C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мое отношение к метафизике

Для того чтобы решить поставленную проблему, в первую очередь необходимо определить, что я понимаю под термином «метафизика». Метафизика – это такой раздел философии, который исследует трансцендентные пласты бытия и связанные с ними вопросы. Иными словами, здесь может изучаться то, что не видимо человеческому глазу, что сокрыто от чувственного восприятия. Например, Бог (Первоначало, Абсолют), духи (ангелы), сознание (разум), душа, интуиция, совесть и прочее.
Исходя из такой трактовки рассматриваемого понятия, хочу сказать, что мое отношение к метафизике по-ложительное. Это следует из нескольких посылок. Первая посылка заключается в том, что я являюсь религиозным мыслителем, поэтому редукция бытия только к материальным феноменам и трактовка некоторых метафизических концептов с позиций материи мне чужда. В своих рассуждениях я не собираюсь защищать религию. Я хочу отра-зить лишь свой субъективный подход к универсуму. Исходя из своего жизненного опыта, могу сказать, что в последние годы в моей душе четко присутствует ощущение того, что трансцендентный мир (Бог, ангелы, демоны, души людей) существует. Доказательством этому служат мои переживания, жизненные проблемы и успешное их разрешение благодаря религии.
Конечно, скептик, агностик, нигилист или атеист может легко в этом усомниться. Моей целью не является навязать свою позицию. Я пишу это для того, чтобы читатель имел возможность ознакомиться с еще одной точкой зрения, которая, согласно законам Российской Федерации, имеет право на существование. Быть может, кому-то мои размышления придутся по вкусу.
Однажды я беседовал с одним моим знакомым атеистом. Я спросил его: «Как объяснить феномен прият-ных/неприятных ощущений в области сердца при каких либо событиях жизни?» Он ответил, что это всего лишь следствие деятельности головного мозга. Прости меня, В., но это смешно! У тебя что, мозг в области сердца находится? На мое замечание он ответил, что от мозга отходят нервные окончания, которые находятся в том числе и в зоне грудной клетки. Я не биолог. Я не могу сказать, имеют ли его размышления физиологическое основание. Однако мне это показалось смешным. Конечно, является бесспорным, что нервные окончания пронизывают все наши организмы, они есть почти во всех местах наших тел. Но почему при такой позиции эмоции переживаются не непосредственно мозгом, если именно через него проходят все потоки информации? Почему радуется или печалится не мозг? Ведь когда нам хорошо или плохо, блаженствует или страдает именно наше сердце («орган», «инструмент» для деятельности души). Задумайтесь над этим. Меня данные размышления укрепили в вере.
Теперь, слегка коснувшись религиозного мировоззрения, давайте рассмотрим вторую посылку и подумаем о философии. Для чего мне как философу может быть нужна метафизика? Ранее я уже сказал о своей религиозности. Наверное, я являюсь метафизиком постольку, поскольку верю в Творца: метафизические конструкции являются хорошим средством для построения религиозных рассуждений (вспомним средневековый тезис о том, что «философия есть служанка богословия»). Если бы я был атеистом, зачем мне была бы нужна метафизика? Я бы мог в таком случае сказать, что все сущее зародилось «случайно» (хотя если бы меня как материалиста спросили, как можно это рационально обосновать, я бы ужаснулся своему дикому неведению в этом вопросе), а не закономерно было создано Всевышним. (Для меня случайность невозможна. Простите меня, коллеги из другого лагеря: она нелепа, абсурдна и бессмысленна. А смысла (цели) мне очень хочется. Вот такой я телеолог.) Если бы я был атеистом, я бы мог сказать, что совесть есть внутренний голос (откуда он вообще у меня взялся, если я отрицаю Бога и душу?), который принуждает меня следовать навязанным культурным нормам, а не голос Божий в моей душе. Если бы я был атеистом, я бы говорил, что все чудеса (в том числе исцеления) суть естественные следствия законов Вселенной или самовнушение (хотел исцелиться, внушал себе сотни раз об этом, вот и исцелился, ведь мысли материальны), а не промысл Божий. Если бы я был атеистом, я бы смог найти объяснение любому феномену, поверьте (а если бы не нашел, то сочинил). Аргументов, предлагаемых «здраво мыслящими» учеными и философами достаточно. Но я не хочу поступать вопреки своему внутреннему «я», подло и нагло попирая «частичку» божественного во мне! Признаюсь: в моей жизни были периоды сомнений. Тогда я упивался аргументами, которые критикуют христианство. Но живя в этом постоянном отрицании, моя душа задыхалась от нигилистического зловония. Она жутко страдала. Моя трансцендентная сущность только тогда смогла вновь ожить, когда вернулась к своим христианским истокам.
Читая эти мысли, кто-то может обвинить меня в субъективности и оскорблениях. Не отрекаюсь: я излагал всего лишь свою точку зрения. Прошу прощения, если я кого-то обидел. Я показывал только свои переживания и ощущения. Если некто считает религию рабством, а жизнь без Бога – величайшим благом, которое необходимо подарить человечеству и освободить его от уз невежества, я не смею препятствовать. Человек ведь есть свободная личность. Пусть каждый поступает так, как считает нужным. Главное при этом не обмануть себя, в угоду своим страстям не отречься от истины, какой бы «неприятной» или «глупой» она ни казалась. Человеческий разум очень часто бывает «затуманен» от различных идей. Я считаю, что нужно быть смелым, чтобы не потакать своим порочным желаниям и уметь принять реальность такой, какая она есть. Бога же мы, если Он существует, в любом случае обмануть не сможем.

Апрель 2019


Рецензии