Обзор Павел Санаев Похороните меня за плинтусом

Русскоязычный автор. Что является нечастым среди литературы, которую я читаю. Даже не знаю, почему. Напротив, считаю, что писателей своей страны нужно знать и читать.

          Очень противоречивая книга, в хорошем смысле. Одна из списка литературы о трудном детстве, так что можно предположить примерную ее суть. Но, несмотря на всю серьезность идеи, книга фантастически комичная и смешная! Я просто, как это говорится, снимаю шляпу перед автором. Потому что это повесть и Павел Санаев настолько иронично и искрометно рассказывает о своем собственном детстве. В книге нет ни капли злобы или затаенной обиды на все обстоятельства, в которых пришлось расти мальчику. Здесь переплетаются множество тем о межличностных отношениях, ключевая из которых о чрезмерной опеке над ребенком, которая доходит в прямом смысле слова до полного абсурда.

Помню, сижу я на работе во время обеда, как раз читаю эту книгу, и ко мне в кабинет заходит моя коллега. Буквально прочитала пару случайных строк и сходу выдала, что это Павел Санаев – Похороните меня за плинтусом. Я обожаю эрудированных и начитанных людей, мне поговорить о литературе, как чай с конфетками попить=)) Она-то мне и рассказала, что это повесть и автор в уже повзрослевшем возрасте написал историю своего детства. Вырос в нормального здорового мужчину, человек довольно известный в своих кругах, из актерской семьи. Не знаю, можно ли назвать все это травмой, но так или иначе детские годы не наложили суровый отпечаток на его личность.

Читая эту книгу, я хохотала, как ненормальная. А через минуту моему возмущению не было предела – как так можно вести себя с внуком? Тем более таким взрослым? Тем более с будущим мужчиной? Чокнутая баба!!! А еще через пять минут вспоминала, как мы с братом и нашими дворовыми друзьями лазили по стройкам, делали на деревьях шалаши и жгли огромные костры.

С одной стороны в книге подняты важные, взрослые и серьезные темы. В то же время книга живая, не смотря ни на что жизнерадостная, пропитанная добротой и любовью. Хоть иной раз эта любовь принимает весьма абсурдный вид.

До ее прочтения мне несколько раз попадались ссылки на эту книгу. Хоть название мне нравилось, но имя автора навевало скуку. Да, я тот человек, который выбирает конфеты по обертке. И пусть это будет хоть сто раз не правильно, все равно и дальше буду обращать внимания на этикетку. И только когда мне попался на глаза тот самый список книг о трудном детстве, в котором я в очередной раз увидела «Похороните меня за плинтусом», решила, что момент настал.

Наверно я несколько предвзято отношусь к русскоязычным авторам. И не всегда мне хочется читать русские книги. Как бы это понятнее объяснить-то вам? Исходя из того, что отечественного я читала, а читала я в основном классику, русская литература, скажем так, тяжелая. Угрюмая, хмурая, серая, очень проблемная. Помню, читая «Преступление и наказание» Достоевского, как меня взбесил папаша: первая его жена умерла, от второй жены уйма детей один одного меньше, им нечем платить за жилье, да что уж там жилье, дети плачут от голода. Его старшая дочь вынуждена стать проституткой. А этот хмырь, ужравшийся с самого утра, рассуждает, как тяжела у него жизнь. Вот падла, последние копейки, и те пропивает. Я, как человек сопереживающий, ну не могу читать такое! Психанула, закрыла книгу и вообще удалила с компьютера! Достоевский, Пушкин, Тургенев, Толстой и т.д. – везде классовая расслойка общества и несправедливость, нищета одних и безнаказанность других, непрекращающийся голод, пьянство, печаль и грусть, грусть, грусть. Знаете, как о русском народе говорят даже сейчас – все русские унылые, никогда не улыбаются, пьют и воруют. Вот в русских книгах все о том же. Естественно «Преступление и наказание» я как-нибудь дочитаю. Я книги не бросаю. Но русскую литературу я читаю дозировано, одну отечественную на десяток зарубежных. И опять же повторюсь – все же родных авторов читать нужно обязательно.

Возвращаюсь к Санаеву: если изначально к этой книге я отнеслась скептически, то в итоге была приятно удивлена. Очень понравилась! И, если я не ошибаюсь, она экранизирована. Рекомендую всем.


Рецензии