Тест на бессмертие

I.

Просторный кабинет в дорогой квартире. Массивный письменный стол, кожаное кресло, на спинку которого накинут пиджак.

ГОЛОС АННЫ. Федя, посмотри, пожалуйста!.. Федь!..
Входит Анна в роскошном вечернем платье.
АННА. Федь, ты где?

Федор в костюмных брюках и рубашке стремительно входит и сзади подхватывает её на руки. Анна от неожиданности взвизгивает.

АННА (смеётся). Ты чего?
ФЁДОР (весело). Посмотрел – восхитился – не сдержался. (Ставит её.)
АННА. Правда нормально в этом платье?
ФЁДОР. Бесподобно.
АННА. Не слишком пафосно для детского конкурса?
ФЁДОР. Тем хуже для конкурса.
АННА. Я серьёзно.
ФЁДОР. Я тоже. Для ресторана  - то что надо.
АННА. А мы потом в ресторан?
ФЁДОР. Конечно. Надо же отметить Надюшину победу.
АННА. А если она не победит? Там знаешь какие вундеркинды!
ФЁДОР. Победит, никуда не денется. Зря, что ли, целый год готовилась? Столько денег отдали – педагог себе, небось, замок купила.
АННА. Ой, мне бы твою уверенность…
ФЁДОР. Кстати, Надя-то одета?
АННА. Да, они с нянькой уже на улице.
ФЁДОР. Всё, давайте в машину, я буду через минуту.
Анна идёт к двери.
ФЁДОР. Стой.
АННА. Чего?
ФЁДОР. Скрипку-то взяли?
АННА. Ой!.. Сейчас проверю… (Выходит.)

Фёдор снимает с кресла пиджак. На столе звонит мобильник. Он берёт трубку.

ФЁДОР (в трубку). Ало… Да, здравствуйте. Не забыл конечно… Сегодня?!.. Нет, я могу, но… (Смотрит на часы.) Да, смогу… До встречи. (Бросает мобильник на стол. Задумывается.)

Входит Анна.

АННА. Взяли. Ты готов?..

Фёдор не отвечает.

Что случилось?
ФЁДОР. Я не еду.
АННА. Что?
ФЁДОР. Не еду на концерт.
АННА. Почему?!
ФЁДОР. Звонили оттуда, вызвали на встречу. Прости.
АННА. Что значит “вызвали”? Они тебе пока ещё не начальство!
ФЁДОР. Аня, они всем начальство. Ты что, не понимаешь?
АННА. А перенести никак?
ФЁДОР. Ага, может, еще заседание совбеза перенести из-за меня! Как ты себе это представляешь?
АННА. Сказал бы, что ты не можешь, и всё!
ФЁДОР. Аня, такое два раза не предлагают…
АННА. Да ты ещё не знаешь, что они тебе предлагают!
ФЁДОР. В любом случае, это совсем другой уровень, поверь.
АННА. А он нам вообще нужен, этот уровень? Мы что, плохо живём?..
ФЁДОР. Не начинай. (Надевает пиджак. Двигается к выходу, она преграждает ему дорогу.)
АННА. Нет, ты ответь. Дочери твоей нужен этот уровень? Ей нужен отец, которые видит её не только спящей!..
ФЁДОР (устало). Ань…
АННА. Карьера, бизнес, теперь во власть! А мы – когда? Для нас когда-нибудь появится место в твоём графике?!
ФЁДОР. Высказалась? Поехали, я вас доброшу.
АННА. Надюша так ждала этого финала. Она, можно сказать, готовилась ради тебя! Наконец-то папочка её увидит на сцене! И что теперь?..
ФЁДОР. Я сам с ней поговорю. Поехали, а то все опоздаем.
АННА (отворачивается). Езжай один.
ФЁДОР. В смысле?
АННА. Нас Алексей отвезёт.
ФЁДОР. Алексея на сегодня я отпустил.
АННА. Тогда на такси.
ФЁДОР (раздражаясь). Ань, ну не выдумывай ты, пожалуйста. Ну что, как только у меня важная встреча, ты начинаешь мотать мне нервы! А сейчас у меня очень важная встреча, понимаешь, очень! Может быть, самая важная в жизни! Ты это понимаешь?!..
АННА. Понимаю…
ФЁДОР (примирительно). Вот и хорошо…
АННА (всхлипывая). Понимаю, что дела для тебя… всегда были важнее нас…
Фёдор в сердцах бьёт ладонью по столу. Анна вздрагивает.
ФЁДОР (взорвался). Ну вот чего ты сейчас добиваешься?! Хочешь сказать, что я сволочь, эгоист и тиран!? Да я даже спорить не буду. Но ведь тебя десять лет это устраивало! Или нет? Может, что-то изменилось?.. Если что не устраивает – пожалуйста, никто не держит! Вали, куда хочешь!.. Что, не хочешь? Страшно? Так какого хрена ты мне  сцены устраиваешь?!..
АННА (всхлипывая). П-прости…
ФЁДОР. Всё, вытри сопли и дуй в машину. Мы уже опаздываем.

Анна, утирая слёзы, выходит.
Фёдор берёт со стола мобильник и выходит вслед за ней.
Слышно, как  хлопают двери автомобиля. Заводится двигатель, автомобиль с пробуксовкой срывается с места. Затемнение.

2.

Просторный офисный кабинет. С одной стороны – вход, с другой – дверь во внутреннюю комнату. Окна закрыты жалюзи. Т-образный письменный стол, во главе которого стоит кожаное кресло, на другом конце – два офисных стула. На столе - открытый ноутбук. На стене висит большой плоский экран.
Из внутренней комнаты появляется Клерк в хозяйственном фартуке поверх костюма. Протирает тряпкой стол, мурлыкая какую-то мелодию.
Раздаётся деликатный стук в дверь.

КЛЕРК. Да-да!
Дверь открывается, входит Фёдор. Он в костюме, при галстуке.
ФЁДОР. Добрый день.
КЛЕРК. Здрасьте.
ФЁДОР. Мне назначена встреча…
КЛЕРК. Да-да, сейчас он подойдёт.

Клерк продолжает неспеша протирать стол, украдкой бросая на Фёдора хитрые взгляды.

ФЁДОР. Кхм. Можно вас попросить?..
КЛЕРК. Конечно. Чего изволите?
ФЁДОР. Воды.
КЛЕРК. Одну минуту.

Клерк скрывается и через мгновение появляется со стаканом воды. Фёдор залпом выпивает его.

КЛЕРК. Ещё?
ФЁДОР. Нет, спасибо.
КЛЕРК. Волнуетесь?
ФЁДОР. Есть немного.
КЛЕРК. Не волнуйтесь. Он добрый.
ФЁДОР. Кто?

Клерк кивает наверх.

Да? Я вообще разное слышал.
КЛЕРК. А вы слухам не верьте. Особенно сегодня, в наш век фейков и манипуляций.
ФЁДОР. А вы сами его видели?
КЛЕРК. Кого?

Фёдор кивает наверх.

Конечно. Регулярно.
ФЁДОР. Прямо добрый?
КЛЕРК. Сама любовь.
ФЁДОР. Ну, это вы так говорите, потому что здесь работаете.
КЛЕРК (строго). Здесь все говорят только правду.
ФЁДОР. Да ладно?
КЛЕРК. Чего и вам советую.
ФЁДОР. Хорошо, тогда скажите правду о хозяине этого кабинета.
КЛЕРК. А вы уверены, что вам нужно это знать?
ФЁДОР. Уверен.

Клерк манит пальцем Фёдора, тот придвигается ближе.
 
КЛЕРК (полушёпотом). Негодяй, каких мало.
ФЁДОР. Правда, что ли?
КЛЕРК. Да-а, с ним ухо востро.
ФЁДОР. Хм. Спасибо, что предупредили.
КЛЕРК. Не за что.
ФЁДОР. Я почему-то так и подумал…
КЛЕРК. Что-то такое ощутили, да?
ФЁДОР. Да, по телефону… Вроде, говорит вежливо…
КЛЕРК. А тон наглый, да?
ФЁДОР. Есть немного…
КЛЕРК. Вот. Поэтому мой вам совет – предельная осторожность!
ФЁДОР. Постараюсь. Кстати, где он? Время уже… (Смотрит на часы.)
КЛЕРК. Одну минуту.

Клерк скрывается во внутренней комнате.
Фёдор одергивает костюм, проходится по кабинету, осматривается. В тот момент, когда он находится спиной к столу, из внутренней двери тихо появляется Клерк - уже без фартука, в строгом костюме. Клерк садится в кресло.

КЛЕРК. Ещё раз здравствуйте, Фёдор Иванович!
Фёдор вздрагивает и оборачивается. Клерк улыбается.
ФЁДОР. Вы?.. То есть вы и есть заместитель руководителя администрации…
КЛЕРК (жестом останавливает). Терпеть не могу эти канцелярские титулы. По сути я - просто высокопоставленный клерк.
ФЁДОР. Вы меня простите за…
КЛЕРК. Да бросьте. Я же сам вас разыграл. Садитесь.

Фёдор несколько секунд колеблется, выбирая, на который из стульев сесть – один стоит ближе к месту начальника, другой дальше. Садится на ближний. Клерк еле заметно улыбается.

КЛЕРК. Вы знаете, зачем вас пригласили?
ФЁДОР. В общих чертах.
КЛЕРК. Мы хотим предложить вам должность. Высокую и ответственную. Готовы?
ФЁДОР. Конечно.
КЛЕРК. А вот у нас пока нет такой уверенности. Поэтому придется пройти небольшое испытание. Тест. Согласны?
ФЁДОР. Да.
КЛЕРК. По итогам теста мы и решим, что с вами делать. Правда, в каком-то смысле, тест уже идёт. Мы давно наблюдаем за вами.
ФЁДОР. Понимаю.
КЛЕРК. Давно и внимательно.
ФЁДОР. Надеюсь, я не совсем безнадёжен?
КЛЕРК. Увидим. Должен предупредить: некоторые моменты нашего… так сказать, собеседования могут вас удивить и даже шокировать.
ФЁДОР. Думаю, меня сложно удивить. Почти тридцать лет в бизнесе.
КЛЕРК. Ну, я бы не считал бизнесом фарцовку югославкими шмотками в пятнадцатилетнем возрасте.
ФЁДОР (удивлённо). О, вы и это знаете?..
КЛЕРК. А говорите “сложно удивить”.
ФЁДОР. Один – ноль в вашу пользу.
КЛЕРК. Я думал, мы играем за одну команду.
ФЁДОР. Да, конечно.
КЛЕРК. Тогда первый вопрос: каковы ваши достоинства?
ФЁДОР. В смысле в бизнесе?
КЛЕРК. Вообще.
ФЁДОР. Хм…
КЛЕРК. Без ложной скромности. Говорите, как думаете.
ФЁДОР. Целеустремлённость, настойчивость, справедливость, верность своему слову и… умение держать удар.
КЛЕРК. Скромно. А что вы считаете своим достоянием? Чем дорожите, гордитесь?
ФЁДОР. Ну, я состоявшийся бизнесмен…
КЛЕРК. Так.
ФЁДОР. У меня прекрасная семья, дочка…
КЛЕРК. Не ссоритесь?
ФЁДОР. Что?
КЛЕРК. С женой.
ФЁДОР. Крайне редко.
КЛЕРК. Угу. Что ещё?
ФЁДОР. Безупречная репутация, отличные друзья…
КЛЕРК. Жалко, наверное, со всем этим расставаться?
ФЁДОР. В смысле?
КЛЕРК. Ну, когда-то ведь придётся, вы же не вечный…
ФЁДОР. Это да…
КЛЕРК. Хотя многое человек может потерять гораздо раньше. Например бизнес. Вы уверены, что он ещё ваш?
ФЁДОР. То есть?..
КЛЕРК. А вот взгляните.

Клерк открыает ноутбук, нажимает несколько клавиш. Разворачивает ноутбук к Фёдору.
Фёдор просматривает информацию в ноутбуке, с каждой секундой всё больше меняясь в лице. Клерк внимательно следит за его реакцией.

ФЁДОР. Не понял… (Резко повернувшись к Клерку.) Это что, опять розыгрыш?!
КЛЕРК. А наше здание похоже на шапито?
ФЁДОР. Нет, но это же чушь какая-то! На меня подал иск Мишка?!..
КЛЕРК. Да, ваш друг и партнер.
ФЁДОР. Как?! Когда?!
КЛЕРК. Вы читайте дальше.
ФЁДОР (читает в ноутбуке). Что за бредятина!? Я построил бизнес, украв его разработки?!..
КЛЕРК. Это к вопросу о репутации.
ФЁДОР. Да он вообще плохо владел математическим аппаратом!.. Что это за фейк вообще? Когда он вышел?

Фёдор снова приникает к экрану, но Клерк снова подвигает ноутбук к себе.

КЛЕРК (хитро улыбаясь). В своё время узнаете.
ФЁДОР. А-а, я понял. Это элемент теста! Да?
КЛЕРК. В том числе.
ФЁДОР. Фух… Слушайте, ну круто сделано! Я почти поверил.
КЛЕРК. Принять фейк за правду – полбеды. Беда – когда правду принимаешь за фейк.
ФЁДОР. Фух. (Нервно улыбаясь.) К вам на собеседование надо успокоительное брать.
КЛЕРК. Не волнуйтесь, у меня здесь всё есть. Можем вколоть вам хоть сейчас.
ФЁДОР. Спасибо, не надо.
КЛЕРК. Но если что, не стесняйтесь.
ФЁДОР. Надеюсь, обойдёмся.
КЛЕРК (улыбается). Не надейтесь.

Фёдор смеётся, принимая это за шутку.

Ну что, идём дальше?
ФЁДОР. Идём.
КЛЕРК. В числе своих достоинств вы назвали справедливость.
ФЁДОР. Да.
КЛЕРК. Справедливость по отношению к себе вы тоже имели ввиду?
ФЁДОР. Само собой.
КЛЕРК. Стало быть, вы согласны, что было бы справедливо, если бы вы пострадали за некоторые ваши промахи?
ФЁДОР (напрягся). Какие промахи?
КЛЕРК. Не волнуйтесь, это я так, пока в теории… Вы также отметили верность своему слову.
ФЁДОР. Да, коллеги знают.
КЛЕРК (улыбается). И не только коллеги. Что ж, поговорим о верности. Посмотрите на экран…

Клерк пультом включает экран, нажимает несколько клавиш на ноутбуке, на экране появляется фотография молодой красивой женщины.

Узнаёте?
ФЁДОР (не сразу). Вы и это знаете?..
КЛЕРК. Неужели вы ещё не поняли, что мы знаем о вас всё. Даже то, о чём вы давно забыли.
ФЁДОР (подавленно). Я понял…
КЛЕРК. Итак, с этой женщиной вы изменили своей жене.
ФЁДОР. Это было всего один раз.
КЛЕРК. Вы не правильно ставите акценты. Это было. Точка. То есть вы - изменник. Согласны?
ФЁДОР. Это была минутная слабость.
КЛЕРК (саркастически смеётся). Вы считаете это оправданием?
ФЁДОР. Да нет конечно, но…
КЛЕРК. Но вы себя простили.
ФЁДОР. Да не простил…
КЛЕРК. Если б не простили, то как минимум признались бы жене и просили прощения. А вы решили просто жить дальше как будто ничего не было. Замести, как говорится, под ковёр. Только жена всё равно узнала.
ФЁДОР. Как?!..
КЛЕРК. Вот так. Всё тайное становится явным.
ФЁДОР. Но от кого?!..
КЛЕРК. Да какая теперь разница? Мир, как говорится, не без “добрых” людей.
ФЁДОР. То есть она знала… и ни слова упрёка за все эти годы!..
КЛЕРК. В отличие от вас, кстати.
ФЁДОР. Вы о чём?
КЛЕРК. Забыли эту историю? Когда вы узнали, что жена тайком ездит к какому-то комерсу, и заподозрили её в измене. И хотя вы узнали, что никакой измены не было, жену свою сильно избили.
ФЁДОР. Я потом на коленях просил прощения!
КЛЕРК. Ну да, когда она заявила, что уходит от вас.
ФЁДОР. Слушайте, откуда вы всё знаете?!
КЛЕРК. Не важно. В истории с псевдоизменой есть нюанс, которого вы не знаете.
ФЁДОР. Какой?
КЛЕРК. Я напомню обстоятельства. Грянул кризис, вы тогда срочно искали деньги, чтобы расплатиться с банками и не потерять предприятие.
ФЁДОР. А при чём тут…
КЛЕРК. Слушайте дальше. В последний момент деньги нашлись, и вы сохранили бизнес.
ФЁДОР. Да, и что?
КЛЕРК. А то, что деньги нашлись благодаря вашей жене. Она ездила не к человеку, которого вы посчитали её любовником, а к его жене, своей школьной подруге. Ездила ради вас. Отец подруги тогда занимал важный пост и мог легко решить вашу проблему.
ФЁДОР. Вы хотите сказать, что…
КЛЕРК. Она спасла ваш бизнес. А вы сломали ей нос.
ФЁДОР. Господи! Но почему же она…
КЛЕРК. Не сказала? Но вы же знаете её характер. И потом, она знала, что вы терпеть не можете, когда она вмешивается в дела.
ФЁДОР (закрывает лицо руками). Боже… какой же я кретин!..

Фёдор некоторое время сидит неподвижно. Клерк встаёт из-за стола и прохаживается по кабинету.

КЛЕРК. Вы готовы продолжать?
ФЁДОР (поднимает голову). Да.
КЛЕРК. Прекрасно. Итак, вы солгали. Про то, что держите слово. Солгали нам, изменили жене. Где гарантия, что не измените родине? А?
ФЁДОР. Если вы  всё это знали, зачем же меня такого позвали?
КЛЕРК. Хороший вопрос.
ФЁДОР. И?
КЛЕРК. Ответ узнаете в конце теста. Ну что, проверим?
ФЁДОР. Что?
КЛЕРК. Ваше умение держать удар.

Клерк делает решительный шаг к Фёдору, делая вид, что собирается нанести удар. Фёдор вскакивает и инстинктивно защищается.
 
КЛЕРК (смеётся). Шутка. Садитесь.

Фёдор садится на место. Клерк садится на своё.

Скажите, вы помните, как сюда приехали?
ФЁДОР. Конечно помню.
КЛЕРК. Один ехали?
ФЁДОР. Один.
КЛЕРК. А жена с дочкой? Вы же хотели завезти их в Центр творчества?
ФЁДОР. Слушайте, вы что, прослушиваете мою квартиру?
КЛЕРК. Отвечайте на вопрос. Вы отвозили жену с дочкой?
ФЁДОР. Нет, они поехали на такси.
КЛЕРК. Почему?
ФЁДОР. Ну, мы немного поссорились…
КЛЕРК. Вы говорили с ними после того, как они уехали?
ФЁДОР. Конечно. Жена позвонила, сказала, что они на месте, я пожелал дочке удачи. А к чему эти вопросы?
КЛЕРК. К тому, что жена вам не звонила.
ФЁДОР. Что? Да я вам сейчас покажу… (Ищет по карманам телефон.)
КЛЕРК. Телефон вы сдали внизу на проходной.
ФЁДОР. Ах да…
КЛЕРК. Но вот распечатка ваших сегодняшних звонков, взгляните.
Клерк нажимает клавишу, на экране возникает распечатка.
Видите? Входящих от жены – нет.
ФЁДОР. А куда они делись?
КЛЕРК. А вы уверены, что они были?
ФЁДОР. Но я же точно помню…
КЛЕРК. Память – штука ненадёжная, Фёдор Иванович.
ФЁДОР. Вы хотите сказать, что на самом деле жена мне не звонила?
КЛЕРК. Не звонила.
ФЁДОР. То есть мне это пригрезилось?
КЛЕРК. Похоже на то.
ФЁДОР. Ну хорошо, предположим, не звонила. И что из того? Может, у неё просто телефон сел.
КЛЕРК. Она не звонила, потому что они не доехали до Центра творчества.
ФЁДОР. То есть как не доехали? Почему?..
КЛЕРК. Посмотрите на экран.

Клерк нажимает на клавиатуру, на экране появляется разбитая в результате аварии иномарка премиум-класса.

ФЁДОР. Это… это что, моя машина?
КЛЕРК. Именно.
ФЁДОР. А что за вид? Я же оставил её на вашей стоянке! Только не говорите, что какой-то дебил угнал её и въехал в столб.
КЛЕРК. Нет, её не угоняли.
ФЁДОР. Тогда кто это сделал?
КЛЕРК. Вы.
ФЁДОР. Опять розыгрыш?
КЛЕРК. Можете взглянуть в окно и убедиться: вашей машины на стоянке нет.
ФЁДОР. Но когда, по-вашему, я успел разбить её?!
КЛЕРК. А вы не догадываетесь?
ФЁДОР. Слушайте, хватит уже говорить загадками!
КЛЕРК. Вы разбили её, когда везли жену и дочку в Центр творчества.
ФЁДОР. Что?..
КЛЕРК. Не справились с управлением и врезались в столб.
ФЁДОР. Что вы несёте?.. Я не помню никакой аварии!..
КЛЕРК. Память часто блокирует шокирующие воспоминания. Замещает  их другими.
ФЁДОР. Хорошо, допустим, но почему на мне ни одной царапины? Даже сотрясения нет!
КЛЕРК. Вам просто фантастически повезло. В отличие от ваших близких.
ФЁДОР (вскакивает). Что с ними?! Где они?!
Клерк молчит.
Отвечайте!
КЛЕРК. Ваши жена и дочка были доставлены в больницу.
ФЁДОР. В какую?!
КЛЕРК. В Первую градскую.
ФЁДОР. Я еду к ним!..
Фёдор встаёт, решительно идёт к двери. Дёргает ручку – дверь заперта. Он резко оборачивается к Клерку – тот невозмутимо улыбается.
ФЁДОР. Что это значит?
КЛЕРК. Вы не можете покинуть помещение, пока не пройдёте тест до конца.
ФЁДОР. Да не хочу я больше его проходить!..
КЛЕРК. А вашего желания никто не спрашивает. Раз вы сюда попали, то пройдёте конца.
ФЁДОР. Мне не нужна ваша должность, я передумал!
КЛЕРК. Раньше надо было передумывать. До того, как оказались здесь.
ФЁДОР. Что за бред! Я что, арестован?!
КЛЕРК. Нет.
ФЁДОР. Тогда почему я не могу уйти?!
КЛЕРК. Потому что таковы правила.
ФЁДОР. Идиотские у вас правила! Бесчеловечные какие-то!
КЛЕРК. Какие есть.
ФЁДОР. Ладно, хрен с вами. (Садится.) Заканчивайте ваш тест. Хотя я не понимаю, какой в нём смысл, если я отказался.
КЛЕРК. Потом поймёте…
ФЁДОР. Стойте, а как я вообще здесь оказался после аварии? Вы хотите сказать, что мою жену и дочь увезли в больницу, а я как ни в чём не бывало поехал сюда к вам? Как это возможно?!
КЛЕРК. Шок, неадекватное восприятие происходящего.
ФЁДОР. Ерунда какая-то… Ладно, разберемся. Давайте уже побыстрее закончим.
КЛЕРК. Куда вы торопитесь?
ФЁДОР. В больницу, куда! Жена с дочкой неизвестно в каком состояниии, а я тут с вами!..
КЛЕРК. Ну почему же “неизвестно”?
ФЁДОР. Как они?!
КЛЕРК. Вы можете к ним не торопиться.
ФЁДОР. Почему это?..
КЛЕРК. Потому.
Осенённый страшной догадкой, Фёдор медленно встаёт. Учащённо дышит, ослабляет галстук.
ФЁДОР. Что… с ними?
КЛЕРК. Вы их больше не увидите, Фёдор Иванович.
Фёдор хочет что-то сказать, хватает ртом воздух и падает в обморок. Затемнение.

3.

Кабинет Клерка. Фёдор лежит на столе без движения. Он без пиджака и галстука, рукав рубашки закатан. Пиджак висит на стуле. Фёдор приходит в себя, поднимает голову. Появляется Клерк.

КЛЕРК. С возвращением.
ФЁДОР. Куда?..
КЛЕРК. В сознание.
Фёдор садится, свешивает ноги, щурится.
ФЁДОР. Долго я так?..
КЛЕРК. Не очень.
ФЁДОР (смотрит на руку). Мне что-то вкололи?
КЛЕРК. Да, чтобы привести вас в чувство.
ФЁДОР. Ясно… (Раскатывает рукав, застегивает манжет.) Мои жена и дочь… умерли?
КЛЕРК. Нет. Они живы.
ФЁДОР (вскакивает). Что? Тогда какого лешего вы сказали, что я их больше не увижу?!
КЛЕРК. Потому что они живы, а вы – нет.
ФЁДОР. Что?!..
КЛЕРК. Вы мертвы, Фёдор Иванович.
Фёдор несколько секунд смотрт на Клерка, затем начинает хохотать.
ФЁДОР (сквозь смех). Извините… но это… слишко наивный розыгрыш. Вы что, правда рассчитываете, что я в это поверю?
КЛЕРК (улыбаясь). А куда вы денетесь?
ФЁДОР. Нет, вы серьёзно?
КЛЕРК. Конечно. Взгляните на экран.

На экране появляется фотография сидящего за рулём иномарки обезображенного трупа Фёдора.

ФЁДОР. Ух ты, круто. Я тоже владею фотошопом.
КЛЕРК. Значит, не верите.
ФЁДОР. Нет конечно. Сами посудите, как я, ощущая себя в теле, могу поверить в то, что умер?
КЛЕРК. А вы уверены, что ваши ощущения вас не обманывают?
ФЁДОР. Уверен.
КЛЕРК. Вы так же были уверены, что приехали сюда один, жена вам звонила и никакой аварии не было.
ФЁДОР (осеннённый догадкой). Кстати!.. Насчёт аварии…
КЛЕРК. Что?
ФЁДОР. Вы же могли фото машины подделать, распечатку звонков тоже, машину отогнать!.. А я, дурак, повёлся, расчувствовался… А жена, тем временем, сидит себе в Центре творчества и смотрит, как дочка играет Шуберта… И как я сразу не допёр!.. А? Что скажете? Разоблачил я ваши фейки?
Клерк молча улыбается, продолжая цепко следить за Фёдором.
А сейчас - вообще косяк. Сделали укол и тут же объявляете, что я типа умер. Кому укол-то делали, трупу? И как труп мог упасть в обморок?
КЛЕРК. О, вы плохо знаете тайную жизнь трупов!..
ФЁДОР. Чего?
КЛЕРК. Шутка. Труп-то конечно не мог, это всего лишь мёртвое тело. А вот душа, покинувшая тело, может вести жизнь весьма насыщенную…
ФЁДОР. При чём тут душа, я-то в теле!
КЛЕРК. Вы уверены? Во сне мы тоже ощущаем себя действующими в теле, однако…
ФЁДОР. Вот только не надо меня грузить всякой дешёвой мистикой!
КЛЕРК. Как скажете.
Пауза.
ФЁДОР. Всё? Допрос окончен?
КЛЕРК. Допрос окончен. Осталась очная ставка.

4.

Клерк нажимает клавишу, слышен щелчок элктронного замка. Входная дверь открывается, входит Анна. Она в вечернем платье из первой сцены, только разорванном в нескольких местах; заплакана, на лбу большая ссадина.

ФЁДОР. Аня?..
Анна, не реагируя на Фёдора, бросается к Клерку.
АННА. Доктор!.. (Хватает Клерка за руки.)
ФЁДОР. Что происходит?.. Аня!..
АННА (Клерку, сквозь слёзы). Доктор, пожалуйста!.. Скажите, что нужно?! Какие-то препараты, лекарства?! Если нужна кровь, возьмите мою, у нас одна группа! Почку, сердце, что угодно возьмите, только спасите его! Пожалуйста!.. (Падает на колени.)
ФЁДОР. Что за цирк?!.. Аня, какой он доктор? Вот же я, живой и здоровый!..
КЛЕРК (Фёдору, тихо). Она вас не видит и не слышит.
АННА. Не молчите, доктор!..
КЛЕРК (Анне). Встаньте, пожалуйста. (Помогает ей подняться.) К сожалению, Анна Викторовна, вашему мужу уже не поможешь.
АННА. Почему?..
КЛЕРК. Он умер.
АННА. Не-е-ет!.. (Рыдает, уткнувшись в грудь Клерку.) Этого не может быть, не может!..
ФЁДОР. О Господи… Аня! Да жив я!
КЛЕРК (Фёдору). Я же говорю, она вас не слышит.
ФЁДОР. Что вы ей вкололи?!
КЛЕРК. Ничего.
ФЁДОР. Тогда что с ней?
КЛЕРК. А вы не видите? Оплакивает умершего мужа, то есть вас.
ФЁДОР. Но я-то - жив!
КЛЕРК. Это вам так кажется.
ФЁДОР. Да пошли вы… Аня!
Фёдор бросается к Анне, но Клерк предупредительно выставляет перед ним руку.
КЛЕРК (властно). Не прикасайтесь. Иначе придётся вас связать. Вас она всё равно не увидит, а её вы только напугаете.
АННА (поднимает голову, Клерку). Вы знаете… я на него часто обижалась… Мысленно ругала его, обвиняла, спорила. Думала, вот придёт с работы, всё ему выскажу… Но как только он приходил… вечно поздно, усталый, - я всё забывала, и, как девчонка, бросалась ему на шею…
КЛЕРК (Анне). Вы любили его?
ФЁДОР (Клерку). Э, что за вопросы! Какого лешего вы допрашиваете её?!
АННА. “Любила”? Почему вы говорите в прошедшем времени?
КЛЕРК (Анне). Потому что он умер.
АННА. Нет, я в это не верю… Не верю! Не верю! Не верю!.. (Рыдает.)
ФЁДОР (Клерк). Да оставьте её в покое наконец! Что вы издеваетесь!
КЛЕРК (Фёдору). Тест ещё не окончен.
ФЁДОР. Но вы же видите, в каком она состоянии?
КЛЕРК (Фёдору). И кто в этом виноват?

Фёдор молчит.

КЛЕРК. Как видите, авария всё-таки была.

Анна успокаивается и снова обращается к Клерку.

АННА. Наша дочь… больше никогда не сможет играть на скрипке…
ФЁДОР. Что с ней?!
АННА. Рука раздроблена, будет чудом, если сможет просто шевелить пальцами… Когда я это услышала, думала, что никогда не смогу простить ему этого… Ведь я умоляла не гнать!.. А он будто назло… мы утром поссорились…
ФЁДОР (выдыхает). Прости…
АННА (прислушиваясь). Вы слышали?
КЛЕРК. Что?
АННА. Чей-то стон…
КЛЕРК. Вам показалось. Продолжайте.
АННА. Что продолжать?
КЛЕРК. Вы сказали, что никогда не сможете простить его.
АННА. Да, тогда я так подумала…
КЛЕРК. А теперь?
АННА. Теперь?.. Теперь готова простить ему всё… лишь бы он был жив (всхлипывает).
КЛЕРК (Анне). Даже измену?
ФЁДОР (Клерку). Э, зачем вы?.. Аня, прости, я просто не знал…
КЛЕРК (Фёдору). Я же сказал, она вас не слышит.
ФЁДОР. Плевать. Я не могу смотреть на это молча!
АННА. Как будто опять чей-то стон, слышали?
КЛЕРК. Не слышал.
АННА. У вас там что, палата? (Указывает на дверь во внутреннюю комнату.)
КЛЕРК. Нет, ординаторская. И там никого нет.
АННА. Извините, я сейчас в таком состоянии…
КЛЕРК (Анне). Как вы думаете, он мог сделать это нарочно?
АННА. Что?
КЛЕРК. Ну, въехать в столб на полной скорости.
ФЁДОР (Клерку.). Что вы несёте!..
АННА. Вы с ума сошли?!
ФЁДОР. Вот именно!
АННА. Федя не самоубийца. И потом, с ним же были мы с дочкой!..
КЛЕРК. Ну, может, у него было помутнение, и он решил разом всех угробить?
ФЁДОР. Что за бред?!
АННА. Что за бред?!
ФЁДОР. Аня, не слушай его!
АННА (прислушивается). Опять стон…
ФЁДОР (Клерку). О! А вы говорите “не слышит”.
КЛЕРК. Дешёвая мистика.
ФЁДОР (не сдерживаясь). Аня! Анечка! Ты меня слышишь?!
АННА(прислушивается). Я слышу плач…
ФЁДОР (падает на колени, простирая к ней руки). Анечка, прости меня! Я не знаю, где я и что со мной, но я вас люблю и всегда буду любить!..
АННА. Федя?..
КЛЕРК. Его здесь нет.
АННА. Нет, он здесь, я чувствую… Федя!..
ФЁДОР. Аня!..
КЛЕРК (Фёдору). Да не орите вы. (Анне). Вам показалось. Пойдёмте, я провожу.

Клерк ведёт Анну к выходу, она оглядывается и продолжает искать кого-то глазами. Клерк захлопывает за Анной дверь и возвращается.

5.

КЛЕРК. Ну что, убедились? Вы мертвы, Фёдор Иванович.
ФЁДОР (пытаясь осмыслить). Нет, этого не может быть… Здесь что-то не то…
КЛЕРК. Отчего же не может? Все люди смертны, и вы не исключение.
ФЁДОР. Но я же чувствую, знаю, что я жив!..
КЛЕРК. Это душа. Она, как известно, бессмертна. А тело… ну, вы видели на фотографии, во что оно превратилось.

Клерк достаёт откуда-то яблоко, откусывает, жуёт. Фёдор недоумённо смотрит на него.

ФЁДОР. Постойте, а вы тогда кто? Если я умер…
КЛЕРК (жуя). Я же сказал: я клерк.
ФЁДОР. То есть вы - дух?
КЛЕРК (откусывая яблоко). Ну да.
ФЁДОР. А как же вы это… едите яблоко?
КЛЕРК (жуя). А что я, хуже людей, что ли?
ФЁДОР. Я не понимаю…
КЛЕРК. А что непонятного? Духи имеют некую тонкую телесность. Настолько тонкую, что по сравнению с людьми - мы бесплотны… Короче, не забивайте голову. Скоро всё узнаете. (Продолжает жевать.)
ФЁДОР. Я слышал, что после смерти душу встречают или ангелы, или бесы. Вы… кто?
КЛЕРК (улыбается). А вы как думаете?
ФЁДОР (его начинает знобить). Не знаю…
КЛЕРК. А вы подумайте. Какой встречи после смерти вы заслужили своей жизнью?
Фёдор молчит. Клерк начинает медленно идти на него. Фёдор пятится.
Ну, так какой?
ФЁДОР. Я не знаю.
КЛЕРК. Знаете. Давайте уже, вынесите себе приговор. Ну!..

Клерк продолжает надвигаться. Фёдор пятится, вдруг бросается к окну, срывает жалюзи, распахивает окно и  замирает.

КЛЕРК. Ну, что застыли?
ФЁДОР (глядя в окно). Моя машина…
КЛЕРК (наигранно). А что с ней?
ФЁДОР. Она внизу, цела и невредима!..
КЛЕРК. Неужели?
ФЁДОР. Так значит…
КЛЕРК. Факир был пьян, и фокус не удался. (Возвращается за стол.)
ФЁДОР. Вы меня всё-таки разыграли! Никакой аварии не было, я жив и так далее!..
КЛЕРК. Вы очень догадливы.
ФЁДОР. Единственное, не понял с женой. Вы её подговорили?
КЛЕРК. Мы не раскрываем наших методов.
ФЁДОР. Ладно, сам спрошу потом…
КЛЕРК. Что ж, поздравляю, тест окончен.
ФЁДОР. И каков приговор?
КЛЕРК. Смерть.
ФЁДОР. Что?!
КЛЕРК. Конец света. Для вас он наступит сегодня.
ФЁДОР. Опять розыгрыш? Вы же сказали, что тест закончен.
КЛЕРК. Тест – это жизнь. Конец теста – конец жизни.

Клерк откуда-то достаёт пистолет с глушителем.

ФЁДОР (отшатывается). Э! Вы что, серьёзно?!
КЛЕРК. Шутки кончились.
Клерк встаёт, направляет пистолет на Фёдора, тот пятится.
ФЁДОР. Стойте! Не можете же вы вот так, без суда…
КЛЕРК. Суд уже был.
ФЁДОР. Когда?
КЛЕРК. Сегодня.
ФЁДОР. Сегодня?..
КЛЕРК. И вчера. Суд каждый день. И каждый день – приговор.
ФЁДОР. Чей?
КЛЕРК. Ваш. Мы только приводим в исполнение.

Клерк направляет пистолет в голову Фёдора.

ФЁДОР. Стойте, стойте!..
КЛЕРК. Что ещё?
ФЁДОР. Можно последнюю просьбу?
КЛЕРК. Валяйте.
ФЁДОР. Я хочу написать письмо дочери. Звуковое.
КЛЕРК. Хорошо, только быстро.
ФЁДОР. У вас есть диктофон?
КЛЕРК (вынимает из кармана диктофон). Держите.

Фёдор берёт диктофон и отходит от Клерка в сторону (на авансцену).

ФЁДОР (сглатывает ком в горле, говорит в диктофон). Доченька, это папа… Хочу попросить у тебя прощения… Я часто огорчал тебя, уделял мало времени, не выполнял обещаний… Прости!.. Когда ты услышишь это письмо… меня уже не будет в живых… И хотя я больше никогда не смогу обнять тебя… знай: я всегда невидимо буду рядом… Потому что люблю тебя. А любовь – сильнее смерти. Я в это верю… И ты – верь…

Фёдор выключает диктофон, кладет его на стол. Всхлипывает, пытается сдержать слёзы.

(Клерку.) Простите. Я сейчас… (Успокаивается, выдыхает. Поднимает голову.) Я готов.
КЛЕРК. Браво. Прям как в кино.

Клерк улыбается. Затем резко становится серьёзным, вскидывает пистолет и нацеливает в голову Фёдора. Затемнение. Звучит выстрел. Затем музыка, которая, быстро ускоряясь, превращается в какофонию и обрывается.

 6.

Зажигается свет. Больничная палата. На койке под капельницей без сознания лежит Фёдор с забинтованной головой. Рядом с его койкой на стуле дремлет Анна. Фёдор приходит в себя, резко, словно вынырнув из воды, поднимает голову и открывает глаза. Анна просыпается.

АННА. Федя… (Кричит в коридор.) Доктор, доктор, он очнулся!.. (Спохватившись, нажимает кнопку вызова врача.) Феденька, ты меня видишь?

Фёдор опасливо осматривается.

ФЁДОР. Вижу… Где я?..
АННА. Ты в больнице.
ФЁДОР. Жив?
АННА. Ну конечно жив!
ФЁДОР. А он - где?
АННА. Кто?
ФЁДОР. Клерк.
АННА. Какой клерк?

Входит Клерк в одежде хирурга.

КЛЕРК. Так, ну что тут у нас?.. О! с возвращением (подходит к койке).
Фёдор, увидев Клерка-хирурга, вжимается в койку.
ФЁДОР. А-а!.. Аня, это он!..
АННА. Кто?
ФЁДОР. Клерк! Он в меня стрелял!..
КЛЕРК (Фёдору, ласково). Тихо-тихо-тихо… Во-первых, я не клерк, а доктор. А во-вторых, не стрелял, а резал.
ФЁДОР (испуганно). Резал?..
КЛЕРК. Я вас оперировал. В-третьих, как вы себя чувствуете?

Фёдор несколько секунд рассматривает Клерка.

ФЁДОР (мрачно). Лучше всех…
КЛЕРК (Анне). Шутит. Хороший знак.
ФЁДОР. Что со мной?
КЛЕРК. Вы попали в аварию.
ФЁДОР. Это я уже слышал…
КЛЕРК. А сами вы это помните?
ФЁДОР. Нет…
КЛЕРК. А что последнее помните?
ФЁДОР. Как клерк стреляет в меня.
КЛЕРК. Где?
ФЁДОР. В Администрации.
КЛЕРК (Анне, тихо). Он там работает?
АННА (Клерку). Нет, собирался туда на встречу.
КЛЕРК (Анне). Когда?
АННА (Клерку). Вчера, после того, как завезёт нас.
КЛЕРК. То есть не доехал…
ФЁДОР. Я был там!..

Клерк и Анна переглядываются.

АННА. Феденька, ты не мог там быть.
ФЁДОР. Был. И ты была.

Клерк вопросительно смотрит на Анну, она отрицательно мотает головой.

КЛЕРК. Послушайте, вас привезли сюда с места аварии без сознания…
ФЁДОР (Клерку.) И ты.
КЛЕРК. Что я?
ФЁДОР. Был там.
КЛЕРК. Вы принимаете меня за вашего клерка?
ФЁДОР. Я не “принимаю” - я знаю. Ты можешь запудрить голову моей жене, но не мне!..
КЛЕРК. Так, понятно…

Клерк встаёт, отводит Анну в сторону.

АННА (испуганно). Что с ним?!
КЛЕРК. Похоже, реальные впечатления переплелись с воображаемыми. Травма головы, что вы хотите.
АННА. Это… пройдёт?
КЛЕРК. Не знаю. Как повезёт…
ФЁДОР (Клерку). Эй, я сказал, отойди от моей жены!..
КЛЕРК (Анне). Ладно, пойду, чтобы не волновать больного.

Клерк выходит. Анна всхлипывает, начинает плакать.

ФЁДОР (ласково). Ну что ты ревёшь, дурёха?

Анна поворачивается к Фёдору и смотрит на него, будто впервые увидела.

ФЁДОР (улыбается). Да нормально всё у меня с головой.
АННА. Ты что, притворялся?
ФЁДОР. Немного. Просто надоел этот доктор со своей болтовней. А мне поскорей хотелось с тобой наедине остаться...
АННА. Ну ты даёшь. А попросить нельзя было? Он тебя, между прочим, с того света вытащил!..
ФЁДОР. Ладно-ладно, извинюсь потом. Что с Надей, где она?!
АННА. Дома с няней.
ФЁДОР. Дома?
АННА. В отличие от тебя, мы с ней отделались лёгкими ссадинами.
ФЁДОР. Слава Богу…
АННА. Ты правда в порядке?
ФЁДОР. Правда… Дай, пожалуйста, руку…

Анна садится рядом, протягивает руку. Фёдор прижимает её к губам.

ФЁДОР (дрожащим голосом). Прости меня… за всё.
АННА. Ты плачешь, что ли? Больно?
ФЁДОР (улыбается сквозь слёзы). Уже легче.

Затемнение.

Конец

 © Алексей Рымов, 2019.


Рецензии
А я поверила!

Валентина Васильева 4   28.07.2020 13:04     Заявить о нарушении