Синяя миска. Гимн блошиным рынкам

Для кого-то Старые вещи – хлам, для меня – память, прикосновение к другой эпохе…

Они хранят тепло ушедших людей, помогают увидеть атмосферу, в которой те существовали. А если это - вещи из твоего прошлого, то они принесут с собой целый шлейф воспоминаний! Вернут давно забытые ощущения.

Непередаваемая гамма впечатлений!

Например, эту монету мог держать в руках Пушкин,а подобные чашки могли стоять  на его столе... таким патефоном когда-то восхищался Зощенко… а вот эту книгу мог листать...

Эти совершенно особенные и неповторимые чувства обычно испытываешь бродя по развалам старых блошиных рынков.

В Санкт- Петербурге тоже есть такое место: это – блошиный рынок на Удельной.
Я всегда с волнением, напоминающим поход на свидание, отправляюсь туда. В ожидании очередного чуда. И часто предчувствие меня не обманывает. С некоторыми вещами я встречаюсь здесь, как со старыми забытыми друзьями. Они возвращают мне давно и безвозвратно потерянное…

Каждый раз я еду туда с зароком: буду только ходить и смотреть! И … возвращаюсь с очередным приобретением! Потому, что… «Ну, как я могла не вернуть в свою жизнь ушедшую, казалось бы навсегда, эмоцию? Оставить там вещь, напомнившую мне друга или близкого человека???»

У каждого тут свои ценности. Для кого-то  - бизнес: купить и перепродать. Кто-то пополняет коллекции, кто-то ищет детали для ремонта любимых вещей…

Мои же приобретения дороги только мне!

Вот обычная эмалированная Синяя миска…
Я беру её в руки и мне снова 5 лет…сбор родственников в доме у дяди… вкуснейший пирог рыбой… шумно весело… двоюродной сестре наливаю суп в синюю миску, а мне в тарелку… Как я хочу такую миску! Почему она так запала мне в душу? У нас в доме всегда ели из тарелок. Сервизов было 2: повседневный – сине-голубой и праздничный: белый с золотом, немецкий, с изящными завитушками на ручках и крышках … Но эта синяя миска! Как же мне хотелось иметь такую же! Или хотя бы поесть из неё! Думаете, увидев её тут, я могла не забрать её с собой? У меня даже появилось ощущение, что это приобретение чудесным образом, с того момента исполнения заветного детского желания, повернуло  ход моих дел в сторону удач…

А вот символы 60-х…

Такой же вот чугунный Дон Кихот со шпагой был куплен папой в Москве в эпоху светлых всеобщих надежд на перемены и обновление. Позднее, при падении на пол фигурка откололась  от основания и была безжалостно выброшена мамой… А за этим Дон Кихотом стоял целый мир моих детских игр и фантазий! Как мне нравилась его вынимающаяся шпага… во скольких моих играх с куклами и их защитниками она принимала участие! Какой это был друг! Он был любим и папой, рассказавшим мне его историю. И как этот новый, тут встреченный, напомнил мне те годы!

Ещё 60-е помнятся мне, тогдашней детсадовке, поездками в Крым, белыми войлочными шляпами… Из того же времени эти белые пластмассовые сумки, полосатые высокие коктейльные стаканы… самодельные торшеры...
А ещё у нас дома был вот такой «вечный» металлический календарь… До сих пор сохранился в памяти завораживающий почти магический алгоритм выполнявшийся по указаниями на табличках: месяц переставить - вращать медленно - ленинградский монетный двор… новое число - новый день! На нашем,точно  таком же, я оставляла свои пометки… 27 апреля - мною было многократно зачёркнуто в память о школьном несостоявшемся свидании: море слёз и буря эмоций…

Гранёные (лафитные) рюмки на ножке опять стали в моде! Во всех фильмах теперь именно в них разливаю напитки… Такие же стояли в бабушкином буфете...когда-то я отбила у одной из них ножку, вытаскивая вожделенную банку с вареньем…

Ёлочные игрушки! А среди них неожиданная и чудесная находка – печаль и непоправимое горе моего детства: разбитый ёлочный медвежонок…

Мне 7 лет… Новый год… мерцание ёлочных огней… на ёлку повесили нанизанные как бусы мои любимые маленькие игрушки… На стеклянном парашюте покачивается белый медвежонок в голубом конверте… Как же я любила эту игрушку!Как ждала встречи с ней целый год... Пытаюсь его снять, чтобы подержать в руках… он выскальзывает, обо что-то ударяется… передо мной только мелкие осколки… Первое ощущение безвозвратной потери…

И вот, через столько лет он вернулся! Может, это тоже какой-то знак?

А вот такой же сундучок с конфетами мне когда-то прислали московские родственники, он был с настоящей с Кремлёвской ёлки. Как с другой планеты!
Долгие годы он был предметом зависти подружек! В нём мною выносились во двор фантики для игр и обменов или маленький любимый пупс со всем его гардеробом… а потом, при переездах, он был потерян или выброшен…
А был он "последним приветом" от автора знаменитого оружия, ушедшего в тот год в иной мир и покоящегося на Новодевичьем...

Пожалуй, такие ощущения способен всколыхнуть и возродить в душе редкий музей!

***

Работа принимала участие в конкурсе "В стиле ретро" Александра Терентьева - http://www.proza.ru/2019/06/01/715


Рецензии
Старинные вещи - это мост, соединяющий нас с теми поколениями, которые пользовались этими вещами до нас.Жаль, что они не могут говорить, но счастлив тот из нас, кто умеет их слушать и слышать.
Вот как начинается мой рассказ о старинных вещах:
Подарок с «Седова».

Я никогда не состоял профессиональным моряком, но за долгие годы занятий любительским мореплаванием всё в моей жизни пропиталось романтикой моря. Я так увлёкся морской тематикой, что постепенно мой дом превратился в небольшой музей всевозможных вещиц, так или иначе, связанных с любимым делом.

Это и неплохие картины маринистов, фотографии в рамках давно отживших пароходов и парусников. Старинные глобусы, компасы, штурвалы, морские карты, рынды, макеты парусников, якоря, бакены и много, много других вещичек, каждая из которых имеет свою историю. Сегодня я хочу рассказать об одном удивительном «экспонате» - спасательном круге с барка «Седов».

Он был не молод, из настоящей пробки, обтянутый, кое-где, уже протёртой парусиной, с прикрепленным к нему в четырёх местах по окружности обтрёпанным пеньковым концом, покрашенный множеством слоёв полу облупившейся масляной краски всех тонов, от малиново-красного до оранжевого, и нанесённой чёрной краской через трафарет надписью: «Седов» (Рига). Много потрепавшая его жизнь, видимо, уже шла к концу, по возвращению в порт приписки – Ригу, он должен был закончить свои дни, где-нибудь, на костре в ночь праздника Лиго, но судьба распорядилась иначе…

В редкие свободные минуты есть у меня любимое занятие. Я беру в руки давно знакомую мне вещь, с любовью поглаживаю её, как бы, стараясь вспомнить очертания, глаза закрываются сами собой, и из самых отдалённых уголков моей памяти возвращаются события и люди, с которыми эта вещь связывала меня. Детали становятся всё чётче и рельефнее, высвечиваются лица давно знакомых мне людей, звучат их голоса, окружающее пространство заполняется звуками и …оживает.
Если Вы и сейчас живёте в Риге, я готов Вам подсказать места самых "богатых" блошиных мест.
С уважением!

Владмир Пантелеев   01.02.2020 18:08     Заявить о нарушении
Спасибо за ваш интересный рассказ.
А эта моя работа была написана на конкурс о старых вещах.

Елена Ромашова   01.02.2020 18:39   Заявить о нарушении
Уважаемая, Елена! Подскажите, пожалуйста, где и как и с какой периодичностью проводятся конкурсы о старых вещах. Как принять в них участие?

Заранее благодарю!

Владмир Пантелеев   11.04.2020 10:40   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Тут не проводятся регулярные конкурсы о старых вещах - просто однажды была именно такая тема. Конкурсы на разные темы проводятся часто. Для поиска можно в разделе "Авторы" в поиске набрать слово "конкурсы" и увидите информацию об их наличии. Принять в них участие просто. как правило, есть устроитель, который предлагает информацию о конкурсе как публикацию, заявкой на участие является рецензия под этой публикацией. Устроители обычно подробно описывают всю процедуру в своей заявке.
Можете зайти на страничку рейтинга - там часто публикуются работы действующих конкурсов - пройдёте в этих работах по ссылкам и узнаете про сам конкурс.
Как-то так...

Елена Ромашова   11.04.2020 12:11   Заявить о нарушении
...Владимир! Если уж очень "зацепила" тема, можно и самому организовать конкурс и принять в нём же участие. Вот, Геннадий Белоскурский довольно часто так поступает(пример: http://proza.ru/2020/01/16/328)

Елена Ромашова   11.04.2020 12:30   Заявить о нарушении
Спасибо! Я подумал, что Вы участвовали в каком-то ВНЕ прозовском литературном конкурсе.

Владмир Пантелеев   11.04.2020 17:32   Заявить о нарушении
Нет, это всё тут.

Елена Ромашова   11.04.2020 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.