Он евреем раньше был

Глава 46.

     Всякий грех – это падение. Всякое ли падение это грех? Продолжаю разгадывать тайну падения с верблюда. Пишу литературный этюд для Рошаля.

   - Так тебе и надо. Заслужил, - ласково и добродушно приговаривает дед Павел, осматривая мои ободранные до крови коленки и локти.

   - Это Вовка виноват! Я ехал, а он из рогатки в меня целился... Я пригнулся и упал с велика… Не удержался. Больно быстро ехал… Это он придумал такую игру, - всхлипывая, оправдывался я перед дедом.

   - А твоя голова была на што? Эх ты, грешный. Иди к бабушке, она поможет.

   - Вон и спицы повылетали из колеса!

   - Видать, ты ни о чем не думал, когда Вовка коварство затевал… Ну, ладно, грех не великий. Не с большой высоты падал.


     Рошаль крепко нас озадачил: «если падать, то с большого верблюда».
Я тысячи объяснений нашел. И все - не то! Нет того единственного, которое и сердцу, и душе придётся!

     Про деда и велосипед пишу, а думаю о том, как Христос после отчаянного падения воскрес. Взял на себя все грехи человеческие и пал за это. Падение, пал, палить, упадок, падаль, пасть, упасть, впасть, припасть – эти русские существительные и глаголы в киноленте жизни означают поражение, подобное смерти. Кстати, слово «воскресение» в Библии - в книгах о деяниях царей и пророков еврейского народа - означает «вставание» после «падения».

     Как-то раз Григорий Львович осторожно затронул тему евреев. Про евреев в наше время разговор мог состояться лишь дома на кухне. Да и то – далеко не на каждой. Евреи покидали нашу страну и уезжали, как тогда говорили, на свою историческую родину. Слово «еврей» было негласным существительным. Не принято было на эту тему рассуждать.

     В одной из пауз на занятии по мастерству Рошаль вдруг сказал, что тема евреев не простая и мы не будем здесь развивать её. Рошаль сказал об этом тихо и серьезно, без игры и «театрального чувства». Но глаза при этом светились. Зачем сказал? Надо думать об этом или нет? Почему не будем «здесь» развивать эту тему? А где?

     Я бы не вспомнил о том разговоре. Слова Рошаля прозвучали вне темы занятий и сказаны были, на мой взгляд, случайно. Но почему глаза светились!?
Спустя некоторое время, примерно лет через двадцать, мне пришлось вернуться к теме евреев. Работая в эти годы на телевидении сценаристом и режиссером в программе «Дорога к храму», мне постоянно приходилось обращаться к Библии.
О евреях всегда было интересно читать, узнавать и размышлять. Ветхозаветные книги пророков и книги Нового завета содержат всеобщую историю человечества. В них на все вопросы есть ответы.

     Для работы в программе «Дорога к храму» к Библии приходилось обращаться постоянно. Через судьбы разных народов и отдельных людей, населявших Царство Израильское, в Библии сказано обо всем, что должно знать культурному человеку.
В Библии собраны свидетельства и пророчества о том, что было, что есть и что будет. Ни одна моя тв-передача не могла обойтись без обращения к Священному Писанию.

     Я стал считать Библию самой необходимой книгой. Сегодня в России Библия это самая «русская книга». Не хочу ни с кем дискутировать, потому что достаточно прочно убежден в этом.

     Неожиданно меня наградили медалью «Святителя Иннокентия». К своему стыду, я ничего не знал об этой общецерковной награде, об этой исторической личности святителя.
     Вскоре я снял об этом святом человеке телевизионный очерк. Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) был первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.
Он прославлен в лике святых и стал известен как великий просветитель многих народов. Он перевел многие книги Библии на местные языки и открыл для язычников имя Христа Спасителя.
     В девятнадцатом веке он построил на крайних рубежах нашей Родины и в Северной Америке множество церквей для неграмотных народов. Он обучил и рукоположил на святое служение многих из своих учеников. Святитель Иннокентий стал почитаемым персонажем Русского мира в киноленте жизни.


     У меня был друг-якут, которого крестили в детстве родители. Он рассказывал, что у них в доме была рукописная Библия на якутском языке. Её берегли пуще всех ценностей и почтительно называли «наша книга». Я знаю теперь, кто перевел эту книгу.


     Мы обучались у Рошаля в то время, когда в Христианской церкви шел процесс подготовки к прославлению Иннокентия. Об этом мы не знали и не могли знать. У нас шел процесс обретения профессии. Параллельно в киноленте жизни отображались другие процессы. Время едино для разных событий!
Святитель Иннокентий митрополит Московский и Коломенский был прославлен в 1977 году в лике святых Русской православной церковью и Православной церковью Америки в лике святителей как апостол Сибири и Америки.

     В моей «киноленте жизни» сакральный режиссер смонтировал параллельно два, казалось бы, не относящиеся друг к другу эпизода!
Обо всем этом я с радостью размышляю спустя тридцать лет, когда пишу воспоминания о Григории Львовиче Рошале. Это он дал мне профессию и научил находить важное в незначительном.

     Вспоминая имя Рошаля и времена учебы у него в мастерской, мне постоянно приходится делать отступления от главной сюжетной линии. Параллельно или ассоциативно называю имена и события, не относящиеся, на первый взгляд, к теме повествования.

     После учебы у Рошаля постепенно стало приходить более предметное понимание, что от кого-то к кому-то и от чего-то к чему-то тянутся невидимые нити. Нити живительные! Эти связующие нити и есть наша общечеловеческая кровеносная система. Об этом знают все, кто способен образно мыслить. И сам убеждаешься еще крепче, например, во время съемок открытой операции на сердце. Наблюдаешь через видоискатель своей камеры за тем, как сердце борется за жизнь, как донорская кровь спасает чужого человека и рассеиваешь свои сомнения.

     Небесный киномеханик «крутит» для нас нескончаемую киноленту жизни. Видеть, слышать и понимать - всё это родительский подарок нам. Но быть лишь понимающим кинозрителем недостаточно, чтобы угодить родителю. Родитель, как щедрый режиссер, дал счастливую возможность каждому еще и сыграть в киноленте жизни собственную роль. Он наделил своих детей «театральным чувством» и способностью действовать «под столом». Когда же кинолента жизни закончится, все получат оценку за свои сыгранные роли.

     С Рошалем тему евреев подробно так и не обсуждали. А узнать хотелось: почему евреи считаются богоизбранным народом?
На занятиях по режиссуре Рошаль предлагал нам темы, которые, как оказалось, были необходимы не только для кино, но и для профессии педагога. Чему и как маленького Рошаля учили педагоги в еврейской начальной школе, он написал в своей книге «Кинолента жизни».

     В этот раз так сложилось, что к библейской теме о богоизбранном народе я приблизился с другой стороны, с иного ракурса. Мы снимали для программы «Дорога к храму» передачу о детском приюте в женском монастыре. Разговор с маленькими девочками был о семье, о родителях. Одна малышка, лет четырех-пяти, на наши вопросы отвечала спокойно и уверенно.
 
 - В семье надо всем слушаться папу.

 - Почему?

 - Ну, он же отец.

 - И что?

  - Чтобы семья не испортилась… И чтобы наше отечество никто не обижал.

 - А что такое «наше отечество»? Что ты имеешь в виду?

 - Ну, как вам объяснить… Смотрите: есть наше отечество, а есть не наше… В нашем
 - у всех мальчиков и девочек один отец… Он на небе. Любит всех-всех. Хоть если ты из другого города приехал! Хоть ты на другом языке даже разговариваешь, надо жалеть тебя…

 - А как же мы поймем друг друга, если на разных языках разговариваем?

 - Просто так. Поймем…У нас один отец. Вы разве не знаете? Хотя бы папы разные у некоторых, но они все похожи на отца небесного… А небесный-то всего один… Он евреем раньше был. А теперь он тоже наш.


    Маленькая девочка, похожая на ангела, напомнила мне о Рошале. Она невольно объяснила смыслы тех давних слов Григория Львовича, сказанных как бы случайно! Ребенок случайно объяснил мне то, что было не совсем понятно когда-то. И случайное прошлое соединилось со случайным настоящим в очередное звено нескончаемой цепи закономерности.

   Григорий Львович сказал о профессии режиссера немного. Всего шесть слов: «режиссер это человек, который создает фильм». Как стать режиссером? На эту тему рассуждали долго и много. Чтобы полно ответить на этот вопрос, ни рассуждений, ни слов не хватит. Сколько времени необходимо потратить, чтобы стать режиссером? Никто не знает! Своим студентам я говорил те же самые шесть слов, повторяя Рошаля.

   На киностудии «Ленфильм», где мне пришлось бывать по делам своей режиссерской и операторской работы, я услышал хорошую байку. Говорят, её рассказывал когда-то Рошаль.

   «Кино это когда осветители несут ящики с проводами и лампами. Оператор тащит съемочный аппарат и штатив. Звукооператор – микрофоны. Все несут чемоданы и кофры. Впереди идет режиссер и несет в голове мысли».


Рецензии
"Хождение по мукам" Рошаля помню с детских лет. Хотя что понимала в цыплячьем возрасте?

Галина Иосифовна Правдина   20.06.2019 07:45     Заявить о нарушении