Ошибки прошлого. 2. Проверка воздушных рубежей

Из цикла – реальные истории.


                ОШИБКИ ПРОШЛОГО



2. Проверка воздушных рубежей
                на прочность.

В августе 1972 года двенадцать ракетоносцев Балтийского флота Ту-16 по заданию Генерального штаба, без оповещения и заявки на пролёт, успешно преодолели боевые порядки Московской зоны ПВО. Всё это происходило скрытно в режиме полного радиомолчания.

Фронт действия ударной авиационной группы простирался на расстояние в 150 - 200 километров и осуществлялся на «предельно малой»  высоте соответствующей техническим возможностям самолётов и прилегающей местности, над которой осуществлялся данный полёт.

Условный массированный удар дальних бомбардировщиков  выполнялся  четырьмя тройками и проходил в сложных для экипажей условиях в течение одного часа пятидесяти  минут. После этого ракетоносцы вышли на высоту шесть километров шестьсот метров и сразу же запросили «добро» на санкционированный полёт в данной зоне.

С какого момента они были обнаружены средствами противовоздушной обороны, теперь уже будет трудно сказать. Тем не менее, по реакции верховного командования можно было сделать вывод, что своевременно «увидеть» их на указанных высотах радиотехническим войскам  Московского округа ПВО явно не удалось.

Однако участники этого полёта хорошо помнят, какая паника тогда царила на земле под крылом тяжёлых бомбардировщиков. Как разбегались в разные стороны на полях очумевшие коровы, а люди, с тревогой смотрели в небо, не понимая, что происходит. Надо полагать, как упали тогда надои, а молоко ещё долго потом имело привкус полыни.

Примерно так же был проверен и Одесский военный округ, который в ту пору прикрывала Отдельная армия ПВО со штабом в Киеве. Тогда авиация ВВС заходила на Одессу с черноморского направления, большими группами на различных высотах, поэтому приграничные средства противовоздушной обороны со своей задачей не справились.

То есть, «уничтожить» все реальные «цели» при столь плотном налёте они не смогли. Просто не доставало для всего этого огневых средств. В таких случаях говорят, что всё было хорошо только на бумаге, а вот в реальной обстановке сил то и не хватило.

Выводы тогда были сделаны самые серьёзные и многие начальники лишились своих постов. Правда все эти группировки ПВО вскоре были  значительно укреплены руководящим составом и дополнены средствами противоздушной обороны.
 
Вот только неизвестно были ли подобные проверки в последующие годы или нет. Очевидно, что в таком важном деле только одних «заклинаний и красивых картинок» явно не достаточно, а нужны соразмерные практические действия максимально приближённые к боевым условиям.

В свою очередь на западных рубежах великой страны упомянутые  «тушки» также испытывали прочность воздушных границ, но уже иным способом. Они, как правило, появлялись с акватории Балтийского моря в полковом составе эскадрильями и шли на больших высотах. Конечно, подобный боевой порядок не представлял каких-либо трудностей для приграничных средств ПВО в их обнаружении и «условном» уничтожении.

Правда лукавство присутствовало и здесь, впрочем, как и везде, в те славные времена. Суть его состояла в том, что уничтожение целей засчитывалось даже, невзирая на то, что для этого не доставало надлежащего боезапаса огневым средствам. А в виду большой плотности удара боевые расчёты зенитно-ракетных комплексов просто не успевали обстреливать ракетоносцы. Следовательно, те «пробивали» бреши в обороне и наносили  «удары» по объектам.

Теперь о главном. Во всём этом не учитывался основной фактор того,  что этот «условный противник» мог оказывать огневое и иное воздействие на противоборствующую сторону. Это очень важно, так как выстроенная система ПВО явно не смогла бы справиться с таким натиском. Одним словом, всё оценивалось на «авось», мол, поиграли в войну, ну и хватит. Победа всё равно будет за нами!

Конечно, всё это потом обернётся звонким эхом поражения, но произойдёт это уже в восьмидесятые годы в далекой Сирии. Именно там  советские военные специалисты помогали выстраивать Хафезу Асаду  противоздушную оборону подобным образом, как  в  Советском Союзе.   Мало того учили боевым навыкам и умению воевать современными средствами сирийцев.
*     *      *
Однако, в этом случае стоит сказать, что ударная авиация, как в те годы, так и поныне является грозным оружием, способным подавлять «любые» системы противоздушной обороны. Решающим здесь являются плотность и продолжительность её ударов в комбинации с различными наступательными средствами и их тактическими приёмами.
 
Значимого приоритета между средствами нападения и обороны теперь явно не прослеживается, а вот паритет имеет место быть. В этом и состоит баланс сил, который определяет основной фактор сдерживания противоборствующих сторон. Более того он, как правило, присутствует там, где есть весомые достижения в науке и экономике, а человеческий потенциал имеет надлежащую ценность.

В противном случае, можно уповать лишь на ударные ядерные силы  и то не всегда, так как противоракетная оборона совершенствуется самыми невероятными темпами, охватывая не только околоземное и морское, но и космическое пространство. Более того роль «кибероружия» в данном противостоянии явно ещё не оценена в полную  меру, а это только усугубляет существующую опасность.



                Продолжение следует…


Рецензии