Иван-чай

    Валерия Викторовна постучалась и толкнула увесистую деревянную дверь. Дверь поддалась, и мы вошли. Откуда-то изнутри мы услышали приветливый женский голос. Мы прошли через сени и оказались в просторной светлой комнате с деревянной отделкой внутри и каким-то невообразимо сладким запахом. Посередине стоял резной стол, на столе самовар, все остальное пространство стола занимала разложенная газета, а на газете отдельными кучками лежали сухие травы, бутоны и листья, которые, сидя на стуле, перебирала приятной наружности полноватая женщина лет шестидесяти. При виде Валерии Викторовны она чрезвычайно обрадовалась, они тепло обнялись. Я в это время с интересом смотрел по сторонам. На полочках вдоль стен красовались разноцветные банки с различными соленьями, красные – с помидорами, зеленые – с огурцами, отдельно перец, светло-коричневые – с лисичками, темнее – с белыми и опятами, дальше кабачковая и баклажанная икра, а затем шли всевозможные варенья и повидла. С деревянной балки по периметру головками вниз свисали пучки засушенных трав и бязевые мешочки. Смеси сушеных трав находились и в стеклянных банках, которые стояли на таких же полочках вдоль стены. В доме была точно такая же, как и у Галины Семеновны, печь. Но, несмотря на абсолютно одинаковую конструкцию, эта казалась намного уютнее. Саму по себе просторную и светлую комнату все эти травы, печь, деревянная отделка и ожерелья сушеных грибов на оконных рамах делали сказочной. Все, как я и воображал, по рассказам. Валерия Викторовна представила меня как своего любимого ученика. Лидия Михайловна, так звали женщину, просила нас садиться и указала на фигурную лавку. Так как на улице нас ждал Евгений, Лера Викторовна не собиралась задерживаться, но Лидия Михайловна сказала, что без чая с медом или вареньем из ее дома никто еще не уходил. Пока в самоваре грелась вода, нужно было что-нибудь выбрать из предложенных ею травяных смесей. Лидия Михайловна достала с полок банки, открыла их и поставила перед нами. Выбрать было весьма сложно, так как помимо банок, запах из которых бил в нос, было перечислено еще множество композиций и составов, а я совершенно не разбирался в травах. Из всего я запомнил только те названия, которые были на слуху, например, аптечные травы: календулу, ромашку, боярышник, зверобой. Конечно, я знал, что такое крапива, душица, листья лесной малины, смородины, земляники. Но что с чем комбинируется, не знал. Видя мое замешательство, Лидия Михайловна взялась помочь с выбором.
- Ну, избыточным весом, я так погляжу, ни ты, ни Лера не страдаете, так что облепиха с ромашкой не про вас. Это больше мне подходит. Облепиха с крапивой полезна всем, но энергии у вас и так хоть отбавляй. Успокаивающего предлагать тоже не намерена, разве что сами попросите. А вот иван-чаем, пожалуй, угощу, правда, прошлогоднего сбора, новый только в сентябре буду собирать. Слышите запах? – в ответ мы с Валерией Викторовной одновременно и интенсивно закивали головами. – Вот он и есть, его запах. Весь год благоухает. По составу – великолепный. А еще, это «мужская трава», хотя в вашем возрасте, Александр, это ни к чему. Я вам бутоны заварю, их и смешивать можно. Что любишь? Смородину, малину или землянику?
Я выбрал землянику, Лера Викторовна малину. Пили с медом, без сахара. Было очень вкусно. К окончанию нашего чаепития я знал об иван-чае практически все: и свойства, и как растет, и когда собирают, и как обрабатывают. Как оказалось, это настоящее искусство. Собирают его определенным образом, в определенные периоды и стадии цветения, сушат несколько раз, растирают, обдают кипятком, после чего сушат в печи и снова перетирают. В ход идут и листья, и цветы, и нераспустившиеся бутоны. Из предложенных нам нераспустившихся бутонов выходит самый нежный напиток. Я готов был долго еще сидеть вот так, с Валерией Викторовной, пить чай и слушать увлекательный рассказ Лидии Михайловны, но ничего не поделаешь, нужно было идти. Хозяйка дома не собиралась отпускать нас без гостинцев. Валерия Викторовна благодарила и, как могла, сопротивлялась, но пару банок с повидлом и ореховым вареньем для любимой Лерочки все же очутились у меня в руках.
роман "Идеалист" скачать книгу:
www.ozon.ru/person/karmazina-ekaterina-136169866
www.litres.ru/ekaterina-karmazina
www.ridero.ru/author/karmazina_ekaterina_0x5x7


Рецензии