Особенности национальной жатвы

 Приближается Шавуот - праздник первого урожая и дарования Торы народу Израилеву. Вообще само слово "Шавуот" переводится как "недели", или "праздник седмиц(недель)". Дело в том, что торжественная передача Торы Всевышним Моше нашему, Рабейну, на горе Синай состоялась аккурат через 7 недель после исхода из Египта (о нём мы уже говорили). Следовательно, отмечается очередная годовщина знакового события на 50 день, начиная со второго дня Песаха (сравните с Пятидесятницей в христианстве). Да-да, и те самые скрижали там же и тогда же были переданы. Так что, как бы ни клеймили нас и нашу страну,  отрицать, что Десять Заповедей стали морально-этической основой современной цивилизации, не может никто. Помню, моя абсолютно русская православная свекровь, вернувшись из Иерусалима, задумчиво произнесла: "Да-а-а... А ведь если подумать, все мы произошли от евреев!") 
   А вообще Шавуот, пожалуй, самый еврейский праздник, потому что именно приняв Тору, наши праотцы фактически приняли иудаизм. И, видимо, не случайно именно к этому времени созревают в Израиле первые плоды. Пообещав Моисею "страну, текущую молоком и мёдом", Г-сподь, пожалуй, чуток преувеличил, но то, что мы имеем в таких климатических условиях - это, несомненно, чудо! 
   Шавуот, как и все наши праздники, наступает вечером, с восходом первой звезды. Естественно, по возвращении из синагоги начинается трапеза. Поедание плодов щедрой земли обязательно. А ещё в этот день непременно едят молочное. Связана эта традиция с тем, что во времена блуждания по пустыне евреям было трудно соблюдать законы о кошерном мясе и разделении мясной и молочной пищи , вот и приходилось довольствоваться молочной и растительной пищей. Нет, употребление мяса в праздник не возбраняется, но уж тогда будьте добры соблюдать все правила!
     
    Безусловно, главное событие праздника - это чтение Десяти Заповедей, а ещё - Свитка Рут. И вот тут внимание! Именно за эту трогательную историю я очень люблю Шавуот.  
    Итак, в те далёкие-далёкие времена, когда в земле Иудейской ещё правили судьи, настал в стране голод. Некоторые благоразумно решили переждать его в соседнем Моаве. И был среди них некто по имени Элемелех, который переселился из Бейт Лехема (Вифлеема) вместе с женой Наоми и двумя сыновьями - Махлоном и Килйоном. Долго на чужбине глава семейства, однако, не выдержал и вскоре почил в бозе. Вдова осталась с двумя детьми. Мальчики выросли и - куда деваться? - женились на коренных моавитянках, Орпе и Рут (в христианской традиции Руфь). Мама появление целых двух гоек в своей семье восприняла вполне адекватно, препятствий не чинила и в обмороки не падала, напротив, приняла как дочерей родных. Так и зажили впятером, и прожили десять лет. А потом беда случилась: умерли один за другим Махлон и Килйон. Наоми и раньше слышала, что Г-сподь вернул милость народу своему и голод в стране закончился, а теперь её в Моаве и вовсе ничто не держало, и решила она репатриироваться. Обе невестки отправились вслед за свекровью. Это, конечно, её очень тронуло, но Наоми была женщиной благородной, к тому же, по-матерински любила обеих снох и искренне желала им счастья. Поэтому на одном из привалов обратилась к юным вдовам:
   - Девочки мои, вы ещё совсем молоды. Зачем вам чужая страна? Что вы будете там делать? Возвращайтесь к родителям, и, Б-г даст, каждая ещё обретёт своё счастье, выйдет замуж, родит детей... Я уже немолода, не хочу быть для вас обузой, лучше вернусь на родину одна, а вы оставайтесь.
   - Нет, мы с собой! - ответили обе невестки, заплакав. - Столько лет прожили и сейчас все вместе вернёмся к твоему народу!
   - Послушайте, девочки, я уже не могу родить вам новых мужей, - продолжала настаивать Наоми.- А если бы и могла,  вряд ли вы стали бы их дожидаться. Я не смогу спокойно наблюдать, как увядает в одиночестве ваша молодость и красота. Это меня настигла длань Г-сподня, а не вас. Оставайтесь, дочки! 
     Снохи снова расплакались, но в итоге Орпа вняла разумным доводам свекрови, поцеловала её на прощание и вернулась в отчий дом. Рут же проявила неженскую твёрдость и произнесла:
     - Не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно, потому что куда ты пойдешь – пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ - мой народ и твой Б-г – мой Б-г. Где ты умрешь, там и я умру, и там похоронена буду. Пусть воздаст мне Г-сподь и еще усугубит, если не разлучит меня с тобою лишь смерть! 
      
      Вам эти слова ничего не напоминают? Клятву молодожёнов с некоторыми коррективами, правда? А ведь впервые-то они были сказаны свекрови! Да-а-а, были снохи в оно время!  А ведь Рут была княжной! И, вернись она в дом отца, жила бы себе припеваючи в сытости и довольстве! При нынешнем же раскладе впереди ждали трудности и лишения, но рядом с любимой свекровью.
     
       Долго ли, коротко ли, добрались Рут и Наоми до Бейт-Лехема. Положение в стране Иудейской и правда улучшилось, но им-то пришлось начинать с нуля! А это всегда тяжело. Вернулись женщины аккурат к началу жатвы ячменя. И как вы думаете, что придумала преданная невестка? Она пошла в поля и стала собирать колоски, оставшиеся за жнецами.  Какое-никакое, а пропитание. И вот забрела наша Рут на участок Боаза. А был он не просто весьма состоятельным и влиятельным человеком, но ещё и приходился родственником покойному мужу Рут. И вот увидел Боаз на своём поле молодую и красивую чужеземку и поинтересовался, из чьих девица будет. Слуги охотно объяснили: так, мол, и так, моавитянка это, невестка Наоми, вдовы Элимелеха, подбирушкой пристроилась, работает не покладая рук и ног. Боаз Рут подозвал и повёл такую речь:
      - Послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не уходи отсюда, а оставайся здесь с моими работницами. Смотри, где они жнут на поле, и иди следом за ними. А я приказал слугам не трогать тебя. А когда захочешь пить, то иди к сосудам и пей оттуда же, откуда черпают слуги. 
      - Это чем  же я, барин, такую милость заслужила? - спрашивает Рут, но из положения ниц, конечно.
     - Слухом земля полнится, - мудро отвечает ей Боаз. - Много я слышал о твоих добродетелях, об отношении к свекрови. И да воздаст тебе Г-сподь Б-г Израилев за то, что пришла ты в эту землю, дабы найти здесь пристанище! В общем, колоски всё равно пропадут - подбирай, чать, не чужие мы!
    - Я, конечно, обычная гастарбайтерша и не стою ни одной из рабынь твоих, но премного благодарна, постараюсь оправдать доверие, -  молвила Рут, потупив взор, и отправилась дальше колоски собирать.
      Боаз совсем растрогался и в обед пригласил её ещё и трапезу разделись. Корочку хлеба отломил, жареного ячменя насыпал, да ещё и с собой дал. А собранное смолоть позволил. Так дело и пошло. Рут с Наоми сыты, у Боаза безотходное производство налажено - все довольны.
      Жатва подошла к концу, и свекровь забеспокоилась. Однажды она усадила невестку напртив себя и заговорила о наболевшем:
      - Дочка, я ведь ночей не сплю, всё думаю, как счастье твоё устроить! И вот что придумала. Нынче ночью Боаз будет веять ячмень на гумне. Ты же омойся, умастись благовониями и отправляйся туда же. Только не торопись: дай ему поесть сначала, потому как с голодным мужиком дело иметь - себя не уважать! Так вот, пусть он поест и спать ляжет. И вот тут-то ты нырь - и к нему в постель! Но только скромненько - в ногах устройся, а там как Б-г на душу положит!
       Рут от всего этого жуткий дискомфорт ощущала, но свекрови ослушаться не посмела, да и Боаз ей нравился - мужчина серьёзный и положительный, обеспеченный, опять же, в городе не последний человек. В общем, всё прошло именно так, как и было запланировано. Обнаружив в изножье прелестную юную женщину и задав дежурный вопрос "Кто здесь?", Боаз услышал не особо оригинальный ответ:"Это я, раба твоя!" Благодетель сначала растерялся, потом растрогался почти до слёз: вон сколько молодых жеребцов вокруг скачет, а она, голубка, его выбрала! Долго не думал и  обставил дело так, чтобы выкупить всё, что принадлежало покойному Элимелеху и его сыновьям, включая жену Махлона.
        Боаз и Рут поженились и жили традиционно долго и счастливо. В положенный срок она родила сына Оведа. А когда он вырос и встретил свою суженую, родился у прекрасной моавитянки  внучек  Ишай. А уж он-то, в свою очередь , стал отцом царя Давида. Таким образом, наша героиня является прародительницей двух величайших израильских царей - прабабкой  Давида и прапрабабкой Соломона (Шломо). Видимо, в награду за её благородство и добродетель Рут была дарована настолько долгая жизнь, что она, пребывая в здравом уме и твёрдой памяти, присутствовала при восхождении на престол своего великого праправнука.
         А в память об этой удивительной женщине в Израиле до сих пор существует традиция оставлять какую-то часть урожая нуждающимся и случайным путникам.
        С наступающим праздником Шавуот!
 
Иллюстрация: Первая встреча Рут с Боазом. Автор неизвестен, картинка из интернета.


Рецензии
Ольга!Вот это -ДА! Просто классика. Так интересно читать твоё повествование, как будто первый раз узнаю эту историю.
С восхищением и приближающимся праздником!
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   08.06.2019 03:57     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой, и вас с Галей с наступающим! А мы на Голаны за черешней и абрикосами - первый урожай собирать!)

Ольга Меклер   08.06.2019 08:08   Заявить о нарушении