Авария

Рассказ
«Авария»

По роду своей деятельности я часто езжу в служебные командировки, мне приходится общаться с разного рода людьми, слушать их рассказы о себе, о людях, о происшествиях, связанных с ними, с другими людьми. Некоторые из этих рассказов остаются в памяти, некоторые прямо врезаются в нее и остаются надолго. Об одном из рассказов мне хочется поведать вам, уважаемые читатели.
Как-то я ехал из служебной командировки в поезде, билетов заранее не брал, поэтому ехал в купе на верхней полке. Со мной ехали двое пожилых мужчин и один молодой человек. Пожилые мужчины были постарше меня, лет эдак семидесяти, с сединою на висках, умудренные опытом, степенные. Как всегда, в поезде завязывается разговор. Завязался разговор и между этими двумя мужчинами. Молодой человек ехал с наушниками в ушах, то ли слушал музыку, то ли смотрел фильм в своем сотовом телефоне. Я же делал вид, что сплю, чтобы не мешать разговору этих людей. Их разговор велся неторопливо, перескакивал с одной темы на другую, благо спешить им было некуда. Одного из них звали Жандос, другого Темирбай. Но они друг друга звали Жаке и Таке. Так казахи называют уважительно друг друга.
Через некоторое время один из них, кажется Жаке начал беседу о превратностях судьбы, что жизнь человеческая ничто и может прерваться в любую минуту, а жизнь другого человека превратиться в ад на земле. Таке поддакнул ему, а Жаке поведал ему свою историю.
Вначале своего рассказа он сказал, что у него есть друг по имени Бактыбай, с которым все это случилось. Бактыбай всю свою жизнь проработал в органах внутренних дел, вышел на пенсию. Его жена Нурбиби долгую жизнь проработала бухгалтером, тоже вышла на пенсию. У него выросли двое дочерей, которые удачно вышли замуж, родили им пятерых внуков. Жили все счастливо, большого богатства не нажили, жили средне, как и большинство нашего народа.
Бактыбай был очень живым и подвижным человеком, когда он вышел на пенсию, то научился водить машину, купил себе подержанную машину и возил своих внуков в школу, на тренировки в различные секции.
Дети его переехали в столицу, тогда она называлась Астана, устроились на работу, завели собственные фирмы, купили квартиры, зажили все хорошо.
Через некоторое время супруга начала разговор о переезде в Астану, поближе к детям. Говорила, что устала мотаться из Павлодара, туда и обратно, говорила, что все друзья переехали, что пора и им перебраться. Бактыбай долго препирался с ней, он не хотел переезжать, дело доходило до ругани. Но, как говорится, жена на третий год, как лесопильный завод. Она настояла на своем. Через некоторое время Баке с женою купили хорошую двухкомнатную квартиру в престижном районе, благо дети уже встали на ноги и помогли им с финансами.
Больших хлопот переезд не составил, Бактыбай продал квартиру с мебелью и купил также. С собою забрали постельные и носильные вещи. Друзья их встретили хорошо. Стали ходить друг к другу в гости, дети и внуки были рядом, по выходным они приходили в гости, все были счастливы.
Но однажды, к ним в гости приехали родственники, «;уда» из далекого села где-то под Усть-Каменогорском, погостив два-три дня они позвали их с собою также погостить. Повод также был хорошим, одна из дочерей «;уда» выходила замуж и должна была состояться свадьба. С «;уда», его звали Жанбырбай,  были его жена и сестренка жены.
Бактыбай и Нурбиби вначале отказывались, но «;уда» мог уговорить любого. Так Баке и согласился. Решили все впятером ехать на машине Баке. Он ее недавно отремонтировал, машина была на ходу. Баке называл ее «ласточкой», она ему безумно нравилась. Он знал в ней каждый винтик, она всегда была чистенькой и ухоженной.
Ехать решили в среду, как говорят казахи, «с;тти ку;», то есть день, располагающий к такого рода поездкам.
Все были в приподнятом настроении, ехали вначале в Усть-Каменогорск, оттуда надо было ехать еще километров двести. Доехали хорошо, на родине «;уда» Жанбырбая встретили их как дорогих гостей из столицы, свадьба прошла хорошо.  Баке с Нурбибой каждый день ходили в гости, так прошла неделя. Устав от такого гостеприимства, Баке заспешил домой.
Баке решил ехать с утра, как только пропели первые петухи. Его «;уда» с женою и сестренкой жены решили также доехать с ними до Усть-Каменогорска.
Провожали их чуть ли не всем селом, благо казахи любят гостей. Прощались все тепло и радостно, гостинцев нагрузили полный багажник.
Ехали по дороге хорошо, трасса была хорошая, пели песни на казахском и русском языках.
В одном из придорожных кафе покушали, отдохнули и поехали дальше.
Около села «Буланское» дорога стала извилистой, разогнаться было нельзя, но это стало Баке утомлять, да сказались последствия гулянок. Хотя Баке и не злоупотреблял спиртным, но обильные угощения также сказываются на здоровье.
Проезжая очередной поворот, Баке вдруг почувствовал резкое головокружение, в глазах потемнело, тело стало беспомощным, ноги и руки не слушались. Баке очнулся и увидел как в тумане, его машина переворачивается в воздухе, а вместе с нею он  с пассажирами, машина проехала на крыше метров сто и упала в кювет, несколько раз перевернулась и опять встала на колеса…
От резкого удара Баке потерял сознание, и погрузился в темноту…
Очнулся он в сельской больнице. Его палата почему-то была на втором этаже. Это было на третий день после аварии. Бактыбай был весь в гипсе. Руки и  ноги не шевелились. Сознание начало медленно возвращаться к нему. Через некоторое время в палату зашла санитарка, увидев, что Бактыбай пришел в себя, она позвала медсестру, а та позвала доктора. Доктор был молодой казах, видать недавно закончил университет. Бактыбай начал спрашивать его, что с ним случилось, где его жена, родственники. Доктор не стал ему всего рассказывать, сказал только, что к нему приехали дочери и зятья, они ему все расскажут.
Через некоторое время дети зашли в палату. Хотя они старались держаться, но по их взглядам Баке понял, что случилось что-то страшное!!!
Старшая дочь Гульмира по характеру была как он, она и поведала всю историю. Говорила она монотонно, но было видно, что каждое слово ей дается с трудом. Младшая дочь Самура тихо плакала. Старшая дочь сказала, что в аварии погибли трое, все те, кто ехал сзади, это были Нурбиби, жена «;уда» и ее сестренка. «;уда» отделался легкими ушибами, так он был пристегнут ремнем. Спас ремень и Баке. В результате аварии он сломал ключицу и позвоночник, однако остался жив. Ему сделали три операции, но надо лежать месяц, чтобы все зажило.
Баке лежал и слушал молча, вначале он не верил, не хотел верить, душа его плакала, рвалась из тела, но глаза были сухи. Он потерял сознание, врач попросил всех выйти.
Бактыбай очнулся глубокой ночью от чьих-то стонов. Привезли еще кого-то после ДТП. В голове начались прокручиваться мысли, вспомнились слова дочери, и  Баке заплакал, слезы были жгучие и соленные, они стекали вниз по подбородку, вытереть их было некому. А он сам не мог…
Бактыбай лежал молча, только зубы его скрежетали и слышались стоны пострадавшего. Его мучил один вопрос: «За что!!!». Три смерти на его совести! Бактыбай во всем винил себя, винил за то, что сел руль, винил, что не попросил пристегнуться ремнями жену и своих ;удаги.
Жить не хотелось, хотелось уйти во мглу и больше не возвращаться. Так прошло десять дней, десять дней мучений и боли. Но больше всего Баке мучили душевные боли. Он ненавидел ночь, ночью он оставался наедине с самим с собою. В палате было душно, и он попросил санитарку оставить окно открытым. Санитарка была пожилая женщина, ничего не подозревая, она согласилась.
Баке решил воспользоваться этим. Как только все стихло,  он сполз на пол и тихо пополз к окну, оставалось буквально полметра, Баке решил приподняться на подоконник, как жгучая боль в позвоночнике буквально скосила его, он рухнул на пол и потерял сознание. В таком состоянии его нашел доктор, который сразу все понял. Он поднял на ноги всю бригаду, которая дежурила в эту ночь. Баке подняли с пола, положили на кровать и перевезли в другую палату, где не было окон.
Бактыбай очнулся на второй день в другой палате. Рядом сидела младшая дочь Самура и плакала, глядя на него. Врач видать все рассказал ей. В ее глазах сквозил немой укор, жалость, и великая любовь дочери к отцу. Баке заплакал, рыдания сотрясали его, он не мог остановиться. Когда они оба успокоились, он попросил дочь рассказать ему все. Дочь начала рассказывать, что всех похоронили, маму похоронили в Павлодаре, на этом настояли родственники жены. ;удаги и ее сестренку похоронили в Усть-Каменогорске.
На него завели уголовное дело, так как погибли трое людей, их допрашивал следователь.
Баке всю свою сознательную жизнь служил в органах и ему было обидно на склоне жизни стать преступником. Он горько усмехался и думал, как права пословица: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».
Дочь рассказывала и плакала, плакала и рассказывала, а Баке думал, что только встанет на ноги и сведет счеты с жизнью. Он считал себя не вправе жить после смерти жены и родственников.
Дочь видать читала его мысли и сказала, что несмотря ни на что, он обязан жить. Что его дети, зятья, внуки по-прежнему любят его, не считают его виноватым, что это судьба, что от этого не застрахован никто.
Через месяц за ним приехали его зятья и перевезли его в больницу МВД города Астаны. Как сказал его лечащий врач, через месяц Баке встал на ноги, правда еще на костыли, но мог передвигаться сам. Пролежав еще месяц, Баке выписался домой. К нему домой приезжал следователь, допросил его. Баке рассказал ему, как все это было. Следователь сказал ему, что алкоголя в его крови не обнаружили, однако очень большое количество сахара. Виновником аварии был гипертонический криз из-за  резкого повышения сахара. Из-за него Бактыбай не смог управлять автомашиной и она на полной скорости скатилась в кювет. Пассажиры не были пристегнуты ремнями, получили черепно-мозговые травмы, несовместимые с жизнью и скончались мгновенно. Баке грозит лишение свободы от пяти до десяти лет. Следователь просил нанять хорошего адвоката.
После того как ушел следователь, Баке начал думать, что ему предпринять. На ум шел только один адвокат, друг семьи, по имени Жаркынбек. Когда-то они вместе работали, потом тот ушел на пенсию и стал адвокатом. Работал в Астане, числился в рядах средних адвокатов. Но Баке знал, что он очень упрямый, и если возьмется за дело, то доведет его до конца.
Так оно и случилось. Благодаря этому адвокату Баке дали всего пять лет условно.
Вот так и закончилась история этой аварии. Жандос с Темирбаем еще долго что-то говорили друг другу, вздыхали, пили чай, а меня сморил сон. Во сне мне снилось, что я сам еду за рулем, вдруг машина разгоняется и летит в пропасть, я кричу, кричу…. Проснулся я от того, что меня трогал за плечо молодой человек, говоря, чтобы я перевернулся на другой бок. И что видать мне снится кошмар.
Повернувшись, я посмотрел вниз, Жаке и Таке уже не было. Только на их местах лежали свернутые матрасы и подушки. И я невольно подумал, а не приснилось ли мне все это.
Доехав до Астаны, выйдя из поезда, я подумал, как хороша все-таки жизнь. И как надо беречь себя и друг друга. Как быстро все может закончиться, как быстро может оборваться ниточка жизни. И надо успеть сделать так много хорошего в жизни!

04.06.2019 г.                Накас Жанапия.


Рецензии