Театральный олимп

Александр Сумбатов-Южин тесно общался с другим ярким представителем русского театрального мира - Балиевым. Никита Балиев, на самом деле, Мкртыч Балян - происходил из знатной армянской семьи, его отец с семьёй бежал из Османской империи во время первого геноцида армян ( при султане Абдул-Гамиде ) и обосновался в Ростове на юге России. Там он продолжил дело, и очень успешно, господин Балян стал известным купцом, обладателем большого капитала. Юный Никита с детства увлекался театром, и однажды, уже после окончания Московского торгового заведения, в которое поступил по желанию отца, объявил ему:
- Я собираюсь идти в актеры.
Строгий отец показал сыну на дверь ( у него были совсем другие виды на юношу ):
- В нашем доме актерам не место!
Так Никита оказался на улице, он уехал в Москву за мечтой!
(  Брат Никиты Ованнес продолжил дело отца, он владел собственным торговым домом и банком, много помогал Армянской церкви, параллельно занимался переводами на армянский Пушкина, Лермонтова, Чехова, был крупным благотворителем - поддерживал армянского поэта Варужана, Аджемяна, учёного и ботаника Дирадуряна, который в честь него назвал несколько растений - Baliani. )
Там Никита познакомился, потом они стали близкими друзьями, с первым щеголем столицы, заядлым театралом Николаем Тарасовым. Молодой человек происходил из очень знатной армянской семьи, из которой вышли, к примеру, великий французский писатель Анри Труайя и советский политик и коммерсант, официально первый советский миллионер Артём Тарасов. Николай много помогал театрам, артистам, режиссерам. Как-то Тарасов с Балиевым отдыхали в Берлине, в этот момент у гастролирующего там нового театра МХТ возникли финансовые трудности, театр мог закрыться. Станиславскому и Немировичу-Данченко помог деньгами Тарасов, он спас детище двух великих театральных режиссеров, дав Немировичу-Данченко, с которым был давно знаком ( Немирович-Данченко по матери был армянином, его брат - известный журналист, во время геноцида армян он много писал об этих страшных событиях в Европе ) 30000 руб. ( это огромная сумма ), Тарасов официально стал попечителем МХТ, а Балиев секретарем Станиславского и Немировича-Данченко. В 1908 году вместе с Тарасовым он организовал первый в России клуб-кабаре " Летучая мышь ", где поначалу выступали актеры МХТ. Заведение стало очень популярным в столице. Там играли Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Иван Москвин, Лиля Кедрова и многие, многие другие. С театром сотрудничали Рахманинов и Шаляпин, художники Бенуа и Сарьян, Бальмонт и Хейфец, Вахтангов и Лев Тарасов ( будущий  Анри Труайя ) и другие яркие, выдающиеся люди. Прибыли были огромные, " Летучая мышь " без преувеличения стала самым популярным заведением Москвы. Но потом к власти пришли большевики. Они, конечно, не преминули воспользоваться славой Балиева, предложили ему заниматься ( на театральных подмостках ) большевистской пропагандой, ставить соответствующие спектакли и т.п. Балиев быстро сориентировался, он понял - с новой властью сотрудничать просто опасно, и бежал во Францию. В Париже " Летучая мышь " гремела также, как и в Москве, она была очень популярна среди русской эмиграции ( и не только ), Балиев стал миллионером. Его театр собирал огромные залы в Германии, Испании, Бельгии, Нидерландах. Постановки Балиева оказали большое влияние на французских театральных деятелей. Через некоторое время известный французский актер и режиссер Фирмен Жемье сказал, что никто из иностранцев не оказал такого влияния на французское театральное искусство, как Балиев. Благодаря Жемье  французское правительство наградило Балиева орденом Почетного легиона, это очень престижная награда и дается немногим. В 1922 году Никита Фёдорович переехал с гастролями в Америку, где тоже его ждал огромный успех. Спектакли буквально " взорвали " театральную жизнь Нью-Йорка. Американские критики и пресса сравнивали Балиева с самыми известными комиками современности. На Бродвее им было поставлено более 500 спектаклей. Потом гастроли по Канаде, Лос-Анджелес… Искусство Балиева высоко ценил Чарли Чаплин, с ним работал прославленный тогда дирижер Леопольд Стоковски, выдающиеся американские актеры, Балиева лично принимал президент Америки. Потом опять Европа, в Лондоне в 1933 году Балиев отметил двадцатипятилетие " Летучей мыши ". Выдающийся актер и режиссер - он много сделал для продвижения русского театрального искусства в мире!
Другим представителем театрального олимпа в России был великий режиссер и актёр Вахтангов. Он происходил из аристократической армянской семьи. Его отец был крупным табачным фабрикантом. Вахтангов оставил немалый след в русской театральной жизни страны, об этом много написано. Впоследствии возглавляемая им Студенческая студия при МХТ стала Государственным театром имени Вахтангова. Учениками и последователями Вахтангова были великие в будущем режиссеры и актеры - Рубен Симонов, Борис Захава, Щукин, Михаил Чехов и многие, многие другие. Одним из них был ( он учился у него всего 3 месяца ) выдающийся голливудский кино- и театральный режиссер Рубен Мамулян. Его отец - Захарий Мамулян был тифлисским банкиром, мать - актрисой, из известной семьи Калантаровых, которая в свое время очень помогла гениальному грузинскому художнику Нико Пиросмани. ( Родители Нико занимались хозяйством в доме дворянской семьи Калантаровых, они умерли рано, перед смертью мама Нико попросила богатых хозяев присмотреть за ее ребенком. Они выполнили своё обещание, перевезли маленького Нико в Тифлис. Когда будущий выдающийся грузинский художник подрос, он влюбился в дочь господина Калантарова Виргинию. Об этом узнал отец, дал Нико 100 руб, подарил лавку, и отселил юношу. Потом Виргиния стала актрисой и вышла замуж за тифлисского банкира Захария Мамуляна. ) Рубен Мамулян, без преувеличения, был одним из столпов Голливуда, также он - выдающийся театральный режиссер. Он был режиссером-постановщиком первой национальной американской оперы « Порги и Бесс », написанной на музыку Джорджа Гершвина, и знаменитого мюзикла " Оклахома ". Всего на Бродвее им было поставлено более 45 мюзиклов и спектаклей. С конца двадцатых годов Мамулян работал в Голливуде. В его фильмах снимались Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Морис Шевалье и многие другие легенды мирового кино. В 1935 году он снял первый в мире полнометражный цветной фильм « Бекки Шарп ». Также он один из первых снял звуковой мюзикл, потом этот жанр был очень популярен в Америке. Великий киноэкспериментатор, он многое сделал в кино впервые! К примеру, впервые предложил снимать фильм сразу тремя камерами, в те годы это было невероятно. Также он предложил использовать два микрофона, чтобы записывать одновременно две звучащие записи ( потом их совмещали на пленке ). Впервые благодаря Мамуляну в кинематографе зазвучал закадровый голос. Первым в Америке он поставил камеру на колёса, и она постоянно двигалась, это придало кинопроизведению особую динамику. Также – до него этого никто не делал - начал снимать вне студии, это тогда даже запрещалось нью-йоркским законодательством! Он был тесно связан с американской армянской общиной и очень много помогал соотечественникам! Помимо режиссуры, Мамулян активно занимался литературной деятельностью – первым на новоанглийский язык он перевёл « Гамлета » Шекспира, этот труд до сих пор высоко оценивается шекспироведами. Выдающийся американский режиссер начинал снимать легендарный фильм " Клеопатра, " в главной роли с Элизабет Тейлор, но потом из-за постоянных ссор с продюсерами он сам ушел из картины, успев снять только 20 минут киношедевра! ( Именно он долго уговаривал продюсеров взять на роль в фильме Элизабет Тейлор, она тоже не хотела и выдвигала беспрецедентные условия, удивительно, но Мамулян уговорил ее и директора картины! В результате Элизабет стала первой актрисой в истории мирового кино, которая получила за роль более 1 миллиона долларов. )
Рубену Захарьевичу много раз настоятельно рекомендовали поменять фамилию на более благозвучную, американскую, но он был патриотом, и так
и вошел в историю кино, как Мамулян!
Еще одним известным русским и французским актером и театральным режиссером армянского происхождения был великий Жорж Питоев. Он эмигрировал во Францию из России ( тоже из Тифлиса ) и много сделал для французского театра. Питоев был первым режиссером по-настоящему познакомившим французскую публику с произведениями Чехова ( первые спектакли в его театре в Париже - " Дядя Ваня " и " Чайка " ). Также первым он открыл для Франции Ибсена, Пиранделло, Шоу… Его коллеги, современники – выдающиеся французские театральные режиссеры, называли Питоева « гением », « святым театра »!
На фасаде здания, где многие годы он служил французской публике,  установлена мемориальная доска в память о Питоеве. Также его имя носит старый театр в Женеве - там много лет проработал этот великий театральный режиссер и актёр!

Примечание.
" Театральный олимп " - продолжение истории " Сокровища Эрмитажа ".
 


Рецензии