Чел. рефл. во взаимосв. культ. и рел

Человеческая рефлексия во взаимосвязи культуры и религии

В каждую историческую эпоху (Древность, Средневековье, Новое время, современность) у людей были религиозные потребности. Можно привести разные объяснения этому феномену, но факт остается фактом: подавляющее большинство из числа всех когда-либо существовавших людей верило в высшие силы. Это проявлялось по-разному, но очень важным аспектом такого проявления было создание артефактов.
Например, древние фетишисты каких-либо индейских племен создавали деревянные статуэтки различных божеств; древние греки – каменные скульптуры богов; средневековые христиане христианских государств писали иконы и строили храмы. В постсредневековую эпоху, когда происходила постепенная секуляризация человеческого сознания, творческие люди Европы, теряя интерес к религии, писали поразительные своим величием картины и сочиняли инструментальную музыку. Но по-скольку, с моей точки зрения, стремление человека к чему-то высокому, нематериальному является врожденным явлением, то именно в этих предметах культуры можно увидеть секуляризированное отражение такого стремления к потустороннему.
XX век дал человечеству совершенно иные, никогда не встречавшиеся раннее предметы искусства. Это столетие отличается от предшествующих переосмыслением ценностей, желанием творцов открыть что-то оригинальное, новое, и в то же время остаться на культурной высоте, а не скатиться до массовости и безидейного штампования культурных опусов. Поскольку именно в двадцатом столетии обнаружился максимум атеизма, какой только можно было себе представить, то создатели различных произведений культуры, иногда сами того не осознавая, а иногда вполне сознательно (по крайней мере нельзя отрицать такой возможности) сами себя делали богами. Не стоит забывать, что в предшествующем веке наука развивалась столь скорыми темпами, были совершены такие великие научные открытия, что люди вследствие этого считали себя властелинами природы и мира. Вот оно, стремление к трансцендентному, только трансцендентное здесь уже лежит не вовне, но вовлекается вовнутрь, в саму человеческую сущность, становится, по ощущениям людей, их онтологической характеристикой.
Говоря о связи культуры и религии, нельзя не затронуть важный экзистенциальный вопрос о смысле и цели человеческого бытия. В каждую эпоху люди размышляли о своем преднезначении, несомненно, по-разному. Для древнего человека, не знавшего цивилизации, важно было жить в гармонии с природой и ничем не нарушать покой высших существ, чье настроение проявлялось, по их мысли, через погодные условия. Если, с их точки зрения, погода была спокойной, то трансцендентные силы были удовлетворены человеческим поведением; это значило, что все было в порядке. Если же, например, пришел ураган, значит, высшие существа гневаются: люди что-то сделали неправильно, поэтому нужно умилостивить господ путем, например, принесения жертвы.
В Средние века в христианских странах менталитет людей был другой. Целью жизни средневекового христианина было угождение Богу и построение окружающей его действительности в соответствии с Законом Божьим, чтобы максимально удобно было реализовывать учение Иисуса Христа.
С эпохи Возрождения начала осуществляться постепенная секуляризация и атеизация сознания людей, расцветали идеи свободы совести, развивалась наука. В соответствии с этими явлениями ученые мужи стали пересматривать телеологичские концепции прошлого. Чем дальше продвигалась наука в своем развитии, тем больше умалялось значение Творца и увеличивалось могущество твари в лице homo sapiens. Однако подобная тенденция не говорит о полном исчезновении верующих людей. Постепенно стал появляться идеологический плюрализм, в соответствии с которым люди могли выбрать какую угодно мировоззренческую парадигму: от абсолютного атеизма до радикального религиозного фанатизма.
Мне кажется, что это очень хорошо, что сейчас у любого человека есть возможность выбрать то, во что и как ему верить, что ставить целью своей жизни, какими смыслами ее наполнять. Ведь если вспомнить религиозную нетерпимость средневековых Европы и Руси, то просто страшно становится от того, как принижалось великое достоинство человеческой личности в угоду политическим и церковным интересам. Каждый человек сам должен найти ответ на вышеизложенные фундаментальные жизненные вопросы. И в соответствии с принятым им решением и строить свою дальнейшую жизнь.

26.02.2017


Рецензии