Семейные истории

МОНОЛОГ У МОГИЛЫ

К могиле, осторожно ступая по земле, подошла девочка. Она долго смотрела на  черную мраморную  плиту, на  которой размещена фотография красивой женщины. Внизу  надпись – Рустамова Тамара Нарзуллаевна. Взобравшись на постамент, девочка  положила на  плиту тюльпан , который несколько недель назад вылепила  из пластилина. Сотворив маленький шедевр, она не полагала, что вскоре он окажется в неожиданном месте.

«Здравствуйте!  - сказала девочка. - Меня зовут Рухшона. Вы, конечно, меня не знаете, ведь я родилась  через семь лет после вашей смерти. Ой, простите, мама не разрешает произносить слово «смерть». Она говорит, лучше говорить – человек ушел из жизни.

Когда я родилась, вас уже не было. Но я все время слышу разговоры о вас. Знаю, что взрослые покупают цветы и ходят на вашу могилу. Однажды я  видела, как плачет моя бабушка. Я её спросила – почему вы плачете?

-Я скучаю по маме, - сказала она.

Странно, она сама уже прабабушка, а все  ищет свою маму. Ну, не ищет, где уже найдешь, а думает, что ищет и найдет.
Вот и сегодня, знаете, слышу,  взрослые собрались пойти  на кладбище. Говорят, праздник, надо обязательно поклонить, нет, склонить голову. Кажется,  так сказали. 

Тогда я сказала, что поеду вместе с ними. Мама сказала «нет», детям туда нельзя. Но я уже не «дети», уговаривала, наверное, целую вечность. Потом взяли.

 У меня не было цветов, нет денег, чтобы купить. Но был тюльпан, который я сделала из пластилина . Он мне очень нравится.  Ведь тоже можно?»
Рухшона  погладила цветок – маленький, не больше её ладошки. Удивительно, но  миниатюрный тюльпан  чудесно украсил большую холодную плиту, придав ей божественного света.

«Вот. – продолжила монолог девочка. - Мне уже десять лет, я учусь в школе.  Стараюсь не расстраивать маму, она у меня очень хорошая. Я так её люблю, что даже не выйду замуж. А знаете, что я люблю? Танцевать! Даже училась танцам. Еще рисовать. И очень люблю куклы. До сих пор. По секрету скажу, все смеются, ведь  я уже большая. Но я, когда никого нет, вытаскиваю все 20 кукол и играю. Ведь они же бедненькие, их надо веселить.

Я свою бабушку тоже люблю. Знаете это кто? Это ваша дочка. А моя мама её дочка.  Но я вижу бабулю  редко. Она все время куда-то уезжает. А сейчас она живет со своей другой дочкой.  У неё же есть еще одна дочка, младшая. Бабушка  тоже хорошая, но все время всех воспитывает. Дочек, внуков, даже других.  Однажды моя мама сказала – не надо меня воспитывать, у меня у самой уже внуки. А бабушка сказала, что если маме будет даже 100 лет, она все равно будет воспитывать. Но она все равно хорошая.

Вы тоже воспитывали? Мне кажется, нет. Все говорят, что вы самая хорошая. Я это постоянно слышу. Особенно,  когда к нам приходят знакомые. Мама 31 мая делает угощение, говорит, что это день памяти бабушки. Вы не знаете этого. А мама всегда отмечает. Вашей дочки  никогда  нет, она всегда в отъезде. Вот мама  все время все делает сама. Оказывается все 17 лет.

Но вы не думайте – ваша дочка тоже хорошая. Она вас помнит. Я слышала, как она кому-то говорила по телефону:

-Сколько я еще буду всех умолять, чтобы взяли в подарок мамин музей? Что же вы за люди! Я бьюсь уже 15 лет! Несколько министров сменилось! Каждый свой приезд, отпуск провожу в музее и хожу по ситансям. Не знаю как правильно это слово сказать. Но мне кажется, это как «по адресам». Не знаю чьим. Но она ходила по этим адресам, знаю. Её моя мама ругала, потому, что холодной зимой она включала печку в вашей квартире и там сидела. Что-то писала, разбирала. Заболеть же можно! А летом! В жару включала какую-то печку наоборот, ну, которая дует. Кондиционер называется. У вас в квартире такой старый, как сказала бабушка, он еще со времен царя  Фасоли. Нет. Кажется, Гороха. Да, со времен царя Гороха. Наверное, ему 100 лет. Правда, скажу вам, недавно он взорвался. Мастера позвали, а он рассмеялся и сказал, что такие уже давно не ремонтируют. Тогда  бабушка утащила из дома вентилятор и все равно сидела у вас.

Раньше я думала, что она никуда не уходит, потому, что у вас ключей нет.
А, что хотела сказать. У вас в квартире есть музей. Вы знаете. Когда я там была
– не поверила, что вы не живая. Там ваши вещи, туфли. Они висят в углу и написано, что это экспонаты создателя музея женщин – Рустамовой Тамары Нарзуллаевны. И ваш портрет. Вы такая красивая… Но в прошлом году музей увезли. В другое место. Наверное, бабушку пожалели – она же нервничала! Сейчас в новый  музей все ходят, смотрят.

Знаете, я хочу, когда вырасту, стать парикмахером. Открыть салон, людей причесывать. Чтобы красивые были. Я своим куклам тоже делаю прически.  Одну даже подстригла. Мама не ругала. Она хорошая. Правда, бабушка опять повоспитала – говорит, нельзя портить вещи.

Я так много хочу вам рассказать.  Про свою жизнь. Как жалко, что мы не встретились».

Девочка глубоко и обреченно вздохнула, подняла глаза вверх, чтобы удержать   набежавшие  слезы.

-Рухшона, пошли, пора, - тихо произнесла  её мама.

Они тихо прикрыли калитку и стали спускаться по лесенкам. Вдруг Рухшона взмолилась:

-Мамочка, я еще что-то забыла сказать! Ну, пожалуйста, подожди!

Встав, как солдат,  возле памятника, девочка скрестила на груди худенькие ручки.  В леденящей душу тишине послышался нежный детский голос:

-Знаете что? Как я хочу, чтобы все вернулись, кто ушел из жизни. Без вас нам нельзя. Вы нас поддерживаете,  мы все время о вас думаем, как-будто с вами живем. Ну, как-будто. Еще  бабушка все время говорит : «Как говорила моя мама…». Вы где, вас не видно!   Как же можно помнить и любить воздух? Где вы? Как вас вернуть? Я подумаю…  Хорошо?

Ну, все. Я пошла, сейчас придут гости, вас вспоминать…
ИЮНЬ,  2019


Рецензии