Поговорим о стереотипах

 
- Дети, сегодня мы поговорим о том, что мальчики не должны обижать, а тем более бить девочек.
    Полный мальчик, с волосами прилизанными набок, поднял руку.
- Говори, Антон.
- Мария Владимировна, я с вами не соглашусь.
    Со стороны будущих «мужчин» раздалось одобрительное посвистывание.
- Обоснуй свое мнение, - попросила учительница, догадываясь об ответе ученика.
- А чего тут понимать: есть такие девчонки, с которыми только с помощью кулаков и можно общаться.
- Никита, если ты хочешь выступить, будь добр дождаться своей очереди, а не встревай в разговор, когда другие разговаривают, это некрасиво и неприятно.
- Мария Владимировна, во-первых, я не виноват, что Антон такой тормоз и долго собирается с ответом, а во-вторых, иногда ты от этой вежливости страдаешь сам.
- Правильно говоришь, Никит, - поддержал Сергей. – Вежливость и всякие морали придуманы слабыми для сильных, чтобы как-то уравновеситься в жизни. Вдруг среди сильных, есть совестливые и хорошие, и они, сочувствуя бедному классу, будут жить на ровне с ними и по их  правилам. Переведу – не можешь добиться чего-то, заставь других играть по своим правилам, ведь преимуществ у тебя будет больше.
- То есть, это завуалированная претензия бедных к сильным и успешным людям, - уточнил Валера, разминая пальцы рук.
    Сергей не успел ответить, так как вмешалась учительница.
- Мальчики, мы с вами забыли о теме сегодняшнего урока. А об этой теме, вы договорите после занятий.
    Павел поднял руку, обращая на себя внимание учительницы.
- Да.
- Мария Владимировна, а если девочка сама виновата? Я что должен терпеть все ее выходки?
- Павел, ты задал глубокий и многосторонний вопрос. Ты не обязан терпеть, если тебе что-то не нравиться, но и лезть в драку, воздействуя физической силой, тоже не выход.
- Я знаю, как нужно поступить, - выступил Денис. - Павел, ты ее в интернете опозорь. На тех сайтах, где она бывает гадостей понапиши и сделай так, как Задорнов советовал – вызови поговорить по скайпу.
    В классе раздалось одобрительное ржание мальчишек.
- Ребята! Ребята! Успокойтесь! - пыталась призвать к порядку учительница.
    Кто-то отсмеялся и стал ждать, а что же будет дальше. Другие продолжали набирать обороты в смехе.
- Ведете себя, не как люди, а как животные, - произнесла Мария Владимировна и хлопнула книгой об стол.
- Вы еще запустите в нас чем-нибудь, - выступил Денис, улыбаясь самодовольной и наглой улыбкой.
- Ребят! Хватит уже! – повысил голос Юра.
    Ученики стали утихомириваться.
- Мария Владимировна, я бы хотел выступить, - произнес Филипп и встал из-за своей парты.
- Мы слушаем тебя.
- Я лично считаю, что нам с детства внушают неправильные стереотипы моральных норм поведения.
- Как умно выражается наш жирдяйчик, я и не подозревал в нем таких талантов.
-  Вон из класса! – не выдержала учительница и, подойдя к парте за которой сидел Денис, схватила его за руку и самолично вытолкала за дверь.
    В классе стало резко тихо.
- Продолжай, пожалуйста, - попросила Мария Владимировна Филиппа, усаживаясь за свой стол и поправляя волосы.
- Вот одни из них: нельзя обижать девочек, надо уступать девочкам, будь послушным и хорошим мальчиком.
    Рассматривая первое высказывание можно предположить, что девочкам можно обижать всех без исключений, а мальчикам можно всех, кроме девочек. Это неправильно, потому что вызывает неправильное восприятие у ребенка. Если меня обидела мама, бабушка, сестра, тетя, знакомая или просто незнакомая женщина, я должен это стерпеть и обуреваемой обидой вылить ее на мужской пол, на животных или на окружающие меня вещи.
    Стоит также заметить, что внушая стереотипы морали, мы одних лишаем свободы и права решения проблемы так, как я считаю нужным, а другим даем безграничную власть над противоположным полом. Также девочки используют это высказывание, чтобы манипулировать окружающими людьми.
    Если что случается, девочка ударяется в слезы и произносит «нельзя обижать девочек». И все симпатии, и сострадание достаются ей. Ты один на один случившимся и все против тебя: «Ведь нельзя ни в коем случае   обижать девочек! Как ты мог?! Это не по-человечески, не по-христиански, не по-мужски!». И никого не волнует причина проблемы, все зациклены на стереотипе и думают узко направленно.
    Если подумать, то хочется спросить у взрослых: «Зачем вы возлагаете  ответственность за чужие чувства?». Я бы посоветовал конкретизировать и обобщать одновременно, чтобы правила относились конкретно ко всем, а не отдельно кому-то.
    Третье высказывание самое опасное: оно делает некоторых мальчиков в будущем инфантильными, никчемными подкаблучниками. Зачем быть кем-то?! Зачем стремиться к чему-то?! Зачем что-то хотеть, если Она знает лучше вас, что вам надо?!
    Могут ли такие стереотипы воспитать свободного, самостоятельно мыслящего и действующего человека? Ответ очевиден – Нет! 
- Мария Владимировна, Филипп прав, у каждого должна быть свобода жизни и свобода не только решения, но и действия, - поддержала Женя одноклассника.
- Можно найти альтернативы для стереотипов. И не всегда лучше упрощать, иногда надо тратить много времени для разъяснения. Приводить примеры, пускай ребенок сам выберет, что ему ближе. Взрослый  может предупреждать, советовать, но он не должен «жить не своей жизнью», не давая другому прожить ее так, как ОН СЧИТАЕТ ЭТО НУЖНЫМ, - выдала Аня и ее лицо залилось краской.
    Павел обнял соседку и проворковал: «Умничка моя». Девочка вырвалась из рук соседа по парте и, схватив книгу, стукнула ею по голове Павла. Губы парня вытянулись и обмякли.
- Сами видите произвол над мужчинами, так на чей стороне вы будете, Мария Владимировна? - спросил Павел, строя из себя обиженного.
    Учительница улыбнулась и произнесла: 
- В жизни есть такое понятие как "ситуационная этика", где каждый из нас поступает так, как на данный момент считает правильным. Только жизнь потом дает нам ответы на наши решения.
- Понятно и без завуалированных слов – женская солидарность, - выдал Павел и посмотрел на Аню. Та гордо вскинула голову и сделала вид, что не замечает его.
    Прозвенел звонок. Стулья заскрежетали и зачиркали по линолеуму. Дети выходили, а кто-то и вываливался из кабинета с облегчением.
- Интересно, остается ли что-то хорошее в этих детишках? – думала Мария Владимировна, оставшись в пустом классе.

 


Рецензии
Дошло ли до детишек? Если их немного задели слова...будем надеяться, что есть попадание в цель! Лена.

Елена Рожкова-Астахова   07.06.2019 17:43     Заявить о нарушении