Пунктиром о необычном

О Барселоне, Эйфелевой башне и Гауди пунктиром, по настроению, не славы ради.А есть отступление. Увидите, удивитесь. Возможно, удивлю кого-то.
Ну не о чемпионате Европы же по футболу мне вам. Там всё схвачено и за всё уплачено. Предсказуемо очень.
Как любит говорить одна моя знакомая Ведьма: многие из нас переживают волшебные события, даже не подозревая об этом.
 Наш мозг, увы. с нами не согласен, он стремится логично всё объяснить - это дает ему возможность сохранить картину мира в неизменности. Но это не для нас, творческих, так что не убивайте волшебство прагматизмом. И вы увидите его.
#волшебствовкаждоммиге#магияслова#чудесапоэзии

А как вам такое чудо, как  Барселона? Ну сразу же видно – столичный город, слишком велик, слишком его "чересчур" для просто регионального центра. А  в череде примелькавшихся имён нашлось место знаете кому? Культурный человек знает, у   всех в культурном мире
"наше все" из великих обычно: Шекспир, Сервантес, Данте, Гете, Мольер, Пушкин -- одни писатели,  и только у барселонцев «наше все» – архитектор. Гауди!
Антонио Гауди...да-да, автор проекта центра города в его теперешнем виде.

Что такое  Эйфелева башня для Парижа и парижан? - Это ясно и понятно. Без неё ни знакомства, ни свадьбы, ни ТРЕПЕТНОГО расставания. А для остальных романтиков  мира?-- Чаще всего для туристов  Эйфелева башня – это брелок для ключей за два евро. И на футболках, пакетах, сумках от нее спасу нет. А потом переходишь по мосту Сену и вот она, в оригинале, возникает вдалеке, обычно в дымке, обычно розово-серый силуэт на светло-сером с розовыми сполохами на рассвете дня. И  башня, благодаря такой подсветке всегда разная. Угадали, вот они 50 оттенков розового и серого. Серого на розовом, розового на сером. Это Париж, детка, и  это его легендарная башня.

В Барселоне творения Гауди на всей мыслимой и немыслимой "сувенирке", и даже городские велосипеды мелькают в мозаике Гауди. Так случилось, что я в первый раз увидела на фото и на видео, была поражена -- ничего не сказать.Что примечательного пишут исследователи и поклонники Гауди( и сыр-то, видимо, назван в его честь) Испанцы этот культурный проект-музей под открытым небом, возможно, скоро завершат. Пусто! Еще бы, при такой-то цене входных билетов. А в Дом Винсес раньше вовсе не пускали!
 Представьте так, ходишь внутри, смотришь: вот действительно, чуднО-чуднО, и приходит на память  гений Мунк, тот самый живописец,  ожививший свою "натурщицу" Климт.
(см. мой дневник за 7 мая 2020 г)
Ой, ладно, не буду гонять читателя волшебной метлой по своей странице, тут и будет ремарка, но много букв, как пишут маститые блоггеры.

"Густав Климт, ожививший Марию Мунк. Это он, чудесник и маг.
Основоположник австрийского модерна Густав Климт умер в феврале 1918 года от пневмонии, говорят, последствие инсульта. Он единственный из поколения  венского модерна, кто ушел из жизни до эпидемии испанского гриппа, хотя и здесь все не так однозначно, поскольку до мая, когда началась эпидемия, грипп просто не диагностировали.
На мольбертах в мастерской Климта осталось несколько незавершенных полотен, самое примечательное из них, пожалуй,  портрет Марии Мунк. Дело в том, что прекрасная девушка, которую изобразил Климт, ушла из жизни раньше его, еще в 1912 году, выстрелив себе в сердце. Ужас, конечно...
Собственно же история их такова: Климт дружил с сестрами Сереной Ледерер и Аранкой Мунк (не приходящейся родственницей художнику Эдварду Мунку). А вот совпадение их девичей фамилии Пулитцер с фамилией основателя Пулицеровской премии вовсе не случайно, так как Джозеф Пулитцер был их дядей. Меценатство -- в традициях этой семьи, и не удивительно, что Серена, вышедшая замуж за промышленника Ледерера, была одной из главных покровительниц художника-модерниста Климта. Она приобретала его работы и даже выделила для их размещения две комнаты в доме.
Аранка вышла замуж за промышленника Мунка, и средняя из их трех дочерей, всеобщая любимица Мария, или просто Рийя, влюбилась в богемного персонажа-- Ханса-Хайнца Эверса, его считают поэтом, писателем, режиссером, но ни в одной из сфер особого успеха он не достигнет. Зато Ханс обладал дурной славой повесы, развратника и наркомана, к тому же он был на 16 лет старше Марии. О связи Ханса с Марией стало известно обществу, и их обручили, но вскоре Эверс расторг помолвку, сделав это к тому же со свойственным ему шумом. Рийя не выдержала расставания и позора и покончила с собой.
Через год ее родители, отношения которых после скандала и потери дочери дали трещину, развелись. Но мать и тетя хотели увековечить Рийю и заказали ее портрет Климту, а он не мог им отказать. Климт написал картину «Рийя Мунк на смертном одре», считающуюся одним из лучших образцов похоронного портрета. Но Аранка хотела бОльшего, она умоляя, просила изобразить дочь живой и веселой. Тогда Климт написал  портрет девушки  в полный рост стоя - в своем излюбленном стиле. Но и эта работа не понравилась заказчице, и художник - ходили слухи- втайне переделал картину, открыв героине грудь, написав другую голову, на сей раз - балерины Иоганны Штауде. Так появился еще один шедевр, известный под названием «Танцовщица» "

Вот и  Гуади сам себе режиссёр в своём формате. Можно закрыть глаза, и вся эта лепнина кружится словно в танце. И вот каково судить художника по его законам, когда они для многих не познаваемы. Вот вроде бы и эклектика, а при этом она какая-то цельная, а для спешащего обывателя - всё же доконца не постижима. Такое отдельное чудо! Ещё Пушкин наш про это обозначил. Просвещения дух неуловим. И как это приятно, на самом деле. Не всё же должно быть поймано, оцифровано и опечатано. Пусть будет что-то непостижимое. Пусть будет, ведь правда?

Впрочем, нам ли в России удивляться. У нас -- Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, ни на что непохож. На рассвете играет на солнце всеми красками, без солнца тоже смотрится как великолепие, не поддающееся быстрому осмыслению. Ходят вокруг собора иностранные туристы, языком цокают, фотографируют, возможно потом пытаются повторить хотя бы фрагментарно, копии создать. Да куда там!Не зря собор имени Блаженного назвали. Да, совсем не зря. Может, это и есть наша скрепа, тайная, непостижимая. Блажен, кто верен и чист душой. И не надо голову ломать. Пусть будет,  по умолчанию. Пусть будет!
И случай такой, когда ремарка больше текста. Тоже непостижимо. Увлекаешься так, сеть, паутина. А Гауди всё же загадка загадок, но об этом как-нибудь потом...
У меня тоже свой формат. Чуть-чуть мистический, и не без чудес с  элементами магии.


Рецензии