О критике и о творческих людях

Критика не может быть прошеной или же непрошеной. Она просто есть.  Критика возникает, когда имеется объект для критики, нарушающий искусствоведческие понятия.  Далеко не всё в этих понятиях однозначно, но они, тем не менее, имеют место быть.


Никакие объединения пишущих-рисующих и прочее людей не могут жить в куче, в толпе.

 
Музыканты - да, они могут играть вместе. Иногда группы держатся десятилетиями.


Художники - не могут вместе рисовать. Кукрыниксы были исключением, и рисовали они всё же карикатуры, а не серьёзные картины. У художника могут быть только подмастерья, а если некоторые из них сумеют сами в дальнейшем стать настоящими художниками, они уходят от учителя, начинают работать самостоятельно и сами набирают подмастерьев.

А уж творчество писателя - я говорю о настоящих писателях - предполагает одиночество, прежде всего.

Писательство - это не только творчество. Это работа. Это труд. Такой же тяжёлый труд, как и вообще труд в любой профессии.

На глазах у толпы твой фейерверк не вспыхнет" - (с) - Джером К. Джером, "О великой ценности того, что мы намеревались сделать", эссе.

*****

Из этого эссе кусочек, как раз о критике.
__________________________________________


Одному моему знакомому — молодому человеку, сыну садовника моей сестры, как мог бы выразиться бессмертный Олледорф[1], — удалось осилить достаточное количество имбирного пива, чтобы вставить в рамку своего дедушку, но результат был малоутешительным. В самом деле, жена садовника, и та не была удовлетворена.

— Что это за пробки вокруг отца? — было ее первым вопросом.

— Разве ты не видишь, — отвечал сын с некоторым возмущением, — это — рамка.

— Но почему же пробки?

— Потому что в книге сказано — пробки.

Однако слова его не произвели впечатления на почтенную женщину.

— Это теперь и на отца-то не похоже, — со вздохом сказала она.

Ее первенец пришел в негодование: ведь никто у нас не любит критики!

— Так на что же это, по-твоему, похоже? — буркнул он.

— Да уж не знаю. По-моему, ни на что, кроме пробок.

******

Это и о писателях тоже. Это более чем к ним применимо.


Рецензии