Фонтан любви

Перейдя на третий курс, мы, будущие плановики, получили приглашение одного из крымских совхозов помочь в уборке фруктов.
 Стоял июнь. У нас на Вологодчине было довольно прохладно и часто шёл нудный моросящий дождь.
 Крым встретил нас тёмно- зелёными остроконечными кипарисами, бескрайними виноградниками и знойным солнцем. В садах зрели черешня и яблоки. Восковые светло- жёлтые яблоки с коричневыми семечками внутри просвечивали насквозь, при надкусе тёплый сок брызгал во все стороны. 
На Севере таких яблок, да ещё прямо с дерева, я не ела никогда, и, может быть, поэтому на ум сразу же приходили строчки великого поэта из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», которая запомнилась с раннего детства:
                …Соку спелого полно,
                Так свежо и так душисто,
                Так румяно-золотисто,
                Будто мёдом налилось,
                Видны семечки насквозь…
Руководство совхоза за работу нас часто поощряло различными культурными мероприятиями, выделило автобус, и в выходные дни мы объездили пол -Крыма, купались в Чёрном и Азовском морях, осматривали исторические достопримечательности Тавриды. И хотя уже прошёл не один десяток лет, до сих пор мне помнится Бахчисарай, городок- жемчужина, расположенный в горах, знаменитый тем, что здесь сотни лет находилась резиденция ханов Гиреев, известных жестокими набегами на соседние государства.
 Наш экскурсовод – стройный голубоглазый юноша с вьющимися до плеч светлыми волосами и чёрными бровями (копия лермонтовского Печорина) сразу же покорил сердца всех девчонок. Он увлечённо рассказывал нам о старинном дворце, о знаменитостях, которые побывали здесь и оставили заметный след в виде подаренного сувенира, картины или изречения.
Но, наверное, больше всех прославил этот дворец наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, написавший после посещения дворца поэму  «Бахчисарайский  фонтан», над которой он работал в 1821-1823 годах, а позднее, находясь в Михайловском, - стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».
 В комнатах дворца, несмотря на знойный день, было прохладно и загадочно. Сквозь разноцветную мозаику стёкол причудливый свет играл на старинных мечах и ятаганах, инкрустированных драгоценными камнями, скользил по ярко начищенным кувшинам и изящным кубкам, придавая нежную окраску выцветшим от времени коврам и старинной одежде.
 Как знать, может быть, вот на этом месте сидел грозный Гирей, повелитель гарема, раскуривая ароматный кальян и тоскуя по красавице-полячке Марии, не принявшей его любовь? А, может быть, в эту комнату тёмной ночью кралась грузинка Зарема, умоляя Марию уйти с её пути? Когда это было?     И всё ли достоверно в этой поэме, написанной впечатлительным и  чувственным поэтом? 
Столько веков минуло с той поры, и никто, наверное, так и не узнает истины, но ведь остался главный свидетель нежности и скорби – фонтан любви, воздвигнутый безутешным Гиреем после смерти любимой.
              …Младые девы в той стране
             Преданье старины узнали
             И мрачный памятник оне
             Фонтаном слёз именовали…
Из освежающей прохлады ханского дворца по аккуратной дорожке мы вышли в сад, благоухающий ароматом роз.  Невдалеке возвышались горы.
 Молча и благоговея, мы подошли к мраморной стене, из которой, как слезинки горечи утраты, медленно скатывались прозрачные капли. Рядом лежали розы – белая и алая:
           …Фонтан любви, фонтан живой,
            Тебе принёс я в дар две розы,
            Люблю немолчный говор твой
            И поэтические слёзы.
Говорят, что в первое же своё посещение Александр Сергеевич принёс эти два   цветка, символизировавших Марию и Гирея, и с тех пор эти розы у фонтана всегда свежи.
Наверное, многие люди приходят к этому фонтану только потому, чтобы выразить свою любовь и признание Пушкину.  Ведь он тоже ходил по тропинкам этого сада и стоял у рукотворного неиссякаемого источника, обдумывая замысел будущей поэмы. И, наверное, в Бахчисарае он много расспрашивал местных жителей и хранителей дворца- музея об обрядах и обычаях, и наряду с историей любви хана Гирея и Марии, узнал ещё много романтических историй, которые потом нашли своё достойное место в его бессмертном творчестве…
 На память о Бахчисарае я сорвала в саду два лепестка белой и красной роз и долго хранила их в сборнике стихов поэта, но, к сожалению, они потом где-то затерялись…


Рецензии