Портрет А. С. Пушкина

История эта практически детективная: в 1877 году в Музей при Александровском лицее зашел артист по фамилии Леонидов. Он держал в руках неприметный сверток, который решил отдать в дар музею. Картина долгое время простояла буквально в углу, никем не замеченная. Позже, когда на сверток все же обратили внимание и занялись его реставрацией, оказалось, что это неизвестный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Он был написан в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта.


Историки и пушкинисты смогли установить, что именно об этой картине идет речь в двух записках Василия Жуковского, которые тот писал Александру Сергеевичу:
«… завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти».
И еще одна:
«Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать».
Оказалось, что именно о Линеве шла речь как о загадочном живописце, который нарисовал, пожалуй, самый искренний, самый настоящий портрет знаменитого поэта.

Обратимся непосредственно к анализу самого портрета.

В 1986 г. в Отделе технико-технологических исследований ГРМ была произведена экспертиза портрета, выявившая значительные расхождения между первоначальным авторским изображением и позднейшими реставрационными записями.

При поступлении в музей Александровского лицея в 1887 г. портрет, по свидетельству Либровича, находился в очень плохом состоянии и был тщательно реставрирован. Именно эта реставрация изменила черты лица изображенного: «... прописаны левая бровь и глаза, нижняя часть носа вместе с теневой частью ноздри; сплошная запись по теневому краю лба и подбородку. Эти записи существенно искажают черты лица поэта, так как лежат не в границах утрат авторской живописи».

При сравнении портрета с фотографией, сделанной с экрана телевизионной инфракрасной системы, эти различия явственно заметны. Искажено изображение правого глаза — нарушена параллельность и соответствие направленности взгляда по отношению к левому глазу. Утяжелен подбородок. Заново написан кончик носа и опись ноздри. С правой стороны расширено очертание лба, увеличивающее поворот головы изображенного. Непрофессиональная, грубая реставрация придала и мертвенность, неподвижность чертам лица.

И. С. Тургенев, видевший Пушкина за несколько дней до его смерти в зале Энгельгардта, так описывал его внешность: «Помню его смуглое небольшое лицо, его африканские губы, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей — и кудрявые волосы»


Рецензии