Три богатыря во сне и наяву

В конце сентября 2016 года, после ухода из жизни моего отца, Алексей Захарович Дмитровский (1927-2018) прислал следующий дневниковый текст:
"25-1Х-16. Позвонил Лёне по неизбежному ритуалу и по скорбной душе… Свершилось в ночь на 24-ое после перенесённой операции. Тёзка и друг Алексей Ефимович Мальцев. Вечная память!.. Мы подружились 64 года назад, будучи в г. Вязники на 3-месячных военных сборах. Там даже удостоились квалификации механиков по радиооборудованию самолетов. С удовольствием сфотографировались с Мишей Харитоновым (дружили втроём) в полной форме рядовых военно-воздушных сил Советского Союза. А вернувшись назад, разошлись по своим жизненным местам и задачам, и казалось бы навсегда. Но чуть ли не через полвека наши места и задачи, и, вроде как, мы сами соединились в его сыне Леониде, ставшем к тому времени студентом нашего филфака, участником моего научного семинара и дипломником. Взаимное открытие, что это сын того самого Мальцева и тот самый Дмитровский, показалось просто невероятным, и мы сошлись, вроде как даже не расставаясь. Есть даже снимок 2006 года, т.е. 54 года спустя после нашего снимка в Вязниках, где тоже трое, только оба Мальцевы и я, в Зеленоградске на открытии Мемориальной доски в честь Столыпина. Это как знак духовно-нравственной в нашем случае и профессиональной преемственности, на которой зиждется народно-национальная целостность. По словам Лени, его мама, Анна Николаевна, прокомментировала зеленоградский снимок даже так: «Три богатыря». Совсем недавно я поздравил друга с днём рождения. Как раз говорили о ребятах, с которыми дружили в Вязниках. Он был на 3 года моложе меня".
Встреча «двух Алексеев» произошла в городе Вязники Владимирской области в 1952 году, т.е. уже 67 лет назад. «Сюжет для небольшого рассказа», говорил Алексей Захарович, ссылаясь на Чехова. В связи с этим см. автобиографический рассказ «Калининград – Вязники и обратно» (см. Дмитровский А.З. Дорожные сюжеты. Калининград, 2016. С. 41-44).
Есть также стихотворение, посвященное этому событию:
АВИАПОЛК "ВЯЗНИКИ"
Другу Алексею
Мы соимённые с тобой,
Мы небо Родине стяжали.
Над вольной Клязьмой, над рекой,
Фатьянов жил, теперь - в скрижали.
Для нас он первый Алексей…
С утра – полеты, спозаранку,
Чтобы потом, в кругу друзей
Отдаться песне под тальянку.
Герой комэска голос брал.
А соловьи гремели ночью
И красный стяг, как гимн, играл,
И ассы в снах и днем воочью.
Спустя полвека в новый век
Вступив, мы, верные присяге,
Стремим свой путь сквозь мглу и снег,
Сверяя строфы на бумаге.
И снова Родина зовёт.
Она в беде, судьбе навстречу
Твой час, пилот, на старт, на взлёт!
Я снова трассу рифмой мечу.
Под нами грозных туч поля,
И, с каждым мигом в сердце зрея,
Родная русская земля!
Мы есть, мы здесь – три Алексея.
Года летят. Штурвал в руках,
Да отразимся в новых звеньях,
В грядущих, праведных веках -
В делах, стихах и поколеньях.
(Дмитровский А.З. Дальняя дорога, Стихи порознь и в циклах. Калининград, 2012. С. 130-131).
"Бывают странные сближенья" - этими словами из пушкинской заметки о "Графе Нулине" Алексей Захарович всегда комментировал наше "случайное стечение обстоятельств", подразумевая, что ничего случайного здесь быть не может
В стихотворении, посвященном трём Алексеям, Алексей Захарович не упомянул Михаила Харитонова, о судьбе которого после сборов нам ничего не известно. Надеемся, что судьба богатыря Михаила сложилась вполне счастливо, учитывая то, что ему удалось быть запечатленным на этом памятном снимке меж двух Алексеев. Зато своим "произволом" (оговоримся, что не может быть ничего "произвольного" и "случайного") Алексей Захарович ввел в стихотворениепервого, великого Алексея - фронтовика-песенника Алексея Ивановича Фатьянова (1919-1959), которому в этом году (2019) исполнилось сто лет. Фатьянов принят "в компанию" Алексеев не только как обладатель соответствующего имени. Дело в том, что он местный, вязниковский (родился в селе Малое Петрино Вязниковского уезда), настоящий "гений места" встречи двух других Алексеев - Дмитровского и Мальцева. В стихотворении "Авиаполк Вязники" много аллюзий на песни Фатьянова, написанные в сотворчестве с Соловьевым-Седым: "На солнечной поляночке", "Соловьи" и, пожалуй, наиболее примечательная в избранном контексте - песня из кинофильма "Небесный тихоход": "Потому что мы пилоты, Небо наш родимый дом, Первым делом - самолёты, Ну а девушки - потом". Содержание этой песни и три поющих пилота из кинофильма вполне подходят к рассказываемой истории (конечно, не без лёгкого оттенка юмора, к которому очень был склонен всю свою жизнь Алексей Захарович).
Фатьянов связан не только с Вязниками, но и с Калининградом. В 1945 году, в предместьях Кёнигсберга, Фатьянов и Соловьёв-Седой сочинили фронтовую песню "Давно мы дома не были...". Таким образом, и Вязники, и Калининград обозначились в судьбе всех трёх Алексеев - Фатьянова, Дмитровского, Мальцева.
Вообще Алексей Захарович придавал числу «три» особое значение. Об этом говорит его программное стихотворение «Три сердца», начинающееся словами:
Три сердца в сердце у меня,
Во сне и наяву!
Работа, Родина, Родня...
Со словом «сердце» связан внушительный слой русской культуры, включающий, среди многого, афоризм философа Ивана Александровича Ильина о русской идее как идее сердца и стихотворение Степана Щипачева «Два сердца». Известный советский поэт затрагивает в стихотворении типичную жизненную, любовную драму, связывающую, но одновременно разделяющую два сердца — сердце Родни и сердце Работы («Одно живёт для верности влюблённой, / Другое - для исканий и тревог»). У Алексея Захаровича цифра «три» символизирует примирение жизненных противоречий. Третьим сердцевинным сердцем (ведь оно в строчке Алексея Захаровича находится посередине) является Родина. Именно Родина примиряет Работу и Родню.
Стихотворение Алексея Захаровича «Три сердца», которое я впервые услышал в рождественский день 7 января 1997 года (знаменательная встреча двух семёрок!), является не только жизненной программой поэта, учителя и гражданина, но и неким подобием здравицы (сам Алексей Захарович родился 7 сентября).
Идея и пафос "Трёх сердец" Алексея Захаровича близки стихотворению "Здравица" великого словенского поэта Франце Прешерна: "Пусть вновь царят меж нами Единство, счастье и покой! Сплетёмся все руками, Как дети матери одной, Чтоб сильна И славна Была пред миром вновь она!"(перевод Ф.Е. Корша).
Традиционная заздравная речь держится на трех "китах": пожеланиях успехов в работе, счастья в семье — и самое главное! - крепкого здоровья. Последовательность РАБОТА, РОДИНА, РОДНЯ не должна вводить в заблуждение относительно приоритетов. В стихотворение Алексея Захаровича главное это Родина, а Родина — это Здоровье. Так не только у него: польский поэт Адам Мицкевич начал поэму «Пан Тадеуш» словами: «Отечество моё, ты как здоровье. Насколько тебя следует ценить, тот только поймет, кто тебя потерял».
В отличие от великого польского поэта, Алексей Захарович родину не терял: каждый год, до глубокой старости, он ездил летом в родной городок Почеп Брянской области. Это была природная необходимость, связанная с восстановлением жизненных и трудовых сил, черпаемых от родной земли. Прожил Алексей Захарович девяносто один год.


Рецензии