Отрывок из романа Откровения невестки

           Маша плюс Саша — равняется любовь!

- Дождались! Каждый день заглядывала в почтовый ящик — вдруг письмо? И телеграмму всё время ждали, а вы без неё приехали. Слава Богу! Поход закончился хорошо, вот вы и дома! Ты, Маша, - обратилась свекровь ко мне, - не поощряй его увлечение горами. Как уйдёт туда, у меня сердце не на месте! Очень переживала…
- Теперь Саша обещал только в походы ходить, - ответила я радостно, - с горами покончено!
- Вот и хорошо! Проходите в дом, я вам уже комнату приготовила, - мама Александра, Нина Даниловна, маленькая, полноватая женщина, суетилась, хваталась за рюкзак, стараясь нам помочь.
- Мама, не трогай! Я сам занесу, - Саша взял неподъёмный рюкзак и первый вошёл в двери небольшого деревянного дома. Я следом.
- Да тут уютно! - я огляделась. В чисто выбеленной комнате с низкими потолками у стенки стояла кровать с железными спинками, у окна примостился обеденный стол с деревянными стульями, в углу фанерный шифоньер, а рядом старый комод. На окнах висели голубые ситцевые занавески в мелкий синенький цветочек. На деревянном полу лежали домотканые половики. По моим наблюдениям, обстановка соответствовала пятидесятым годам. Да, не богато жили родители Саши, но ведь я и сама не избалована роскошью! Мне не привыкать к простой деревенской жизни.
- Ты уж, Маша, извини, что не так… Мы к вашему приезду освежили всё, помыли, перестирали. Может ты, городская, привыкла к другой обстановке, но мы в Сибири так живём…
- Не волнуйтесь, мне всё нравится, - я пока не определилась, как мне называть свекровь, по имени-отчеству или мамой. Но уж точно не на «ты»!
 Нина Даниловна оставила нас вдвоём и ушла готовить праздничный ужин.
- Саш, я пока не могу её никак называть, - пожаловалась я мужу. - Может быть, ты сам спросишь, как ей будет лучше? Назову по имени - отчеству, скажет, что официально, мамой — для меня непривычно, а уж тётей Ниной и вовсе ни к чему… Как всё сложно! Раньше невестки приходили в семью и знали, что свекровь теперь для них наравне с мамой, а сейчас ничего не поймёшь! Вот уж свёкра я точно по имени-отчеству буду называть, хотя даже и без отчества можно, учитывая его возраст… На сколько он нас старше? На четырнадцать лет или чуть больше?
- Машенька, не бери в голову! Конечно, я спрошу у мамы, но ведь и от тебя многое зависит. Если трудно произнести слово «мама», зачем себя заставлять? - Саша посмотрел в мои глаза, и я сразу забыла обо всех печалях. Как же я любила его! Мне нравилось в нём всё — внешность, покладистый характер, доброта, отзывчивость и его трепетное отношение ко мне. А главное, он был рядом, мы вместе, и мы всё переживём!
 Через день после нашего приезда в далёкий сибирский посёлок к родителям мужа вернулся и средний сын, младший брат Саши— балагур и весельчак Виктор. Он учился в культурно-просветительном училище по классу баяна. Братья отличались не только внешностью, но и по характеру. Виктор был похож больше на маму, такой же овал лица, заострённый к низу, тонкие губы и с небольшой горбинкой нос. Волосы тёмные и кудрявые, как у отца, которого я видела только на фото. В кого карие глаза, если у мамы и Саши — голубые? Наверное, тоже в отца, на чёрно-белом снимке не видно, а Саша помнил его  смутно. Тот умер, когда ему не исполнилось и десяти лет. Виктор, младше брата на два года, тем более не помнил. По характеру Саша — основательный, медлительный, немногословный, как потом сказала свекровь, в деда, а Виктор - стремительный, лёгкий в общении, без труда оказывающийся в центре внимания в любой компании. Казалось, что он всех любит, и все отвечают ему взаимностью. С ним у меня сразу установились отношения как у брата с любимой сестрой, я ощущала его теплоту и искреннюю поддержку. Таких отношений со своими братьями у меня никогда не было. Как жаль, что по жизни общались мы с ним очень мало…

 После замужества я была такая счастливая, что не допускала и мысли о том, что у меня могут быть огорчения и разочарования. Мне казалось, что тот беспросветный школьный отрезок времени, когда хотелось только одного, сытно поесть, остался далеко позади, а теперь меня ждёт новая и светлая жизнь. Только так, а не иначе! Я встретила человека, с которым буду делить горе и радость, я обещала ему быть хорошей женой и относиться к его родственникам с уважением, а, может, и с любовью. К свекрови я ехала с убеждением, что она уже, судя по письмам, приняла меня в своё сердце, и у меня наконец-то появится заботливая мама. Как мне хотелось этого!

 Обещанная сельская свадьба проходила во дворе дома под кронами деревьев. Кроме родственников Саши, я, конечно, никого из присутствующих не знала. Но мне было всё равно, я с благодарностью принимала подарки и поздравления. Среди спиртного было только две бутылки шампанского, стоящих на нашем столе, а в остальных был разлит самогон, сделанный… Сашиной мамой. Уже через час свадьба пошла, как говорится, вразнос!
- Убивает! Спасите! - даже я узнала по голосу, что с соседнего двора кричит Нина Даниловна. Саша тут же вскочил со своего места и перепрыгнул через плетень. Там он увидел отчима с топором в руках и свою маму, которую закрыли собою две соседки. Не думая об опасности, Саша подбежал к Григорию, выше которого был на целую голову, вырвал из рук топор и пригрозил:
- Сейчас в милицию сдам! Запомни, гад, я не дам тебе мать обижать!
- Саша, успокойся! Не надо милицию. Перепил человек. Сейчас отведём его в баню, пусть проспится, - Нина Даниловна виновато посмотрела на сына и как-то сникла.
Пьяного отчима увели какие-то родственники. Я наблюдала за этой сценой издалека, но краем уха слышала, о чём говорили за моей спиной вскочившие со своих мест гости.
- Бедная Нинка! Хотя бы её сына с невесткой постеснялся! Надо же, во время свадьбы решил проведать свою зазнобу! И ещё топором машет, когда она их застала! Вот что ему надо? Нинка ему сына родила, а он ни одну юбку не пропускает! Что в нём бабы находят? Ни роста, ни рожи, да ещё и характер скверный — а гуляет напропалую!
 Я оглянулась. Кумушки тут же замолчали. Вернулась Сашина мама и всех попросила сесть за стол:
- Дорогие гости! Свадьба продолжается! Не обращайте внимания, с кем не бывает. Давайте снова наполним бокалы и выпьем за молодых! - потом обратилась к сыну:
- Шура! Я хочу пожелать вам с Машей прожить жизнь так, чтобы подобных сцен у вас никогда не было. И запомни — обидишь её, я тебе сама голову оторву!
 После этого тоста гости засмеялись, и веселье продолжалось. Будто и правда ничего не случилось. Только не у меня. Я сидела рядом с мужем и жалела женщину, которую Бог послал мне в свекрови.
- Почему она с ним живёт? - думала я, глядя на неё, любуясь красивыми голубыми глазами, как у сына. - Неужели только из-за ребёнка? Но ведь двоих сыновей она практически сама вырастила! Как же можно так позволять унижать себя, да ещё при всех? И как можно любить человека и прощать его, зная, что он тебе изменяет? Или я чего-то не понимаю?
 В моей голове такое поведение свекрови после скандального происшествия не укладывалось.
 Нина Даниловна заметила, что я перестала есть и пить, да и на лице всё было написано, грустные мысли скрыть тяжело! Нет, не актриса я!
- Маша, что ты голову повесила? Всё образуется! Забудь, у вас же сегодня свадьба! Сейчас Виктору скажу, пусть баян достаёт. Петь и плясать будем! Знаешь, как я в молодости отплясывала! Нигде мне равных не было!
 Виктора не нужно было просить дважды. Он поставил табурет под деревом, взял в руки баян и тут же начал играть «Барыню».
- Невесту с женихом в круг! - кричали гости.
 Мы с Сашей вышли, хотя я не представляла себе, как я в свадебном платье буду плясать. Зря я волновалась. Гости, уже изрядно выпившие, не обращали на нас никакого внимания. Каждый плясал, как мог, а уж Нина Даниловна и правда в танце была хороша. То притопнет, то плечами поведёт, то закружится так, что ног под собой не чувствует, будто летает. Гости тут же стали в круг и начали хлопать. В толпе раздались возгласы:
- Ай да Нинка, молодец, дай жару!
 В разгар танцев никто не заметил, как в калитку вошла девушка с белым цветком в распущенных по плечам русым волосам и в кремовом платье. Она дождалась, когда смолкла музыка, и обратив взор на моего мужа, громко воскликнула:
- Что же ты, Сашка, на свадьбу меня не пригласил? Испугался? А ведь это должна быть наша с тобой свадьба!
 Нина Даниловна тут же подскочила к девушке, как я сразу догадалась, это была Татьяна, о которой она когда-то упоминала в письме, и схватила её за руку:
- Пойдём отсюда, не порть людям свадьбу!
Но Татьяна вырвалась и начала кричать:
- Люди добрые! Посмотрите на этого обманщика! Я его всю жизнь ждала, а он себе городскую нашёл! Сейчас я ей все космы повыдергаю! - и она сделала шаг в нашу сторону.
Дорогу ей перегородил Виктор, грубо развернул её и вытолкнул за калитку. Но Татьяна не унималась:
- Я не желаю вам счастья! Попомните мои слова!
 Гости все смотрели на меня.
- Неужели снова меня кто-то проклял? - в голове словно молния, пронеслась мысль. - Только сегодня утром я чувствовала себя самым счастливым человеком!
 По щекам покатились предательские слезинки, я выскочила из-за стола и помчалась в дом. Саша — за мной.
- Маша, погоди! Честное слово, я ей ничего не обещал! Хочешь, жизнью свой мамы поклянусь?
- Оставь меня! Дай побыть одной! - я на ходу сорвала с себя фату и сбросила туфли.
- Я никуда не уйду! - упрямо заявил муж.
- Помоги расстегнуть платье, - сквозь слёзы попросила я.
 Сняв платье, я легла на кровать и уткнулась в подушку. Рыдания сотрясали всё тело. Саша сел на кровать и пытался повернуть меня лицом к себе, чтобы обнять и успокоить. Когда он приподнял меня, тошнота подступила к горлу:
- Мне плохо, воды… - Саша не успел отойти от кровати, как меня вырвало. Он тут же побежал за тазом. Так плохо мне не было ни разу в жизни! Нутро выворачивало наизнанку, во рту стоял привкус горечи. Я не помню, когда у постели появилась Нина Даниловна:
- Господи, девочка моя! Зачем же так переживать! Ничего у него с этой Танькой не было! Поверь мне! Это она себе придумала, что он обещал на ней жениться! Весь посёлок об этом знает! - она подошла ко мне и потрогала мой лоб. Наверное, ей показалось, что он горячий.
- Шура, пойди намочи полотенце в холодной воде!
 Саша ушёл, а Нина Даниловна всё приговаривала:
- Не верь ей! Всё у вас будет хорошо, и счастьем вас Бог не обидит. Я же вижу, как Саша тебя любит. А в Сашиной родне по отцу все мужчины — однолюбы.

 Я лежала с закрытыми глазами и так хотела верить в то, о чём говорила свекровь. Только зерно недоверия уже было брошено, и деревенская свадьба, о которой мечтала, была вконец испорчена. Сначала отчим с адюльтером, потом эта Татьяна без тормозов и женского самолюбия. Не слишком ли много? Наверное, это была компенсация за то, что студенческая свадьба, которая была у нас весной, прошла без происшествий.
 Я осталась одна в постели, попросив свекровь, чтобы меня никто не беспокоил. И я невольно вспомнила, что в день студенческой свадьбы вместо радости с утра тоже лила слёзы. Почему? Да я и сама не знаю. Сентиментальная блажь? Сожаление, что в такой знаменательный день никого из родни у меня не будет? Страх перед неизвестностью? Неуверенность в правильности решения? Наверное, подобные вопросы одновременно скопились в моей головке с красивой свадебной причёской, а ответов на них не было. Что в таком случае делают молоденькие девушки? Вот именно, дают волю слезам!

 В моей комнате в студенческом общежитии на самом видном месте висел плакат: «Маша плюс Саша, равняется Любовь!». Он появился тут в то время, пока я делала причёску в парикмахерской. Может быть, именно плакат вызвал этот поток слёз? Ой, не знаю! Наверное, все невесты перед таким ответственным событием плачут. Всё-таки не каждый день выходишь замуж! Через полчаса печальные и тревожные мысли улетучились, сомнения развеялись, а слёзы высохли. Скоро должна подойти свидетельница, близкая подруга Марина, будем готовиться к поездке во Дворец бракосочетания. Жених со свидетелем приедет за нами через два часа.

 В Сибири, по моим ощущениям южанки, есть только два времени года — суровая зима и жаркое лето. Март 1972 года стал исключением, под тёплым весенним солнцем огромные сугробы на глазах превратились в жалкие грязные островки, но в лесу снегу ещё осталось много. Сильные морозы ослабли, и было достаточно тепло, всего минус пять. До машины можно проскочить в платье. Девчонки, соседки по комнате и по совместительству подружки, убежали на лекции, оставив меня одну. Наверное, будь кто-то дома, я бы так не расклеилась. Не в моих правилась плакать на людях, я не принадлежу к тем барышням, которые разводят мокроту по любому поводу. Никто из подруг за четыре года учёбы не видел моих слёз. Девушка я решительная, с твёрдым характером, волевая и для своих лет, ну очень самостоятельная! Решение выйти замуж за Сашу с соседнего факультета я приняла без советов подружек. А тем более родственников, оставшихся в далёком южном городе Солнечногорске.

 Отзвенел последний звонок. Прошли школьные экзамены, а потом и выпускной бал. Мы с подругой Милой гуляли по любимой аллее, на которой перед экзаменами мальчишки из нашего класса срезали розы, и делились планами на будущее.
- Давай уедем далеко, далеко, например, в Новосибирск, - предложила на полном серьезе Мила. – Знаешь, мне так надоела мелочная опека мамы, что я боюсь по жизни остаться совсем одной. Мало того, что Бог внешностью обидел, так ещё и мать прохода не даёт. Я должна ей докладывать о каждом своем шаге, обо всех подругах и друзьях. Я тебе не говорила, что у меня наклёвывался роман с парнем из параллельного класса? Да что толку говорить! Все равно ничего бы не вышло. В девять часов я должна быть дома, иначе у мамы будет сердечный приступ.
- Так она же тебя никуда не отпустит, - резонно заметила я.
- Мы с папой решили ей ничего не говорить до самого отъезда. Я уже вещи потихоньку собираю. Решайся, поехали вместе!
 С Милой, полное имя которой Милена, мы начали дружить в старших классах, после того, как моему отцу на производстве выделили трёхкомнатную квартиру во дворе буквой «П», где и жили многие одноклассники. Я шла на медаль, а Мила была, как тогда говорили, хорошисткой, причём, по некоторым предметам она чуть-чуть не дотягивала до заветной пятёрки. Как-то после уроков мы шли с ней домой и она робко спросила:
- Маша, а ты не могла бы со мной позаниматься математикой и английским? Мне обязательно в аттестате по этим предметам нужны отличные отметки, в институт именно их нужно будет сдавать.
- Почему и не позаниматься? Только не у меня, ты же знаешь, что у мачехи двое маленьких детей?
- Да? А я и на знала, что ты с мачехой живёшь!
- Мила, только специально в классе никому не говори, я не хочу, чтобы меня жалели. А начать можем прямо сегодня!
- Хорошо, у вас есть телефон? Я тебе позвоню, мне тоже с мамой нужно наши занятия согласовать. Она у меня дотошная, обо всех моих знакомых и друзьях я ей обязана докладывать.
 Этим вечером, пройдя отбор на звание подруги Милы у её мамы, я впервые пришла к ним домой. Хорошо, что я девушка сдержанная! А то бы ходила по квартире и ахала. Выросшая в семье со скромным достатком, я никогда не видела такой роскоши! В семидесятые годы прошлого столетия купить шикарную импортную мебель могли себе позволить только люди, обладающие властью или «блатом». В Советском Союзе ещё не было бедных и богатых, все жили примерно одинаково, кроме номенклатуры. У Милы отец занимал высокий пост на железной дороге, получал приличную зарплату и мог «достать» с каких-то складов самый лучший холодильник «Бирюза», стенку из натурального дерева, хрустальную люстру и большой цветной телевизор. А во многих семьях и чёрно-белый не могли себе купить - стояли за ним в очередях по спискам, которые создавались в профкомах на производстве. На полках обычных магазинов товаров не наблюдалось. Если по какой-то счастливой случайности в магазин завезут дефицитные вещи, то очередь выстраивалась такая, что приходилось стоять часами. Наверное, в такое с трудом верится в наши дни изобилия...
 У Милы в трёхкомнатной квартире была своя комната, там стоял письменный стол с выдвижными ящиками, застеклённый книжный шкаф с полными собраниями сочинений классиков, раскладной диван. Вся обстановка говорила не только о достатке, но и о вкусах хозяев. Тут цвет штор сочетался с цветом обоев, на полу лежал небольшой ковёр, а на подоконнике цвели алые герани. Я внимательно разглядела комнату и вздохнула:
- Везёт же некоторым! Отдельная комната! А мне приходится спать за занавеской в одной комнате с братом. Вечером он кричит, чтобы я выключала свет, а мне нужно уроки доделывать или хочется книжку почитать. Ругаемся с ним каждый день!
- Теперь допоздна можешь у меня уроки делать, здесь мы никому не мешаем, - Мила не скрывала радости, что я согласилась вместе заниматься и подтянуть её по нужным предметам. Усилия мои не пропали даром — у Милы в аттестате скромно выделялись две четвёрки среди остальных пятёрок. Теперь она не боялась вступительных экзаменов и мечтала оторваться от родителей.
 Я тоже решила поступить в университет, только отец настаивал на том, чтобы я поехала в Москву. Наверное, я бы так и сделала, если бы подруга не предложила поступать в Новосибирский университет. Когда я увидела проспект этого престижного вуза и снимок городка среди сосен и берёз, я влюбилась с первого взгляда. Красиво и далеко от родителей!
 Так мы с Милой оказались в Новосибирском Академгородке и подали документы в университет, правда, на разные факультеты, я на иняз, она на экономический. Конечно, Миле пришлось нелегко. Мать закатила истерику, кричала и плакала, пытаясь оставить дочь дома. И только отец, мудрый и любящий, понял, что пришла пора отпустить девочку в самостоятельную жизнь.
 А жизнь, как известно, непредсказуема, она подбрасывает свои сюжеты. Милене не хватило одного балла, чтобы стать студенткой дневного отделения. Она решила учиться на вечернем, куда её зачислили с набранными баллами, и  предварительно договорилась с начальником почты, что её возьмут туда работать. Куда там! Мама забросала её телеграммами с требованием вернуться немедленно домой и каждый день или через день вызывала на переговоры. Мила продержалась два месяца. Она уже устроилась на работу и нашла общежитие, когда получила очередную телеграмму:«Срочно выезжай! Мама лежит в больнице. Отец.»
 Ей ничего не оставалось делать, как уехать к родителям. О самостоятельной жизни теперь можно и не мечтать.
 Я провожала Милу на вокзале и сдерживалась, чтобы не расплакаться. Я в семнадцать лет считала себя взрослой и не позволила бы родителям в приказном порядке вернуться домой, а Мила, поздний и единственный ребёнок, поступить с мамой так жестоко не могла. Да и выбора у неё не было, папа с телеграммой не мог обмануть. В ноябре уже выпал снег, и мы стояли на перроне, взявшись за руки, замёрзшие, в лёгких ботиночках и демисезонных пальто. А снежинки падали на наши лица, превращаясь во влагу, и не поймёшь, где слёзы, а где вода. Расставаться всегда трудно. Я в Сибири осталась совсем одна…
- Маша, ты о чём задумалась?- Марина дотронулась до моего плеча. - Не нравится мне твоё грустное лицо! У тебя сегодня свадьба!
- Да вспомнилось мне, как я попала в Сибирь. До революции сюда ссылали, а я добровольно приехала! Ехали с подругой, только она вернулась домой, а я, похоже, проживу тут всю жизнь. Саша — он ведь коренной сибиряк! И родственники его живут не далеко от Байкала. Он мне как-то сказал, что маму, когда она пойдёт на пенсию, к себе заберёт. Чтобы я готова была жить со свекровью. Чудной! До старости далеко, зачем загадывать?
- Маша, а ты виделась с будущей свекровью? - обеспокоенно спросила свидетельница.
- Да, мы с Сашей ездили к ним на каникулах. Она мне понравилась, простая женщина, и, как мне показалось, добрая. Меня встретила как родную! Сразу дочкой начала называть. Мне так непривычно! Никто дома меня так не называл! Мне кажется, я ей понравилась!
- Вот и хорошо! Свекровки знаешь какие злые бывают! А всё потому, что жена уводит от неё сына, и он теперь будет сначала у жены спрашивать совета, а потом уж у матери. Не всем дано такую ситуацию принять, и тогда уж держись, молодая жена! Мало не покажется!
- Марина, а у тебя откуда такие познания? Напугаешь сейчас!
- У меня старшая сестра замуж вышла, и ей пришлось жить в семье мужа. Каждый день прибегала к нам и жаловалась на свекровь, которая влезала во все их с мужем дела. Чуть до развода не дошло! Ушли жить на квартиру.
- Так у меня свекровь далеко! Вряд ли она к нам часто приезжать будет. Так что мне скандалы из-за неё не страшны.
- Ой, Маша, не зарекайся! Мне частенько мама говорила: «Жизнь протянется, всего достанется!». Что-то у нас тема какая-то, нашли о чём говорить! Ты мне лучше честно скажи — ты любишь Александра? А то у меня сложилось такое впечатление, что он с тебя пылинки сдувает, а ты позволяешь их сдувать.
- Мариш, мы давно с тобой дружим, а ты мне такие вопросы задаёшь! Конечно, люблю! Только я не могу при людях выражать свои чувства и считаю, что и не надо этого делать. Есть любовь-страсть, а есть любовь-дружба, так для замужества страсть не очень подходит. Перегорит - и пепел оставит. Главное, я уверена, что из нас получится хорошая пара, и мы сумеем создать прочную семью, где главное — любовь, понимание, уважение и общие интересы. Ладно,  заболтались мы, давай уже платье надевать, скоро Саша с Аликом за нами   придут! Вот тогда я и заставлю жениха пылинки с меня сдуть!
 Длинное белое платье из жатой ткани я шила сама. Всегда мечтала выйти замуж в длинном! Над моей кроватью в бабушкином доме висела картина «Неравный брак», я жалела молодую невесту, выходившую замуж за старика, но в то же время любовалась её нарядом. Как же она хороша в нём была! Я представляла себя в этом платье, а рядом молодого и красивого жениха. Я его даже во сне видела - высокого, голубоглазого, с русыми волосами и ямочкой на подбородке. И мечта моя сбылась! Саша отвечал всем моим требованиям, внешность я уже описала, а по характеру спокойный, рассудительный, ответственный и добрый. При всех своих положительных качествах ещё  занимался альпинизмом, не пил и не курил. Тёще цветы дарить не нужно, мачеху в её роли я представлять Саше не стала. Так что с женихом, можно сказать, повезло!
 Свадебное платье не было похоже на то, с картины, но оно подчёркивало мою стройную девичью фигуру и отличалось тем, что я весь перед расшила жемчужными бусами, а Саша сделал мне из таких же настоящую корону принцессы. В то время, как я уже упоминала, в магазинах даже ткань на платье можно было достать с трудом, а в свадебных салонах, кроме туфель и тёмных костюмов для жениха, ничего не продавалось. Костюм Саше мы там и купили. И похож мой суженый был на принца из девичьих снов, только ни у него, ни у меня, в приданое не предлагалось пол-королевства или, на худой конец, хотя бы однокомнатной квартиры... Мы оба воспитывались в небогатых семьях, где родители, как тогда презрительно говорили, крестьянски-пролетарского происхождения. И в этих семьях мы первые стали студентами! Не без гордости замечу, что поступили в университет самостоятельно, надеясь только на свои знания, и скоро получим высшее образование. Мы с ним стояли на одной социальной ступеньке, перебивались на одну стипендию и с надеждой смотрели в будущее...
 Я не знала такой приметы, что платье на свадьбу самой шить нельзя. Мне об этом сказали уже на розовой свадьбе, десятилетии с того памятного дня, когда нас официально объявили мужем и женой. Мы смеялись и всем говорили, что в плохие приметы мы не верим!

 О нашей студенческой свадьбе мы вспоминали часто, рассказывая о ней детям и внукам и показывая фотоальбом. Да и правда, какую весёлую, озорную, с выдумками и шутками свадьбу придумали нам друзья! В Загс мы поехали на белой «Волге» вчетвером со свидетелями, на вторую машину денег не нашлось, а у студентов семидесятых личного автомобиля на всём потоке не было ни одного! И как же мы без них обходились? Нормально! Все были бедные, но счастливые! В Загс мы ехали долго, потому что хотели зарегистрировать его во Дворце бракосочетания Новосибирска, а не в обычной конторе в Академгородке. И заявление мы подавали за три месяца до свадьбы. Вот бы узнать, кто и сколько прожил в браке, зарегистрировав его в тот же день! Мы же с Сашей в прошлом году отметили рубиновую свадьбу. Но я отвлеклась. Не помню сам обряд дословно, в памяти почему-то остались слова свидетельницы перед тем, как нам выйти из комнаты для невест:
- Маша, помни, что на ковёр ты должна ступить первой! Тогда будешь по жизни руководить мужем!
 Глупые мы были! И такая установка на главенство в семье женщины до добра не доводит. Женщина должна быть нежной и слабой, тогда у мужчины будет желание её защищать и оберегать. Но в те времена нас учили по-другому…
 Мы на ковёр ступили одновременно, а вот когда на свадьбе нам преподнесли хлеб с солью, я откусила больший кусок. Как же смеялись друзья в тот момент, когда этот кусок я проглотить не смогла! Пришлось запивать шампанским, а в бокалы свидетели успели положить наши обручальные кольца, предварительно сняв их с наших пальцев. Бокалы по традиции мы разбили, а кольцами снова обменялись. Как-то сумбурно описываю свадьбу, впрочем, многое тогда прошло мимо меня, народу было около ста человек, с двух факультетов. Разве невеста может за всем уследить?
 Итак, во Дворце бракосочетания мы поставили подписи на документах и получили свидетельство о браке. Все нормальные женихи с невестами после Загса едут на банкет. Мы же поехали через весь город — в роддом! Смешно? Все роженицы с первого по четвёртый этаж тоже смеялись, увидев подъезжающую «Волгу» с куклой-невестой на капоте. Слышались возгласы типа: « Вот молодцы, сразу после регистрации и в роддом!», или «Уже рожать?». Но мы приехали к единственной родственнице Саши, его родной тёте Тане, которая жила в Н-ске и в это время лежала на сохранении. Она очень просила показаться ей в день свадьбы, чтобы благословить наш брак на правах старшей. Ей в виде исключения разрешили выйти в тамбур, чтобы нас обнять и расцеловать. Тогда в роддомах порядки были очень строгие, никаких посетителей не пускали дальше порога приёмного отделения.
- Саша, я рада, что у меня, кроме племянника, появилась и племянница! Живите, ребята, дружно, любите и уважайте друг друга, пусть радость и горе всегда делятся пополам! Желаю вам получить дипломы и пока не попадать в это заведение! - тётя обняла нас и, попрощавшись, ушла в палату. Жалко, что ни одного снимка об этом интересном событии у нас нет...
 Когда мы подъехали к студенческой столовой, где ребята, друзья Саши, заказали банкет, то нас уже заждались. Около порога стояли две фигуры из снега — жених с невестой. На голове у снежной девицы-красавицы возвышалась корона. Кто же видел меня до того, как мы сели в машину? Загадка. Мы вошли в столовую, кто-то у нас забрал верхнюю одежду. Вместе со свидетелями мы подошли к лестнице, уходящей на второй этаж. Здесь нам преградили путь друзья-альпинисты с ледорубами. Не помню, какое задание нужно было выполнить, чтобы нас пропустили наверх. Запомнилось само действо, словно сказочные старинные топоры поднимались перед нами, пропуская вперёд. А перед накрытыми столами встретила нас одна из моих подруг с хлебом и солью. Про кусок хлеба я уже написала. Да только потом оказалось, что свидетель попросил Сашу нарочно сделать вид, что он кусает хлеб. Так и смешнее, и настроение у невесты не испортиться. Вдруг и правда от величины откусанного куска что-то зависит?
 Наверное, я упустила самое главное. А главное то, что Саша мне перед свадьбой дал честное слово, что с альпинизмом он распрощается, и мы вместе начнём ходить в туристические походы. Никаких восхождений! Мне не хотелось рисковать его жизнью и своей судьбой, я и в молодые годы была уверена, что бережёного Бог бережёт. Наверное, зная, что Саша уходит из альпинизма, друзья и решили приветствовать нас ледорубами. Забегая вперёд, скажу, что муж слово своё сдержал...
 Таких свадеб, как у нас, теперь не проводят. Тогда мы все были студентами и получали стипендию в сорок рублей. Из этих денег каждый выделил десять рублей на проведение свадьбы. И подарок смогли купить — появившийся тогда  магнитофон «Комета». А веселье стояло такое, что ни в сказке сказать — ни пером описать! Кто-то придумал вручить невесте яблоко с воткнутыми туда спичками. Яблоко нужно обязательно съесть, а за каждую вынутую спичку целовать жениха. Почему всем так смешно было, даже не знаю. Потом меня украли, а жених долго искал, или делал вид, что искал, но, увидев суженую в плотном кольце подруг, выкупил за бутылку сухого вина с интересным названием «Гымза». В каждую годовщину свадьбы я смеялась, мол, дёшево он тогда отделался! Отлично помню первый вальс. Саша смотрел на меня с такой любовью и нежностью, будто не верил своему счастью. Следующий танец был «твист». Мы сели на свои места, ведь неприлично невесте в длинном платье выделывать такие замысловатые движения бёдрами и коленями одновременно - танцевать твист. А друзья-студенты веселились от души! Точно помню, что никаких серьёзных происшествий не было — ни пьяной драки, ни выяснения отношений, ни скандала. В самый разгар свадьбы появился у нас Сашин друг детства, служивший недалеко от Академгородка. Сказал, что сбежал в самоволку. Девчата, а многие ещё не были замужем, с восторгом разглядывали красавца курсанта в форме с погонами. С кем он танцевал, с кем познакомился — это уже для меня загадка. На свадьбе один из друзей Саши с юмором рассказал, как они накануне праздновали мальчишник. Для истории они решили всё записать на магнитофон. Но… Утром кто-то догадался послушать запись и удивился — сколько нецензурных слов они употребляли! Пришлось всё стереть, для нежных ушей невесты запись оказалась не пригодной. А ведь жених хотел преподнести кассету мне в подарок! Не получилось. И всё же мы преподнесли друг другу подарки, я ему наручные часы, которые до сих пор хранятся в коробке, а он мне — позолоченные кофейные ложечки. Таких не было ни в его, ни в моей семье. Это тоже наша реликвия.
 Свадьба была в разгаре, когда кто-то из знающих обряды, сказал, что жених с невестой уже устали и отправляются домой. Помню, что мне пришлось подколоть подол платья булавками, потому что в общежитие мы не ехали на белой «Волге», на неё денег уже не было, а шли через ночной лес пешком! Вдвоём, без друзей и свидетелей. Хорошо, что догадались взять зимнюю обувь, ведь в лесу снегу было по колено! Добрались!
 В общежитии физиков нам выделили комнатку в восемь квадратов, куда Саша уже перевёз от тётки подержанный раскладной диван. Как потом оказалось, вместе с клопами. А я их раньше никогда не видела! Да, Саша попытался их протравить, но с первого раза не получилось. Так что первая ночь у нас прошла с гостями от тётушки! Когда вошли в комнатку, то меня поразило то, что жених даже здесь накрыл для нас стол. Скромно, но с шампанским и фруктами, яблоками и апельсинами. Конечно, есть и пить уже не хотелось. Впереди нас ждала первая брачная ночь…
 Утром, часов в 10, пришла в гости свидетельница Маринка. С ходу набросилась на нас:
- Привет! Почему вы заставили меня за вас отдуваться? - Марина быстро сняла пальто и уселась на диван.
- А что случилось? - с испугом спросила я.
- А ты не видишь? Посмотри на меня внимательно!
 Я оглядела подругу с ног до головы - всё те же русые волосы с причёской «каре», выразительные зелёные глаза в обрамлении густых ресниц, правильный небольшой нос, пропорциональная фигура, немного склонная к полноте. Всё при ней! Потом я задержала взгляд на лице:
- Ну, губы немного припухшие. Мы - то тут при чём?
- Так гости обнаружили, что вы уже ушли, и вместо «Горько» начали кричать «Кисло»! Алик был уже хорош, и конечно, воспользовался ситуацией. Целовал по-настоящему! А у меня, между прочим, жених в деревне! - Маринка не на шутку разошлась.
- Мариш, ну перестань. Все же понимали, что поцелуи шуточные…
- Маша, так у меня и синяк есть, какие же это шутки! - Маринка кипела от праведного гнева.
- Ты предлагаешь Саше набить Алику морду? Только теперь это не поможет!
- Ладно, ничего я не предлагаю, просто выговориться нужно было. Так, я смотрю, у вас тут на столе и конфеты, и печенье, давайте чай пить!
 Я набрала в электрический чайник воды из-под крана, он находился в туалетной комнате, и воткнула вилку в розетку. У нас в комнатке стоял письменный стол и маленький журнальный столик, был и один стул. Так что мы с подругой разместились на диване, а Саша сел на стул во главе стола. Не успели мы выпить по глотку, как в дверь робко постучали.
- Войдите, - крикнул Саша.
Дверь приоткрылась, и в щель просунулась голова Алика с вихрами стоящих дыбом волос и заспанным лицом.
- Так тут уже гости! А я всё жду, когда меня на чай пригласят!
- Мы не приглашали, Маринка сама пришла.
- Ладно, наливайте и мне чаю, - Алик закрыл за собой дверь и присел на диван рядом со свидетельницей. Она резко вскочила и пересела справа от меня.
- Ты что, Мариша? - спросил свидетель удивлённо.
- Да ничего! Посмотри, что ты наделал! - она вытерла салфеткой помаду и показала Алику синяк на нижней губе.
- Извини, бывает! Наверное, увлёкся немного…
- Ладно, прощу, если подаришь коробку «Птичьего молока»!
- Да где я его возьму, это же дефицит! - возмутился Алик всерьёз.
- Не моё дело. Говорят, можно купить в ресторане, - Маринка явно кокетничала.
- Ну, ты, мать, даёшь! Ладно, не обещаю скоро, но достану. Да, молодожёны, я к вам не просто так, а с хорошей новостью. Сколько у вас после свадьбы денег осталось?
- Почти ничего, меньше рубля, - сказал Саша со вздохом.
- Так теперь будет целая стипендия! Сегодня в кассе можешь получить материальную помощь к свадьбе. Наш староста написал заявление, и его удовлетворили, - обратился он к Саше.
- Ура! Теперь мы богачи! - я от радости подскочила с дивана и кинулась в объятия мужа.
 Да, слово какое-то непривычное - муж! Муж - объелся груш! Да какие тут груши в Сибири? Хорошо, хоть яблоки привозят. Вчера на столах были, да и сегодня пару штук лежат на тарелке. Жить можно! Главное, теперь рядом с любимым! И в горе и в радости. Всем так хочется, и каждая невеста, выходя замуж, только об этом и мечтает. Я - не исключение. По словам многих моих подруг, мы с Сашей - идеальная пара!
 Между тем, чай мы уже выпили, и ранние гости собрались уходить. Первый выскочил Алик, крикнув «пока», потом я с Мариной вышла в коридор. Подруга шёпотом спросила:
- Ну как всё прошло?
Я покраснела и ответила:
- Не знаю. Это у тебя какой-то опыт есть, у меня его нет... Всё нормально. И в подробностях, извини, никому, даже тебе, моей свидетельнице и лучшей подруге, рассказывать об этой стороне жизни не собираюсь!
- Ну и ладно, не рассказывай. Нужен будет совет - обращайся! - Марина явно обиделась. Мы распрощались. Больше на эту деликатную тему мы с ней не разговаривали - тогда интимную жизнь не принято было обсуждать.

 О нашей свадьбе говорили долго, вспоминая все интересные моменты. Нам с Сашей не давали прохода, поздравляли все знакомые, которые по каким-то причинам на торжестве не были. Материальную помощь выделили не только Саше, но и мне тоже. Так что в начале семейной жизни у нас на двоих было девяносто рублей — целое состояние для студентов! Мы сразу решили, что начнём откладывать деньги на свадебное путешествие. Сберегательные книжки у нас уже были, и по ним, как сейчас помню, начисляли в конце года проценты. Мелочь, а приятно!
 Второй день после свадьбы выпал на субботу, и хотя занятия у нас проходили, мы их успешно пропустили. Учёбу начнём с понедельника! А пока нужно перенести все вещи из моего общежития в нашу маленькую, но уютную комнатку. Из громоздких вещей у меня была ручная швейная машинка — одна на всё общежитие. Понятно, что девчонки сожалели, что я переехала, бегать в соседнее общежитие, чтобы починить или подшить какую-то вещь, уже не набегаешься. Зато в новом общежитии узнали о машинке и постоянно просили что-то прострочить. Да, забыла о такой забавной вещи — на свадьбу нам подарили настоящий пуд соли — 16 кг! Кто-то из друзей Саши принёс его нам на следующий день, таким образом, всё общежитие пользовалось солью в течение года и даже больше! Так что, пуд соли мы съели досрочно! Впрочем, притирка характеров и привычек у нас проходила без скандалов. Саша вообще человек спокойный и уравновешенный, вывести его из себя не могли мои придирки или капризы. Если его что-то не устраивало, он говорил прямо. Или молчал до тех пор, пока я не остыну. Впрочем, я тоже девушка не скандальная, стычки у нас проходили не часто. Всё же мы — идеальная пара!
 В те времена мы, я имею ввиду общество в целом, ещё писали друг другу записки, а родственникам — письма. Свекровь, Нина Даниловна, хотя на свадьбу не приехала, но денег выслала. Для нас, студентов, сумма в 200 рублей была огромной! Вот что она написала перед свадьбой:
 «Дорогие мои дети, Маша и Саша! Я рада за вас и поздравляю от души с вашей свадьбой! Посылаю немного денег. Сразу хочу предупредить, чтобы вы ничего о деньгах не говорили мужу. Он очень ревнует меня к сыновьям. К сожалению, приехать на свадьбу я не могу, у нас поросята, куры и утки, так что хозяйство я на маму оставить не смогу, она уже слабенькая. Да и Игорёк ещё маленький. Ничего, сынок, всё у вас будет хорошо. Летом приедете с Машей, мы тут тоже устроим свадьбу. Тогда и родственников пригласим, и соседей, и твоих одноклассников. Кстати, Танька до сих пор не верит, что ты женился. Она так надеялась, что ты вернёшься сюда, и она выйдет за тебя замуж. Она мне всё время проходу не давала, всё спрашивала, когда приедешь. Напиши ей сам. А так, у нас всё по-прежнему, все здоровы, чего и вам с Машей желаем. Целую и обнимаю, мама.»
 Конечно, прочитав письмо, я расстроилась и прямо спросила Сашу:
- Что за Таня? Почему она тебя ждала? И почему ты мне ничего о ней не говорил?
- Машенька, честно, я только сам об этом узнал. Ну, мы танцевали с ней в восьмом классе, я провожал её после танцев… Было такое. Я даже её не целовал! С какой стати она меня ждала, я не представляю! И писать сейчас не собираюсь!
- Ладно, тогда я сама ей напишу. Пусть не надеется и не ждёт!
- Хочешь, пиши. Только без выпадов! Знаю я вас, девчонок!
- А я тебе покажу, что написала.
- Хорошо, почитаю. Я помню твои письма из стройотряда, у тебя такой слог, зачитаешься! Тебе бы романы писать!
- Может, когда и напишу, - я задумалась, - а кому интересна будет моя жизнь? В ней уже было столько горя, обид и разочарований… Ты же знаешь, что мне не хочется вспоминать своё детство? Боль до сих пор сидит во мне, я загнала её вглубь, но ведь она никуда не делась!
- Всё, Машенька, не будем продолжать эту тему, - Саша подошёл ко мне, крепко обнял и поцеловал. И все плохие мысли улетучились…
 Какое счастливое время после свадьбы у нас было! Саша тогда возглавлял секцию лыжников и через день ходил на тренировки, я записалась в бассейн и в клуб бальных танцев. Вечером мы гуляли по лесу, видневшемуся из окон общежития. Весна вступала в свои права, вокруг всех зданий студенческого городка росли сосны и берёзы, на которых как-то незаметно свесились светло-зелёные серёжки. Воздух здесь, в Академгородке, был упоительно чистым, пропитанным запахом хвои. Если идти через лес, то тропинка приведёт прямо к водохранилищу, названному Обским морем. Где-то вдалеке виднелся остров. Как-то в выходной день, а уже стоял июнь, мы с Сашей к вечеру пришли на пляж. Там была и лодочная станция. Мне не составило труда уговорить мужа покататься на лодке. Прокат тогда стоил копейки. Кажется, в залог Саша отдал свой студенческий билет. Я тогда уже знала, что муж не любит плавать, но в лодке был спасательный круг, и погодка стояла отличная, во всяком случае, солнышко над горизонтом виднелось ещё высоко. Мы поплыли к острову. Саша снял майку, и я любовалась его работающими мускулами. Тренировки не прошли даром! Я подставила лицо ласковым лучам, закрыла глаза. Под равномерный всплеск вёсел почему-то вспомнила, как мы с ним познакомились…

 Роман вышел на сайте ЛитРес, достаточно набрать имя автора


Рецензии
Вышли все три книги из серии "Бумеранг всегда возвращается". Это мой первый роман, хотя я давно уже на пенсии. Все книги размещены на площадках ЛитРес, но среди миллионов книг заметить нового автора довольно сложно. Заказывать рекламу - очень дорого. У меня просьба ко всем, кто успел прочитать роман на Прозе - оставьте, пожалуйста, свой отзыв на ЛитРес. Всего несколько слов! Это не займёт много времени, зато приплюсуется одно доброе дело.

Тамара Пимонова   08.09.2019 10:38     Заявить о нарушении