Судьба меня свела... глава третья. кирилловы

               
  Идёт 1978 год. Я в средней школе №4 работаю с 1971 года.  Четыре  года была учителем русского языка и литературы,  на пятый год горком партии меня,  молодую учительницу, приказным порядком назначил  заместителем  директора по воспитательной работе.  На мне вся внеклассная воспитательная работа.  Должность не из лёгких,  в школе очень много трудновоспитуемых подростков. Об этом пишу в повести «От мира сего».  Знала поимённо всех учителей и многих школьников, тем более  у меня, как учителя  русского языка,  два выпускных  десятых  класса,  по литеру «А» и «Б».  Десятиклассников впереди ждут письменные и устные  экзамены  по русскому языку  и  литературе. Пишут сочинение.  Много времени нахожусь в школе, иногда до вечера.  Дома муж,  двое детей: сын пятиклассник, учится в моей школе,  дочь Светлана – первоклассница шестой школы, которая находится рядом с домом, где живёт моя  семья.  Для меня облегчение, что  судьба меня свела с тётей Груней, Аграфеной Степановной.  В моей семье живёт совершенно чужая женщина,  тётя Груня,  которая двадцать пять лет прожила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. С ней, уроженкой одной из деревень Звениговского района Марийской Республики,  с землячкой,  работали в одной  школе Хабаровска.  Тётя Груня – самая старательная, трудолюбивая  уборщица-чистюля.  Познакомились. По её просьбе на Марийской земле я нашла сводную сестру тёти Груни. Большим удивлением было то, что с  дочерью сестры тёти Груни  учились на одном факультете – знала её неплохо. Поэтому дала племяннице Валентине  адрес тёти Груни в Хабаровске. Муж Вали – офицер Советской Армии.  Проезд по стране  офицеру  и его семье бесплатный -  новые родственники,  не раздумывая,  махнули на Дальний Восток, чтобы убедиться, что «Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек…»  Валентина - учительница и её супруг  привезли тётю  Груню, Аграфену Степановну,  в свою семью. Тётя Груня навсегда покинула Хабаровск, квартиру, выделенную ей горисполкомом,  где прожила и проработала двадцать пять лет своей жизни.
   Вдруг я от тёти Груни получаю очень короткое письмо  с  просьбой:
-  Милая Роза Руслановна, я оказалась в семье сводной сестры. Легко уговорили и  из Хабаровска привезли к себе домой,  на малую Родину. Сестра по неизвестной причине повесилась, умерла – в смерти своей матери  Валентина  и её муж обвинили меня.  Пожалуйста,  заберите меня  отсюда к себе…
   И для меня, для семьи Кирилловых тётя Груня стала своим, родным  человеком. 
  Судьба свела меня и с двумя братьями Кирилловыми, Леонидом и Станиславом.  Со Станиславом  случайно повторно встретились на свежей, только что асфальтированной дорожке, проложенной им самим, молодым проектировщиком.   Домашний адрес у него мой был,  и жили мы недалеко друг от друга. 
  Суббота. Уроки мои в средней школе №4 закончились, быстро побежала домой. Вдруг слышу:
-  Роза Руслановна, здравствуйте! Это я, Станислав.
-  Вижу. Здравствуйте! Рада повторной встрече с Вами, Станислав! Домой бегу, живём на переулке Химиков.
-  Столько тетрадей в сумке несёте! Ужас! Проверять будете вместо того, чтобы в выходной день отдыхать?
-  Изучение русского языка без домашних и контрольных тетрадей не обходится. Так что буду проверять.
-  Мы с женой Настей  сегодня Вас к нам домой приглашаем в гости. Сможете выбрать время? К семи часам вечера ждём Вас с мужем  Мергасимом. Адрес наш у Вас есть.
-  Спасибо, Станислав!  Пожалуй, придём с Гасимом.
-  С Гасимом?  Мне нравится имя  Мергасим.  Разрешите и мне Вашего мужа называть просто Гасимом.
-  Можно, Станислав.   В детском  доме Мергасима  мы звали Гасимом.
-  Интересно. Вы оба из детского дома?  Впервые слышу.  Целый год  проработали в Шоруньжинской школе –  никому не рассказывали. Мы,  дети,   об этом не знали.
-  Станислав, мама Ваша знала: она нас с сестрёнкой Риммой в детский  дом  из Шлани  провожала. Это было давно.
-  Роза Руслановна, продолжим беседу вечером у нас.  Я познакомлю Вас со своим старшим  братом Леонидом и его женой Таей,  Они тоже  придут к нам в гости.  До встречи!
   Столько было таких вечеров, совместных, проведённых то у нас дома, то дома в дружной семье Станислава и Анастасии, Леонида и Таи.  Настя и Станислав – земляки, только Настя из соседней с Шоруньжой деревни Муканая.  Целый год  проработала  в Шоруньжинской семилетней школе –  мне нелегко было  расставаться  с учителями, к которым привыкла, тяжело было  оставлять детей в школе:  поехала в Йошкар-Олу, поступила на историко-филологический факультет Марийского  педагогического института,  где проучилась пять лет.
   С Настей и Станиславом мы не расставались. Поддерживали друг друга в трудное время, помогали. Настя по специальности работник  торговли:  в те времена доставала и себе, и нам  все необходимые продукты питания:  мясо,  масло,  разные  деликатесы.  Работая в школе заместителем директора по воспитательной работе с утра,  иногда  до позднего  вечера  с трудными подростками,  неблагополучными семьями в микрорайоне, у меня не было лишнего времени стоять часами в очереди за некоторыми продуктами питания. Это тяжёлое время помнят многие.   
  У Станислава и Насти  родился сын Вадим.  Дочери  Ларисе исполнилось семь лет. 
- Роза Руслановна,  через две недели Первое сентября.  Наша  Лариса идёт в первый класс четвёртой школы. Мы с Настей вчера были в школе, Ларису записали в первый «В»  класс.  Пожалуйста,  узнайте,  как зовут учительницу первого «В» класса. 
- В этом учебном году первых классов много – их пять.  В школе учащихся больше двух тысяч. Занимаемся в две смены. Первоклассники и выпускники десятые классы занимаются в первую смену.  Десятых в школе  четыре.   Первое сентября – День знания,  это большой праздник для учеников и их учителей. Для Ларисы, как первоклассницы,  прозвучит первый звонок. 
- Для Ларисиной учительницы надо бы цветы  купить,
- Учительницу Ларисы зовут  Клавдией Александровной Костюниной.  Опытная учительница,  очень добрая,  общительная.  Я учу её сына Сергея в девятом классе. Есть дочь Наташа.  Ларисе с учительницей повезло,  другой не рекомендую и  предлагать не буду.  Сама Ларису-первоклассницу  поведу в школу и вручу Клавдии Александровне. Так что купите самые красивые цветы.   
  Все годы Лариса училась на «хорошо» и «отлично». На следующий год  Вадим готовится стать первоклассником. И вдруг Станислав и Настя  решают семьёй переехать в Йошкар-Олу, ближе к дому, на малую родину. Обменяли квартиру. День отъезда настал. Проводить друзей в Йошкар-Олу пришли мы. Расставание тяжёлое. На новом месте,  в Йошкар-Оле, Кирилловы прожили лет десять,  и вдруг звонок по телефону.
- Роза Руслановна, моя мама внезапно погибла, умерла, и с папой плохо,  -  плачет и  рассказывает  повзрослевшая Лариса,  которая  пошла по стопам  деда  Якова  Васильевича, отца Станислава, поступила учиться в  строительный техникум и успешно заканчивает его.  Лариса мечтала продолжить учёбу в институте,  но  увы!  Папа Станислав  прикован к постели, недвижим. Врачи у ещё молодого Станислава Кириллова признали инсульт.  За больным нужен особый уход.  Лариса  временно оставляет  работу в проектном управлении «Маригражданстроя», чтобы ухаживать за любимым отцом: кормить, мыть, менять памперсы. Лариса по телефону со слезами рассказывает мне:
- Жить – то надо было.  Вадим учится в техникуме, мамы нет.  Я стала подрабатывать:  по домам разносила газеты, мыла полы в нескольких подъездах.  Роза Руслановна, жизнь продолжается. Мне недавно исполнилось двадцать четыре года.  Судьба меня свела,  как мне кажется,  с очень хорошим, симпатичным человеком. Его зовут Валерием Максимовым.  Мы с Валерием  решили пожениться и приглашаем  Вас,  Роза Руслановна, и дядю Мергасима  на нашу свадьбу.
- Отличная новость, Лариса! Обязательно приедем на свадьбу. Счастья вам,  удачи,  вечной,  прекрасной любви, мои дорогие Лариса и Валерий! До встречи!    


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Роза.
Как близко в жизни ходят и горе и радость.
Только вроде радовалась т. Груня встрече с сестрой, и уже просится обратно, погибла её сестра. И её радушно приняли в вашем отзывчивом доме.
Только была радость для семьи Ларисы, переехали в Йошкар-Олу,
И вдруг на неё обрушилась горе, стал инвалидом отец. Надо как-то помогать семье, и она устраивается работать на две работы, старается как может. И приходит радость, девушка встречает свою любовь...
Жизнь непредсказуема, и неизвестно что ждет нас за поворотом.
Дай Бог чтобы меньше горя и невзгод и больше радости. Спаси, Господи, и сохрани Россию и всех нас.

Алла Гиркая   27.03.2020 23:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.