Встреча на пути...

Николай, вернее, Никоhайос Гарибян служил мелким клерком в банке, у него была большая семья, четверо детей - старшему недавно исполнилось 15, жена - прекрасная Матильда, из знатной армянской семьи и её мама - Айкануш. Жили они дружно, и не бедствовали, в том числе за счет денег жены. Однажды знакомый отца Матильды, турок Исмаил, который всегда завидовал семье, но при этом дружил, занял крупную сумму денег у Айкануш, отца тогда уже не было в живых, он скончался от сердечного приступа в марте 1914. Деньги он не возвращал, и деликатные люди не напоминали, надеялись, что он когда-нибудь всё-таки вернёт. В апреле 1915 года начался официально ( на самом деле, истребление армян началось еще в конце 19 века, при младо-турках усилилось, но в провинции; до Константинополя, где жили наши герои, эти подонки добрались только в апреле 1915 ) на законодательном уровне геноцид армян. В столице арестовывали поначалу только знать, потом взялись и за остальных. Однажды ночью в квартиру семьи Гарибян постучали какие-то люди, бабушке Айкануш не спалось - и она открыла дверь. В вестибюль ворвались вооружённые люди, во главе с Исмаилом. Он лично расстрелял бедную женщину, ворвавшиеся расправились с остальными, должник руководил операцией. Вырезали всю семью, но не рассчитали - старший сын Баграт, хоть и сильно пострадал от ножевого ранения, всё-таки выжил, спасибо доброй соседке, турчанке, которая тайно его выходила в своей квартире. Баграт всё слышал и видел, он видел, как после всех этих зверств Исмаил достал их тайник - он знал о нём от Айкануш, и вывалил себе в сумку все деньги и ценности. Поправившись, Баграт бежал из Турции во Францию, там уже давно, еще до всех событий, жила его тётка. Он получил образование, стал работать инженером на каком-то заводе, в Марселе - там была большая армянская община.
Однажды, он иногда читал турецкие газеты, их доставали ему друзья, он увидел фотографию Исмаила - тот теперь занимал большой пост в младотурецком правительстве. В ту секунду Баграт задумал вернуться на Родину и отомстить ублюдку. Тётка его отговаривала:
- Мы христиане, оставь это Господу.
В Турции очень опасно!
- Не переживай, тётя Вартуи, всё будет хорошо, я поеду туда с французской миссией, как француз, ради этого я поменяю фамилию и имя, но отомщу.
Как ни умаляла его Вартуи, он был непреклонен. Оставив хорошую работу, юноша устроился переводчиком в какую-то французскую организацию, которая периодически приезжала в Турцию. И однажды он поехал.
В Стамбуле мало, что изменилось. Его родной город был так же прекрасен, как и прежде! Только люди жили совсем другие, город, словно потух, не было ни той пестроты, ни беззаботной радости, которая когда-то так щедро разливалась по столице. К мести он подготовился, оружие у него было, он знал распорядок теперь уже большого и богатого стамбульского чиновника. День " X " настал. Утро было прекрасным и очень солнечным. Наш герой шел по центральной улице к дворцу, в котором служил Исмаил. Внезапно ему на дороге попался малыш, по глазам он понял - это армянин, он был нищим, Баграт подошел к мальчику:
- Как тебя зовут? - он говорил на турецком.
- Григорий.
- А где ты живёшь?
- Вон мой дом.
- С родителями?
- Да, меня приютили... - Тут малыш запнулся, испугавшись своей откровенности. - А вы кто?
- Не бойся. Твои родители армяне?
Мальчик молчал. Потом с трудом произнес:
- Нет. Я турок.
- Ты похож на моего соседа в Стамбуле. Я - Баграт, армянин.
Мальчик внимательно посмотрел на Баграта, потом, немного успокоившись, сказал:
- Да, я армянин, моих родителей убили, меня приютила турецкая семья, но ко мне плохо относятся братья, я побираюсь.
- А родители?
- Они очень добры ко мне, но братья в их отсутствии меня бьют, говорят, что я " неверный ", и я боюсь об этом папе рассказывать.
- Хочешь, поедем со мной, я живу во Франции.
- Очень хочу. Но мне надо попрощаться с мамой и папой.
- Ты им ничего не говори. Наша миссия отправляется назад, во Францию, через 2 дня. Где тебя найти?
Мальчик назвал адрес.
- Я просто с ними попрощаюсь, но ничего не скажу.
Они расстались. Баграт задумчиво смотрел на купола Айя-Софии. Он передумал, тетушка была права, он не мог перешагнуть через этот барьер...
" Преступления - не моя стихия. В конце концов, люди, пришедшие к власти на крови, когда-нибудь сами в ней захлебнутся! " И он быстро пошёл назад, в миссию. Через 2 дня они с мальчиком уехали на новую Родину. Там их ждало много прекрасного и удивительного. Баграт никогда не жалел о том, чего не свершилось! Жизнь и так всё расставит на свои места!


Рецензии