Понять игру

*** ГОВОРЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ ***

Слышал я, что есть такое утверждение: природа – это система систем.
То есть, существует одна единая общая система, в которой все сущее, по определению, есть ее части и элементы. К сумме которых она, как и положено системе, не сводится, а существует как бы «над ними».
То есть являет собой нечто, в примитивном понимании материальности, «не-материальное», но зато все, что существует, самое наиматериальнейшее, - всего лишь ее проявления. Во как!

А это означает, что нет какой-либо силы в мире, которая была бы хоть в какой-то мене самостоятельной. Другими словами, все силы, действующие в мире, являются силами самой этой общей системы.
А то, что нам кажется, что существование множества вещей, явлений, сил и систем в мире отрицают единственность причины существования всех этих деталей, природы, - это говорит лишь о том, что и наше восприятие мира как суммы независимых деталей, и наше не-видение единственности их причины также заложены в общей системе.

Причиной этого «нам кажется», то есть ошибочности нашего восприятия, понятно, является та же единость общей системы. Грубо говоря, если что-то ей не нужно, оно бы не существовало. То есть, сбой в нашем восприятии входит в ее некую общую программу, - программу управления своими частями и их развитием.
Или же, говоря человеческим языком, являются результатом и проявлением ее желания.

*** ОТТАЛКИВАНИЕ КАК НАИЛУЧШИЙ СПОСОБ ПРИБЛИЖЕНИЯ ***

А значит, этот сбой, или же, лучше сказать, особенность нашего нынешнего восприятия действительности является обязательным, заложенным в системе, элементом нашего развития.
И, когда мы разовьемся достаточно, чтобы увидеть, насколько это восприятие отталкивало нас от верного осознания системной сущности мира, мы увидим также и цель этого «отталкивания». То есть то, для чего системе, которая по природе стремится к цельности во взаимодействии всех своих частей и элементов, было необходимо это отклонение.

Исходя из того, что в природе действует принцип наименьшего действия, из того, что она, как говорил еще Аристотель, «во всех своих проявлениях избирает кратчайший или легчайший путь», можно сделать вывод, что это отклонение было для системы наилучшим способом нашего приближения.
Приближения даже не к истине, истина – это человеческое изобретение на пути проб и ошибок. А приближения нас к тому, чтобы мы стали ее подсистемой, которая, как и положено, в гармоничном взаимодействии с другими ее частями, функционировала бы ради самой системы.
Ведь, как известно, части и элементы системы существуют и функционируют исключительно ради системы, у них не может быть «независимых» целей. А то, что мы в своем восприятии приписываем объектам мира некое «самостоятельное» существование, есть экстраполяция нашей мнимой самостоятельности, то есть того же механизма «отталкивания».

Еще раз повторясь, скажем: «отталкивание» нас системой есть ее способ приближения, включения нас в себя. А значит, и упомянутая наша ошибка в восприятии реальности, и те проявления «несистемности» мира, которые мы видим вокруг, и наш, признаемся, губительный в отношении и природы и самих себя, образ существования, который, понятно, есть следствием подобного видения, необходимы самой системе.
Хотя в то же время, все упомянутое, в сумме, есть самая существенная препона нашему включению в систему. Такую логику системы, - отстранение как способ включения, все усиливающийся разлад как наикратчайший путь к порядку и системности, - мы усвоить не в состоянии.
И все же давайте попробуем. Хотя бы в первом приближении.

*** ОЧЕНЬ МИЛО С ЕЕ СТОРОНЫ ***

Чтобы разобраться в этом феномене, нам нужно правильно определить, что есть та сила, благодаря которой человек, да и вообще все в природе, функционирует и развивается.
В общем, известно, что и у человека, и в каждой частной системе или объекте мироздания такой силой есть некое стремление прийти от неравновесного состояния к равновесному. У человека эта сила называется желанием. А ощущение реализованного желания ощущается человеком как равновесное, точнее, как состояние насыщения.
Поскольку это стремление действует во всех частях природы, было бы верно дать ему общее название, по тому, как оно проявляется в человеке – «желание». Ведь разница всего лишь в том, что только у человека, в отличие от других уровней природы, это стремление может быть осознанным и названным.

Для нас же, в нашем небольшом исследовании, понимание феномена желания оказывается очень важным в попытке решить то противоречие, на котором мы остановились. А именно, - наше развитие все больше отдаляет нас от гармонии включения в общую систему, в то время, как, по идее, природа, система, должна использовать наикратчайший путь к включению ее частей в себя.
Когда же мы вникнем в природу желания, мы обнаружим, что у человека, как уже говорилось, достигнутая равновесность, к которой стремится каждая подсистема в природе, выражается в ощущении насыщения, или же, точнее, в той или иной мере наслажения. А мера ощущаемого наслаждения, исходя из природы желания, зависит от величины желания, которое толкает человека к его достижению.

Человек – единственное существо, которое способно осознать и определить свои желания и достигнутое наслаждение, а также влиять на желания для достижения результата.
И тут мы подходим к очень важному моменту, который дает нам ключик в разрешению описанного выше противоречия. Ведь получается, что мы способны осознать причину своего конфликта с общей системой, развить в себе желание к его решению, и так как желание есть, практически, единственной движущей силой, - его усиление и развитие приведет нас к необходимому включению в общую систему.
Получается, что система «отдаляет» нас, чтобы развить в нас эту движущую силу, желание, то есть то единственное, что может включить нас в систему. А значит, система действует логично, - даже в нашем понимании, - ощутимо и материально, в сфере реальных сил, которые функционируют в ее подсистеме, человечестве.
Очень мило с ее стороны.

*** ОДИН БОЛЬШОЙ СУБЪЕКТ ***

Признание, в некоторой мере, правоты системы, дает нам возможность выйти на более высокий уровень рассмотрения вопроса. Можно сказать, системно иной уровень.
До сих пор, для простоты понимания основ, мы рассматривали механизм взаимоотношений с системой на примере одного человека. Но ведь изначально у нас шла речь о проблеме всего человечества, как части общей единой системы природы. А человечество – это не простая сумма людей. Это совсем другой уровень проблемы.

Для сравнения рассмотрим включение в общую систему частей природы на ее более низких уровнях. Растение может прижиться на какой-то почве хорошо, а может прижиться и кое-как. Так же и животное, - может быть сильным и удачливым, а может быть квелым и неудачливым. То есть разные степени включения в общую систему. Но если мы говорим о растительном и животном царствах вообще, - тут мы не можем сказать, что они как-то не так включились в общий гомеостаз в природе.

Почему? Потому сами «царства» эти растут прямо из природы, как ее естественные части, а потому изначально встроены в систему целиком, как цельные самостоятельные субъекты. А на уровне отдельного объекта растительного или животного царств не идет речь, как у людей, о правильном или неправильном восприятии мира. И как и что у них там, внутри, настраивается, какой отдельный объект, существо, или даже вид соответствует системе, или же не соответствует, — перевоспитывать его, обучать правилам поведения и включения в систему никакая уважающая себя система не станет.

А вот на человеческом уровне, этот большой субъект, - род человеческий, - хоть тоже, как растительный и животный мир, растет из самой природы, но состоит уже не из особей, удачливостью или неудачливостью каждой из которых в жизни можно пренебречь. А состоит, можно сказать, не из объектов, а из субъектов. Каждый из которых, в силу развитости феномена «человек», обладает определенными взглядами, определенным пониманием системности мира и умением стать частью общей подсистемы, человечества. Пусть даже в потенциале.
И если этот «большой субъект», человеческое сообщество, не выработает у своих членов правильного взгляда на вещи, - оно само не способно будет включиться в общую систему, и этим будет вынуждать все свои части, себя самого, - и страдать, и вносить разлад в общую систему, в мироздание. Вот так.

*** В КАЧЕСТВЕ ПОЛНОЦЕННОГО ПАРТНЕРА ***

Этот вывод важен еще потому, что нам, с нашим обычным взглядом на природу, очень трудно его воспринять. Потому что человек в силу своей наибольшей развитости из всех объектов природы обладает большей «самостью», или же, эгоистичностью, что выражается в осознании своего существования и, как уже говорилось, в осознанности своих желаний.
И это бы еще ничего, но горше всего то, что его «самость» экстраполируется вовне видением мира не как системы, а как набора объектов. И драма состоит в том, что пагубность этого взгляда на мир человек сам осознать не в состоянии.

Как известно, есть проблемы, с которыми может справиться индивидуальное сознание, а есть проблемы, которые может решить только сознание коллективное. И проблема нарастающей опасности, вызываемой нашим сбоем в восприятии реальности, - все усиливающейся конфликтности в отношениях с природой, - относится именно ко второму виду.

То есть, только когда человечество осознает пагубность восприятия мира как множества независимых объектов, сил и систем и воспримет себя как часть единой системы, - естественно, полностью ей подчиненную, - только тогда начнут по-настоящему решаться проблемы отдельных сообществ и каждого из людей.
Понятно, что такое осознание есть процесс, где работает, кроме прочего также и принцип критической массы.
Но процесс — это отдельная тема. Главное — уяснить игру, в которую играет с нами общая система природы, и то, как мы, человечество, можем включиться в нее в качестве полноценного партнера.


Рецензии
Михаил, Вы в курсе, что средний читатель крайне смутно представляет себе, что такое «система»? Если да, Вы, я думаю, согластесь, что он не сможет воспринять идею статьи. Идею, Михаил, а не саму статью, от автора это не зависит. И не зависит от того, на каком уровне наглядности эта идея излагается. Я согласен с тем, что
> если этот «большой субъект», человеческое сообщество, не выработает у своих членов правильного взгляда на вещи – оно… будет вынуждать все свои части, себя самого, - и страдать, и вносить разлад в общую систему, в мироздание.
– Позвольте предложить поправку: не «если», а «когда». Потому что, действительно,
> такое осознание есть процесс, где работает, кроме прочего также и принцип критической массы.
– Мне кажется, Вы недооцениваете этот принцип, Михаил; а я считаю, что он играет ведущую роль в Игре. Поэтому я не согласен, что речь идет о случайном «сбое в восприятии»; по моему мнению неадекватность – не только «восприятия», но, как видим, всего образа мышления – входит в правила Игры.
Которые я представляю себе так: Природа позволяет нам лениться и ждет, когда наша лень загонит нас в тупик, из которого мы будем выбираться с большими материальными потерями – и с новым качеством мышления. Пряник и кнут. Это касается не только человечества, и не только живых существ. Закономерности фазовых переходов (кризисов) – это законы Природы.
Какими бы ни были «желания» Природы, они проявляются в ее усложнении как системы. Это требует усложнения, усовершенствования ее подсистем, включая человека и разум вообще. Это усложнение достигается «развитием», которое, кстати, включает в себя как эволюционную фазу, так и революционную (кризисную). Так я понимаю тему и идею статьи.
В заключение замечу, что мы не имеем права судить о Природе как о системе, поскольку мы никогда, – повторяю, никогда – не имели дела и нигде не наблюдали консервативных систем (тем паче изнутри) и не вправе судить о Мироздании по своим привычным меркам, по обычным представлениям, даже с системной точки зрения.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   04.06.2019 15:38     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Ник.
По поводу "среднего читателя" и понимания что такое "система" я не согласен.
По поводу трудности восприятия идеи статьи – согласен, потому что эта статья – всего лишь пересказ в понятиях взаимоотношений системы и ее элементов первой странички первой статьи из книги каббалиста Бааль Сулама "Шамати" ("Услышал я").
Вообще для того, чтобы разобраться в каком-то вопросе, идее, полезно переписать - их же, но на свой лад, - вот я и попытался. Думаю, что вообще существует такой феномен: авторы хороших книг пишут их "для себя", чтобы самим разобраться в вопросе. Но это уже вне темы.
О понимании системы, – "несредний" читатель также не представляет себе, что такое система. (Это во-первых).
Почему? Потому что восприятие, в том числе идей, у людей этакое фрагментарное, а система – это совокупность не объектов даже, а законов и принципов, да еще в ее цельности, - а кто мыслит на таком уровне? – единицы. Я, во всяком случае, не могу таким мышлением похвастаться )))
А во-вторых, для того, чтобы жить, не противореча системе и не навлекая на ее элементы страдания, никому и не нужно "понимать, что такое система". Вот ведь в чем дело.
На поведенческом, простом социальном уровне даже человек, - уж на что он сейчас ударенный эгоизмом, - способен вести себя как примерный элемент системы.
Возьмите группу нормальных (!))) людей, дайте им задание как команде, - через четверть часа каждый из них сам займет в этой мини-системе точно свою роль и будет действовать эффективно, как элемент системы. Упрощаю, конечно, но главное понять принцип: для того, чтобы наступили "мир и во человецех благоволение" научного понимания системности от людей не требуется. Что требуется? – желание, - и знать, что это возможно и нужно.
С остальными Вашими замечаниями в общих чертах согласен, кроме пары моментов.
Роль "критической массы осознания" в игре – ведущая? Я бы все-таки сказал, что "критической массы желания". Осознание, конечно, дает желанию именно человеческий уровень, но сам материал – это желание.
О том, что "мы не имеем права судить о Природе как системе" – извините, но альтернатива этому – всеобщая гибель, или непредставимые страдания. Я не думаю, что Вы всерьез предлагаете повременить, не слышать откровенных (простите за штампы) призывов природы стать людьми, а тем самым – "исправным" элементом ее как системы, а предлагаете подождать, пока нам откроется "Нечто" и тогда уж перескочить "из феодализма в социализм", ну, или из первого класса в пятый.
И дай бог, как говорится, чтобы системное восприятие мира вместе с желанием соответствовать ему, стало бы нашими "привычными мерками и обычными представлениями" )))
Я бы лично всем нам этого пожелал.
Еще раз спасибо большое.
С уважением, Михаил.

Михаил Гонопольский   05.06.2019 12:21   Заявить о нарушении
Михаил, Вы совершенно правы, что полностью понятием «системы» не владеет никто – просто потому, что оно не кристаллизовалось в языке, и не образовалась конвенция. Нельзя понять того, чего не существует. Но это не значит, что мы все не понимаем одинаково. Ваша публикация приятно удивила глубиной и зрелостью суждений о предмете. Не знаю, что здесь принадлежит Бааль Суламу, а что Вам (думаю, разделить невозможно), но мой ему респект за то, что он умеет так хорошо объяснять. У меня это получается, к сожалению, трудно – хорошо еще, что читатель попался догадливый. Действительно, я и в мыслях не имел «повременить», совсем даже напротив. Что значит «не имеем права»? (Это во мне специальность говорит.) В этом мире нет ничего категоричного (кроме императива). Я всего лишь предостерегал от поспешных выводов по аналогии с привычным (а они в публикации, мне кажется, есть).
Впрочем, выводы, сделанные на Вашей (и Бааль Сулама) модели, в целом совпадают с теми, что сделал я – на своей; это впечатляет и вдохновляет. Но я вполне понимаю, что пафос публикации лежит в социальной плоскости, и это мне тоже близко. Собственно, поэтому мы здесь, на литературном сайте, а не в научном издании. Нельзя (я согласен) все спихивать на науку: у нее своя функция, – может, решающая, но не исчерпывающая. Действительно,
> научного понимания системности от людей не требуется. Что требуется?
– Вот именно – что? А ничего не требуется, не то это слово – если говорить о широкой массе. Вы говорите:
> восприятие, в том числе идей, у людей этакое фрагментарное…
– Понимаете, Михаил… Ну, не то это слово! это мягко сказано.
> Возьмите группу нормальных (!))) людей, дайте им задание как команде, - через четверть часа
– они полностью провалят дело, так что легче будет забелить, чем отскребать. Конечно, я имею в виду дело на современном уровне информационной эпохи – а число таких дел нарастает катастрофически. Исполнители в массе своей не владеют системным мышлением – и не обязаны владеть, и не обязаны стремиться или желать этого. Это обязанность совсем другой части населения, которую привыкли называть «творческой элитой»; и не просто «владеть» – а сделать так, чтобы системным мышлением владела масса исполнителей. Сделать – как? Вот мысль, которая в Вашей публикации, к сожалению, не прозвучала. Постановка вопроса – половина дела, «дорога в тысячу ли начинается с одного шага», и этот шаг не сделан.
> И дай бог, как говорится, чтобы системное восприятие мира вместе с желанием соответствовать ему, стало бы нашими "привычными мерками и обычными представлениями" ))) Я бы лично всем нам этого пожелал.
– Мне кажется, это не то слово. Пожелания мало. То, что вы называете «желанием», я называю «духовностью» – и оно входит… нет, Михаил, не в правила, а – в условия Игры.
И в заключение я хотел бы сказать о том, что, по Вашему мнению, имеет стороннее отношение к теме, а по-моему – прямое. Вы пишете:
> существует такой феномен: авторы хороших книг пишут их "для себя", чтобы самим разобраться в вопросе.
– Я знаю, как называется этот феномен: «научная эссеистика» («научпоп»), на которой мы с вами подвизаемся. Этот феномен основан на принципе «Прочитал – передай другому». Но это не затертая газетка или «письмо счастья», которое размножается как кролики. Потому что это не просто прочтение:
> Вообще для того, чтобы разобраться в каком-то вопросе, идее, полезно переписать - их же, но на свой лад
– На свой лад я называю это «Онтологический конструктор», смысл которого – творчество, причем коллективное. Коллективная обработка информации – и, в частности доведение ее до состояния, пригодного к научному осмыслению. Вы в курсе, что все технологические открытия начинались… нет, скорее, приходили в науку из литературы? Имхо.
Но есть еще лучший способ; он называется деликатно "обсуждение".
Ну вот, теперь, кажется, я расставил самые важные акценты в своем комментарии и вправе надеяться, что меня поймут правильно.
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   06.06.2019 11:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Ник. Ваши замечания дали мне понять, что и как я не очень удачно сформулировал.
< пафос публикации лежит в социальной плоскости
Замечено точно, спасибо, - в том, что можно назвать "социальной плоскостью" лежит также и зерно проблемы, и, понятно, ее решение.
Все это уже отчасти описано в статье. Единственное, что можно добавить, - нельзя забывать, что "мир – понятие не количественное а качественное", а значит, от человечества, как качественно высшей из всех других подсистем зависит функционирование всех остальных.
По поводу "группы нормальных людей" я имел в виду совсем другое – автоматическое, точнее, природное ролевое распределение функций. Мы отвыкли от этого в нашей практике назначений, а из теории групп известно, что есть люди, способные лишь генерировать идеи, есть способные лишь ухватывать идеи и составлять планы реализации, есть способные лишь озаботиться всем необходимым для реализации, есть по натуре просто отличные исполнители. Это я имел в виду под группой нормальных людей в нормальной ситуации получивших возможность решить, творечески, какую-то задачу.

Михаил Гонопольский   07.06.2019 11:06   Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Михаил. Рад был сверить точки зрения с понимающим человеком. Удачи!
С уважением, Ник.

Ник Пичугин   07.06.2019 11:12   Заявить о нарушении