре круга) При вращении с определённой скоростью (угловой) диск из разноцветного превращается в белый (светло-серый). Второй опыт с тремя фонариками, либо проекторами. На фонарики одевают цветные фильтры по аналогии с цветами диска. Включают и направляют на белую стену (экран) и вот результат рис1b. К чему это я? К тому, что белый свет (цвет?) образуется (может быть образован) из трёх основных цветов. Но в определённых пропорциях. Каких? Это какой белый цвет Вы закажите?! В телевидении применяют цвет типа [С], цвет белых облаков.

   Как оказалось наши рецепторы воспринимающие цвет как раз и состоят из той же троицы: красный, синий и зелёный. Всё сходится, а посему нам нужно заполучить именно те самые: красный, синий и зелёный! Так где же взять эти три цветные камеры для получение заветных?.. В самом начале я Вам говорил, что цветное это тоже самое чёрно-белое, только цветное. Вот! Всё те же чёрно-белые камеры, только их три штуки (по количеству цветов) На каждую одевают свой светофильтр и понеслось...

   Но это как-то пришло в голову только в самом начале, а потом... Потом Вы и видите на рис1. Это схема трёхтрубочной цветной камеры. Где на рис1: 1 — объектив; 2 и 5  — обычные зеркала, подкрашенные мною как бы показать принадлежность к трубке; 3 и 4 — полупрозрачные зеркала-фильтры (дихроичные). Они, эти зеркала отражают один цвет, но пропускают другие. Так зеркало 3 отражает красный цвет, 4 зелёный, а синий проскакивает без задержки! Вот такая система. И каждая выдаёт сигнал соответствующий одному цвету. Иногда применяют четырёхтрубочную систему рис3. Здесь на пути лучей стоит ещё одно зеркало отражающее все лучи на ещё одну трубку, дающую яркостный сигнал Y (чёрно-белый).

   Юстировка зеркал в такой системе дело слишком щепетильное и поэтому начали ломать голову на предмет как бы это что-то придумать взамен зеркал? И придумали, — набор призм рис2. Очень точная подгонка, между призмами полупрозрачные фильтры. Роль зеркал, — грани призм. На рисунке Вы и видите схему устройства и ход лучей. Остаётся только подставить трубки и поехали...

   На рис5 и рис7 Вы видите кадры из известного фильма «Москва слезам не верит». По фильму между этими кадрами примерно двадцать лет. На обоих присутствует Рудольф, киношный отец (Юрий Васильев) Саши (Наташа Вавилова), а внизу мать Катерина (Вера Алентова). Рудольф оператор телевидения. В смысле рулит телекамерами. Вверху как бы пятидесятые годы и камера естественно чёрно-белая. А на рис7 (через двадцать лет) цветная на трубках КТ-132.

   Почему я так уверен? Посмотрите на рис6 и рис8. Вверху та самая чёрно-белая в цехе нашего завода. Да того самого на котором мне и довелось работать. Внизу тот же завод, цех, но камера цветная, та самая КТ-132. И настройщики колдуют над ней! По верхней камере видно, что она допотопная. Почему? По вот тому чёрному диску на камере. Это сменные объективы на разные фокусные расстояния. В то время все эти зомы, вариообъективы или трансфокальные только начинали раскручивать. И все эти наезды-отъезды снимали скачками, сменяя объективы. На КТ-132 всего один объектив но с плавно изменяющимся фокусным расстоянием.

   Но как оказалось наука не стоит на месте и на смену трубкам пришли чисто твёрдотельные системы-матрицы. Если слишком просто, то это фотоприёмники преобразующие свет в электрический ток рис4b. А, чтобы он (фотоприёмник) стал цветным на пути лучей света ставят цветной фильтр. Вдобавок для сфокусирование света ещё и небольшую линзу рис4а. И теперь каждый из приёмников реагирует только на свой цвет. Далее все приёмники собирают на плоскости и по цветам в определённой последовательности. Вот такая сильно, очень увеличенная часть матрицы и показана на рис4 (левый верхний угол). По остальным углам схема расположения на этой матрице фотоприёмников разных цветов: зелёного, синего и красного.

   Ну и наконец самое трудное, это переключение всего этого хозяйства по строкам, кадрам... Но это будет уже совсем другая история... Долгая и нудная... А для простого жителя ПРОЗЫ я хочу дать сравнение. Как мужикам не надо знать все подробности происходящего в родильном отделении, так и ПРОЗЕ все эти микро-технологические загогулины! И как утешительный приз... Возьмите более-менее с большим увеличением линзу и посмотрите на белую часть Вашего монитора. Если в камере приёмники, то здесь передатчики цвета. Можете представить насколько всё это микроскопично...


Рецензии