Грехи в былине Илья Муромец и Соловей Разбойник

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.

1. На кой чёрт Илья-Муромец, попёрся из своего села Карачарово, города Мурома Владимирской области в Киев в былине не уточняется…

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

2. И откуда же эта сила тёмная то взялась в Чернигове? Чернигов вообще-то находится между Киевом и Муромом, ну если так уж грубо сказать. Как князь Владимир, который княжил на тот момент в Киеве, мог её не заметить? Или эта тёмная сила с неба свалилась?

А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.

3. ОДИН всех перебил? А чего тогда князь Владимир со своею дружиной в Киеве сидел, он что не видел что у него под носом происходит? Обязательно должен был прийти Илья Муромец и разгромить оккупантов, да ещё и в одиночку?

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
Говорит-то им Илья да таковы слова:
- Ай же мужички да вы черниговски!
Я не йду к вам во Чернигов воеводою.
Укажите мне дорожку прямоезжую,
Прямоезжую да в стольный Киев-град.

4. Чего Илья Муромец в Киеве то забыл, ему что там мёдом намазано?

Говорили мужички ему черниговски:
- Ты, удаленький дородный добрый молодец,
Ай ты, славный богатырь да святорусский!
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,

Клише: Все главные боевые события проходят именно на этой горемычной реке Смородине, ладно хоть автор добавил Леванидов крест! Для тех кто не знает – Леванидов крест. Эпическая координата места обитания Соловья-разбойника. Используется в качестве ориентира для локализации былинного смутьяна и разорителя.

Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.

Клише: Если встречается в сказках Соловей Разбойник то он обязательно сидит! Не пьёт, не ест, не танцует и не спит, а просто сидит.

5. Какой ещё Одихмантьев сын? Кто такой Одихмант – его отец? И где он тогда?

А то свищет Соловей да по-соловьему

6. А как ещё может свистать соловей если не по-соловьему?

Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой - цела тысяча.

7. Какие ещё 500 и 1000 вёрст? Расстояние от Чернигова до Киева составляет 141 км, а по прямой - 128 км. Откуда автор вообще такие цифры взял?

Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею.
Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Смородине,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
Да ко тою ко березе ко покляпыя,
К тому славному кресту ко Леванидову.
Засвистал-то Соловей да по-соловьему,
Закричал злодей-разбойник по-звериному -
Так все травушки-муравы уплеталися,
Да й лазоревы цветочки осыпалися,
Темны лесушки к земле все приклонилися.

8. Какой кайф Соловью-разбойнику так делать? Ему надо дань стричь, а не уничтожать местное население. Да и потом, кого ему так усердно охранять, если в округе никого нет, кукурузу что ли? Если себя, то где войско, свиста ведь может и не хватить в определённый момент?

Его добрый конь да богатырский
А он на корни да спотыкается -
А й как старый-от казак да Илья Муромец
Берет плеточку шелковую в белу руку,
А он бил коня да по крутым ребрам

9. Сказка хочет нам сказать, что великий богатырь Илья Муромец, бьёт своего богатырского коня по крутым рёбрам всего лишь шёлковой плёткой? Какой эффект интересно он хотел этим получить? Где он вообще взял шёлковую плётку?

Говорил-то он, Илья, таковы слова:
- Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!
Али ты идти не хошь, али нести не можь?
Что ты на корни, собака, спотыкаешься?
Не слыхал ли посвиста соловьего,
Не слыхал ли покрика звериного,
Не видал ли ты ударов богатырскиих?

10. Илья но погоди, твоему коню тоже привыкнуть надо к такой силушке, не всё сразу!

А й тут старыя казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею

11. Соловей что совсем д*бил что ли, увернуться не мог?

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,
Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,
Он повез его по славну по чисту полю,
Мимо гнездышка повез да соловьиного.
Во том гнездышке да соловьиноем
А случилось быть да и три дочери,
А й три дочери его любимыих.

12. Т.е. получается дочери Ильи Муромца живут не с ним – не в селе Карачарове, городе Муроме, Владимирской области, а где-то между Черниговом и Киевом? Так получается он к дочерям ехал?

Говорила-то й она да таковы слова:
- А й же мужевья наши любимые!
Вы берите-ко рогатины звериные,
Да бегите-ко в раздольице чисто поле,
Да вы бейте мужичища-деревенщину!

13. А чего их мужья ДО этого делали, почему сами не боролись с басурманским игом?

Эти мужевья да их любимые,
Зятевья-то есть да соловьиные,
Похватали как рогатины звериные,
Да и бежали-то они да й во чисто поле
Ко тому ли к мужичище-деревенщине,
Да хотят убить-то мужичища-деревенщину.
Говорит им Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
- Ай же зятевья мои любимые!
Побросайте-ка рогатины звериные,
Вы зовите мужика да деревенщину,
В свое гнездышко зовите соловьиное,
Да кормите его ествушкой сахарною,
Да вы пойте его питьецом медвяныим,
Да й дарите ему дары драгоценные!

14. Ну я думаю зятья Ильи Муромца не таки д*билы, чтобы исполнять волюшку Соловья Разбойника в части его покормить?

Да й мужик-то деревенщина не слушался,
А он едет-то по славному чисту полю
Прямоезжею дорожкой в стольный Киев-град.
Он приехал-то во славный стольный Киев-град
А ко славному ко князю на широкий двор.

Вел поклоны по-ученому,
На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,
Самому князю Владимиру в особину,
Еще всем его князьям он подколенныим.

15. А чего интересно князь сам не проявил инициативу, не собрал ратное войско со всеми своими князьями и не разгромил Соловья Разбойника? У тебя князь под носом такие ужасные дела творятся, а ты ждёшь непонятно чего…

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
- Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?
Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
- Есть я с славного из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.

16. Ну тише тише Илья Иванович, много ему знать не обязательно!

Говорит ему Владимир таковы слова:
- Ай же старыя казак да Илья Муромец!
Да й давно ли ты повыехал из Мурома
И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?

17. И вот какая князю разница как долго Илья Муромец ехал из села Карачарова и какой дорогой? Как это бл*ть влияет на тот факт, что Илья в одиночку разгромил Соловья разбойника?

Говорил Илья он таковы слова:
- Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!
Я стоял заутреню христосскую во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град,

18. Почему Илья Муромец хотел к обеденке поспеть в стольный Киев-град, в былине тоже не уточняется…

То моя дорожка призамешкалась.
А я ехал-то дорожкой прямоезжею,
Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-град

19. Ничего себе мимо Чернигов града, да он ведь напрямую лежит на пути по дороге в Киев!

Говорил ему Владимир таковы слова:
- Ай же мужичища-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Как у славного у города Чернигова
Нагнано тут силы много множество

20. А чего же ты гад, всё это знал и ничего не делал? Ты кто: князь или… сам «под Соловьём» ходил?

Говорил ему Илья да таковы слова:
- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский!
Соловей Разбойник на твоем дворе.
Ему выбито ведь право око со косицею,
И он ко стремени булатному прикованный.

21. Ну и нафиг ты Илья Муромец такие ништяки знатные какому-то местному князьку оставляешь, поступил бы как Марья Моревна (увёз бы к себе домой как трофей). Ссылку на Марью Моревну, которая поработила Кощея бессмертного я помещу в послесловии.

То Владимир-князь-от стольно-киевский
Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
То он шапочку соболью на одно ушко,
Он выходит-то на свой-то на широкий двор
Посмотреть на Соловья Разбойника.
Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:
- Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,
Закричи-тко ты, собака, по-звериному.

22. Ты чего княже совсем и*иот что ли? Тебе предыдущих смертей мало?

Говорил-то Соловей ему Разбойник Одихмантьев сын:
- Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати.

23. Ну не будет же Великий князь Владимир всё это «х*вать»?

Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский.
- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Прикажи-тко засвистать ты Соловья да й по-соловьему,
Прикажи-тко закричать да по-звериному.
Говорил Илья да таковы слова:
- Ай же Соловей Разбойник Одихмантьев сын!
Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего,
Закричи-тко ты во полкрика звериного.

24. Илья Муромец должен был глядя на стольного киевского князя у виска покрутить, да погнать Соловья к себе в Карачарово, но похоже, что Илье Муромцу тоже мало было «дичи» на свою голову, решил ещё раз проверить силушку Соловья Разбойника?!

Говорил-то ему Соловой Разбойник Одихмантьев сын:
- Ай же старыя казак ты Илья Муромец!
Мои раночки кровавы запечатались,
Да не ходят-то мои уста сахарные,
Не могу я засвистать да й по-соловьему,
Закричать-то не могу я по-звериному.
А й вели-тко князю ты Владимиру
Налить чару мне да зелена вина.
Я повыпью-то как чару зелена вина -
Мои раночки кровавы поразойдутся,
Да й уста мои сахарны порасходятся,
Да тогда я засвищу да по-соловьему,
Да тогда я закричу да по-звериному.

25. Соловей разбойник что, тоже имб*цил что ли, почему нельзя было ЭТО сказать напрямую князю Владимиру, который просил его засвистеть по-соловьиному? Неее зачем надо всё просто делать, надо сказать князю, чтобы тот позвал Илью Муромца, чтобы тот сказал князю, что нужно сделать для того чтобы… Где бл*ть в этой былине хоть какая-то логика?

Говорил Илья тут князю он Владимиру:
- Ты, Владимир-князь да стольно-киевский,
Ты поди в свою столовую во горенку,
Наливай-то чару зелена вина.

26. А если у князя нет зелена вина?

Ты не малую стопу - да полтора ведра,
Подноси-тко к Соловью к Разбойнику. -
То Владимир-князь да стольно-киевский,
Он скоренько шел в столову свою горенку,
Наливал он чару зелена вина,
Да не малу он стопу - да полтора ведра,
Разводил медами он стоялыми

27. Чтоо? И у князя не возникло такого вопроса, почему Соловей его напрямую не попросил об этом?

Приносил-то он ко Соловью Разбойнику.
Соловей Разбойник Одихмантьев сын
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одним духом.

28. Ох**неть вообще, вы бы тоже так делали друзья мои?

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному -
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек - так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.

29. Ну да, а стальные люди х*ен бы с ними, пусть дохлые валяются, ещё нарожаем, да?

А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.
Говорил Илья да таковы слова:
- Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!

30. Ничего себе, да ты же сам 5 минут назад поощрял его за ЭТО, а теперь голову с плеч рубишь. Странного конечно нашего  богатыря описывает данная былина…

А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!

31. Кто поёт, когда поёт?

Послесловие: Ссылка на Марью Моревну http://www.proza.ru/2018/10/06/1320

Количество грехов в былине: 36

Все грехи притянуты за уши и не имеют под собой никакого логического обоснования.

Если в былине много грехов это не значит что былина плохая.

Материал опубликован исключительно в развлекательных целях.

Оригинал былины http://narodstory.net/russkie-bilyini.php?id=10


Рецензии
"Зелено вино" - это скорей всего вино в зеленой бутылке, а не от слова "зелье". Значит, сказка была написана в середине 18 века. Заметно отсутствие исторических и иных научных познаний сказителя, используются обрывки информации из "большого мира" – "шелк" – признак богатства, "белые руки" – не крестьянские, не трудовые, четкое деление на село и город. Слог изложения женский из серии "придет серенький волчок". Князь Владимир – это, вероятно, город Владимир, недалеко от Мурома. Соловей и разбойник, возможно, слова синонимы, с какого-нибудь фино-угорского языка. Чтобы запомнить иностранное слово в прошлом, его иногда могли применять в связке с переводом, например, – хаус-дом. Затем, первое слово изменялось на созвучное слово из родного языка и слова в связке становились разными по смыслу. Так появился Соловей, где второстепенное качество соловья чирикать, стало основным его оружием, чтобы сохранить свойства второго слова – разбойник. Возможно и второе слово было заменено, но без потери смысла – вор, разбойник, тать и т.д.

"Соловей" – вероятно, был борцом с "царским режимом" или же конкурентом, которых, традиционно сначала официально объявляли "разбойниками", с объявлением всех их преступлений, а по прошествии времени, они становились народными героями, что выразила последними словами саги предполагаемая "сказительница". Окончательная редакция текста была обработана мужчиной. Что дает еще одну гипотезу, что русские былины и сказки изначально сочинялись в основном женщинами для детей, а затем присваивались (плагиатились) и обрабатывались мужчинами.

Петрович Сергей   06.06.2019 00:59     Заявить о нарушении
Петрович, большое вам спасибо за рецензию, но... здесь особо нагнетать не надо, Ибо Зеленое вино — это молодое вино. Его производят в виноградных долинах между Доуру и Минью, на северо-западе Португалии. Несмотря на название, его цвет совсем не зеленый. Оно может быть бесцветным, прозрачным, как капля росы, может иметь некоторый оттенок желтого, розового или густого красного цвета. Отсюда и названия этих вин — белое, розовое, красное, игристое. Зеленое вино — значит ещё не дозревшее, юное, новое, свежее, невыдержанное… Название вина также не имеет ничего общего и с цветом винограда, который используется для его производства.
Этот грех я расшифровываю в сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, почитайте пожалуйста.

Дальше вы только ещё больше накручиваете и вносите неясность в произведение... не нужно этого делать, это же просто обзор на былину, не более того. Но ещё раз спасибо за ваш отзыв, мне приятно!

Максим Воронцов   06.06.2019 08:08   Заявить о нарушении
И вам, спасибо,Ваш дал возможность мне придумать интересную гипотезу,

Петрович Сергей   06.06.2019 08:24   Заявить о нарушении
"Зелено вино" - это скорей всего вино в зеленой бутылке, а не от слова "зелье".
С зеленым цветом бутылки и молодым вином Португалии (винью верде) отечественное выражение "зелено вино" не связано, на мой взгляд. Такой спец, как В. Похлебкин утверждает, что термины "зеленица, зеленец, зелье пагубное" этимологически происходят от слова "зель" - трава, злаки, молодая озимая пшеница. Зелено вино - это настоянная на травах водка (в отличие от горького вина - водки, настоянной на почках березы, дуба, ивы). Хлебным вином (горячим, куренным и т.д.) на Руси издревле называлась водка.

Алексей Аксельрод   10.06.2019 10:16   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Аксельрод, а никто и не говорит, что С зеленым цветом бутылки и молодым вином Португалии (винью верде) отечественное выражение "зелено вино" как-то связано, его лишь производят там. Читайте пожалуйста внимательнее. Далее вы ещё более запутываете текст утверждениями Вильяма Похлёбкина, которые вообще никакого отношения не имею к описываемым грехам в былине. Якобы зеленица и зелье происходят от слова зель. Ну может и происходят, но это просто однокоренные слова, ничего больше. И далее по вашему тексту вы бездоказательно всё сводите к водке, которая вообще не имеет никакого отношения к описываемым грехам. Но в любом случае и ВАМ спасибо за отзыв.

Максим Воронцов   10.06.2019 11:12   Заявить о нарушении