Карпаты - общеславянская прародина

Цель моих книг - прославить и воспеть Русь, а в особенности нашу ближайшую родину - Прикарпатскую Русь, и показать всем славянам и российским русским, что наши стороны - Карпаты были их первоначальным гнездом, что из них они “пошли” и что из Карпат вылетели все славянские орлы. Во всех изданиях историй Руси наша Прикарпатская Русь (Галичина, Буковина и Угорская Русь) находится всегда где-то в темном уголке, откуда ее даже не видно. Пусть же все увидят, что не Урал и не Кавказ - русские горы, а Карпаты, и что из них “пошла есть и стала Русская Земля”. Урал и Кавказ - чужие завоеванные горы, а Карпаты спокон веку свои, русские, с русскими названиями гор, верхов и т.д. – И.И. Тёрох
 
Илья Иванович Терех, написавший четыре книги русской мифологии, в которых дан полный цикл эпических картин, воскрешающих в поэтических образах древнее миропонимание и верования наших далеких предков славян, записал также галицко-русскую свадьбу (обряды, песни и объяснения к ним).
Введение к СВАДЬБЕ Илья Иванович начинает следующими словами:
Наша краса, наша гордость.
Чудные наши народные обычаи и связанные с ними обряды и обрядовые песни. Редко который народ может похвалиться так народною насквозь поэтической творчестью с таким богатством мысли, с таким живым неугасаемым духом и с таким неисчерпаемым источником красоты, мудрости и вечной правды.
В тех обычаях и песнях, кроме того, скрывается наша далекая и глубокая старина. В них, как в зеркале, отображается жизнь нашего народа, какой она была тысячу и больше лет тому назад. В них мы встречаем образы и сцены, которые жили в нашем народе ещё тогда, когда наши предки поклонялись Перуну (грому), Даждьбогу (солнцу), когда хоронили Коструба (зиму) и звали Купала (лето), когда гнали пек-запеком злых духов, а ублажали добрых...
 
С принятием нашим народом христианства, некоторые из этих старинных обычаев смешались с новыми христианскими обычаями. Не так скоро забывались старые боги и старые навыки. И наши предки праздновали Пасху вместе с Даждьбогом. Новому Богу пели Христос воскресе, а старому божку веснивки и в гаях гаивки; Праздновали одновременно Рождество с Колядою и колядовали не только Христу, но и Коляде...
Не многие народы могут похвастаться такою красотою народных песен, сопровождающих те народные обычаи. Совершенны поэтические и музыкальные формы тех песен, их характеристический причудливый ритм, их сладкая за сердце хватающая мелодия, их чистая, как ключевая вода, и глубокая, как народная душа лирика, скрывающаяся в них народная мудрость и предвечная правда возбуждают восхищение, а потом удивление: кто же создал эту поэзию и музыку, которые могут служить примером, школою и неисчерпаемым источником для самых великих ученых, поэтов и композиторов?
Свободное Слово - ежемесячный карпато-русский журнал. янв.-фев. 1967
https://vk.com/doc238227663_456574792
Каков народ, такова его мифология - И.И. Тёрох
…Говоря об И.И. Тёрохе, как о мифологе и этнографе, необходимо сделать оговорку: он был мыслителем и поэтом, который превращал образы в символы, идею, философию. Он с головой погрузился в мифологию славян, и доказал, что наши далекие предки верили в единого бога Сварога, сотворившего всю вселенную, землю и человека. Они также верили в сотворенных им Сварожичей - помощников его, исполнителей его воли: Перуна, Даждьбога, Стрибога, Велеса, Ладу, Хорса и бесчисленное количество других бесплотных светлых духов. Верили также они и в духов тьмы и злобы: Чернобога, Потьму, всяких чертей и бесов. И.И. Тёрох не оставил после себя записей народных преданий, но все то, что слышал от бабушки и дедушки, он пополнил глубоким изучением родной старины, этнологии, истории и облек это все в стихотворную форму.
Созданная им трилогия состоит из поэм: 1) „Сварог" (Нью Иорк, 1946, 256с.); „Серый Свет" (Филадельфия, 1959, 102с.); „Черная Потьма" (Филадельфия, 1959, 159с.).
Но знакомиться с его творчеством нужно начинать с отрывка предания „Карпаты и Славяне" (Нью Йорк, 1941, 319с.) не потому, что эта книга вышла раньше трех вышеназванных поэм, а потому, что в ней даны все толкования и пояснения касательно древне-славянских богов, духов, демонов, богатырей, затем праздников, обычаев, верований и суеверий. Там же даются ссылки на соответствующую литературу, а также на источники, и, кроме того, даются объяснения к древне-русским словам. И.И. Тёрох поставил своей целью ответить на вопрос о происхождении всего существующего в понятиях и представлениях первобытных славян…
Свободное Слово - ежемесячный карпато-русский журнал. янв.-фев. 1962г. Львовский. Илья Иванович Терех. с.13-15
https://vk.com/doc399489626_448551158
 
Подарок от Русской женщины
Гос-жа Иоанна Тёрох пишет редакции: Получила издаваемое вами Свободное Слово - журнал во всех отношениях прекрасный. Хочется и мне пожертвовать на издание. К сожалению, денег у меня нет. Думала, как бы помочь - решила пожертвовать 100 книг Славяне и Карпаты. Это предание о сотворении Карпат. Записано со слов старенького дедушки, на полонине, в Рожанке. Тоже и ноты - Я Русин был, - и - Подкарпатские Русины - слова Духновича, аранжировка И. Тёроха - дарю вам. Их у меня много - я рада передам все вам…
Свободное Слово Карпатской Руси. N3-4, март-апр. 1959г. с.30-31
https://vk.com/doc399489626_448341018
Илья Иванович Тёрох. Сварог - поэма. Биографический очерк (c.11-42). Нью Йорк 1946г., 256с.
https://vk.com/doc399489626_449086542
 
Среди карпатского населения есть много легенд о сотворении Карпат. Согласно печатанной ниже легенде, или скорее - преданию, слышанному автором в с. Рожанка Выжняя (Скольского округа), создание гор Карпат и славян произошло много лет спустя после сотворения Богом мира, земли, людей, зверей, птицы и т.д. Бог, недовольный созданными Им в начале мира людьми, сотворит Карпаты и на них по Своему Имени русский народ для своей славы, который стали называть славянами, так как они, живя по Божьему, разглашали Божью славу по всему миру. И Господь, как всевед, предвидя грехопадение и грядущие с ним бедствия на земле, тут же, в раю, научил славян возделывать землю, скотоводству и всяким рукоделиям - Мирному Труду, чтобы Они могли переживать все беды и, славя Бога, существовали бы вовеки, учили бы других добру и подавали бы им помощную руку
Введение к преданию Карпаты и Славяне
Так как ниже печатаемое Предание является только отрывком из большого сочинения и вводит читателя сразу in medias res, не сообщая событий прошедших, ниже помещаем краткое введение к нему: После создания своего Солнечного Царства-Господарства - Белого Света с землей, а на ней дедьков (безтелесных земных духов), людей, зверей, птиц, рыб, насекомых (комах), растений и т.д., Творец Господь - Дед Сварог и супруга его - богиня Слава возвращаются на небеса в свои чертоги. Для охраны, защиты и обслуживания Земли и Белого Света, Дед Сварог оставил в нем своих прибогов Сварожичей: Перуна, Дажьбога, Стрибога, Мокошь, Велеса, Ладу и др. Земля находилась тогда в небесном Звездном Дворе среди других звезд, тут же под самими небесами. Ея поверхность была ровна и гладка, без горбов и гор. Вся земля была тогда раем и люди жили на ней, как у Бога за пазухой, без горя и тревог, в вечных радостях, забавах и пирах. Прибоги и дедьки смотрели за тем, чтобы их любимцы люди жили в полнейшем довольстве и были всегда счастливы. И люди блаженствовали под бдительной опекой Дедов и дедьков и были счастливы, как дети на руках у матерей. Боги и божки помогали им во всем и делали за них все земные работы. Так простоял новосозданный свет (славян тогда еще не было на нем) много тысяч лет. Как-то раз зашел на небе разговор о Белом Свете и Баба Слава предложила Деду Сварогу сойти с небес к людям и земле посмотреть что у них делается, все ли там в порядке? Дед согласился и когда оба они - Дед и Баба снизошли с небес и очутились в Белом Свете на небосводе, Дед заметил, что нечистые силы только что похитили Персть-Землю из Звездного Двора и унесли ее далеко в низы вселенной, к Преисподней, близко зубов Черной Потьмы - ворот нечистого Черного Света. Чтобы не страшить и не смущать Бабы, Дед скрывает перед ней факт похищения Земли злыми силами и говорит ей, будто во время созидания Белого Света он по недосмотру и оплошности положил Землю слишком низко и слишком далеко от небес. Земля, одинока в бесконечном пространстве, убивается и с Кариной горько плачет. Дед и Баба в смущении, и не знают что делать: поднимать ли Землю к небесам, или же спускать небосвод к Земле, чтобы устранить дальность. То и другое требует много времени и большого труда, и Дед поникает головой от печали. Вдруг Бабу осеняет благая мысль. Она утешает Деда, говоря, что не нужно ни поднимать Земли, ни опускать небосвода, и тут же советует ему создать на Земле горы, которые своими высотами упирались бы в небесный свод. Таким образом Земля, с верхами гор в Звездном Дворе, будет опять близко к небесам и дальность будет устранена. Дед так и делает. Подробное описание этого события, т.е. создания Карпат, а на них нового народа - славян, читатели найдут в ниже напечатанном Предании: Карпаты и Славяне.
Илья Иванович Тёрох (1880-1942). Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из соч. Сварог. Издание Общества ревнителей русской старины. Нью-Йорк, 1941
https://vk.com/doc399489626_504924523


Рецензии