Чтобы понять, надо много рассказывать

Второй день подряд тесно пересекаюсь со Львом Николаевичем. Вчера вспоминала его, сегодня нашла рассказ на нашу с ним общую тему. Тема, как и рассказ имеет то же название. Вы только прислушайтесь, улыбаюсь я: "После бала".


Какое надо иметь воображение, чтобы на обычном празднике, который я отмечала вчера на своей работе, увидеть связь с давно ушедшей эпохой. Что это была за эпоха? Не знаю. Даже не смогу дать определения слову. Это просто что-то ушедшее. Эпоха времён жизни великого писателя Л.Н.Толстого.


Празднование Дня социального работника у нас проходило во "Дворце труда и согласия" по ул. Металлургов. Совсем не в зрительном зале. Может от того, что нас было не так много. Не могу сейчас посчитать точно, но примерно сто человек. Что мне понравилось?


Зрительный зал - это одно, стулья - совсем другое. Их составили в другом зале. Это был зал с колоннами. Я сидела и рассматривала всё вокруг. Это было уже после всех фотографирований, после встречи с руководителем, после разговоров. Я сидела и смотрела.


Тут и началось самое интересное из того, о чём хочется рассказать.


Сначала появился сам зал. Одно только это слово вызывает у меня душевный трепет. В моём представлении зал - это что-то торжественное, необычное, отличное от повседневности. Так же называли в моей семье одну из комнат, в которой не было кроватей. В ней проходили наши вечера у телевизора, праздники за большим столом. В нём были только стол, много стульев, диван, паласы и небольшой сервант с посудой для прима гостей.


И вот, видя эту торжественную обстановку, я неожиданным образом перенеслась в те времена, которые описаны в рассказах Льва Николаевича. Очень запоминающиеся описания почти всего, что я у него читала совсем ребёнком.


Мне сейчас хочется проанализировать только его рассказ "После бала".


Сам сюжет мне не понравился. От него на душе остаётся такое же тяжёлое самочувствие, как у того, кого прогоняют сквозь строй под звуки барабана и флейты. После этого стоит задуматься, смогу ли я любить эти инструменты, под звуки которых меня подвергли истязаниям. Конечно, нет, не смогу. Мне придётся их ненавидеть.


Но я о другом - о первой части рассказа.


Читала его как-будто впервые сегодня. За всю свою жизнь я читала его один раз - в школе, в десятом классе. Из-за его такой пафосной оконцовки читать по второму или третьему кругу мне было бы лень. Я и не читала! Но какова память?!


Оказывается, всё описанное в первой, эмоционально-возвышенной части, сохранилось на всю жизнь: я сидела на стуле и смотрела на бал.


Думаете, он меня удивил? Нисколько. Удивило меня осознание того, что на бал приходят с соответствующей подготовкой. Вчера я увидела это. Ей оказалось умение танцевать. Это значит, что все события, происходящие на балах из произведений Л.Н.Толстого, имели место в образованном обществе. Но не об образовании сейчас речь. Возможно, в те времена оно у всех было разным. Но танцевать умели!


Поэтому, перечитывая "После бала", я всё увидела так явственно: огромные люстры, лучащиеся хрустальным светом, высшее общество, умение двигаться, атмосферу бала.


Потом я поехала в клуб.


Опять мы сидели на стульях. Стол у нас овальный, тяжёлый. Пробовала рассказать о своём переживании встречи с атмосферой из произведений Льва Николаевича. Но рассказа не получается, когда на лицах слушающих появляется выражение непонимания. Уже в конце первого произнесённого предложения чувствуется желание произнести его как можно быстрее, чтобы слушатель успел услышать конец моего повествования. Они слушают с готовностью покивать мне головами и тут же переключиться на ход своих мыслей, которые очень далеки от моих.


Рассказывать было не интересно. Потому что у меня одно настроение, у них - другое. В торопливых разговорах смысла нет никакого. Поэтому я знала - дома напишу об этом.


Именно такое же начало у рассказа "На балу": "... у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом..,".


На фото из интернета: шоколад, ваниль, карамель и молоко...)) улыбаюсь самой себе.

Продолжение следует


Рецензии