Куклы не моего детства

        На конкурс Александра Терентьева http://proza.ru/avtor/alextkun
             «Конкурс в стиле ретро…»  http://www.proza.ru/2019/06/01/715 


        В очередной приезд в отчий дом  не увидела любимую куклу  на привычном месте. Пряча глаза, мама призналась, что при ссоре с отцом случайно разбили об угол шкафа и пришлось выкинуть.
        Кто из них неудачно кинул куклу и чем она помешала – не интересовалась. Не спросила и о том, насколько серьёзной была поломка.

        Случилась непоправимая беда: Куклы нет и уже не будет.  Долгое время  страдала, корила  себя за то, что не спрятала, не сберегла. Кукла Света сидела на полке среди книг и случайно попасть под горячую руку не могла. 
       Она всегда улыбалась.  Мне  грустно, а она улыбкой подбадривала: ничего, всё пройдёт.
       Такой улыбки не встречала ни у одной куклы.   Пухлые    щёки отбрасывали тень на чуть приподнятые уголки губ  и улыбка принимала особое очарование.

        В свободное время  бродила  по магазинам, надеясь купить похожую.  В один из безуспешных походов встретила подругу. Вместе  выбрали  куклу для её племянницы.  Полуторагодовалая малышка неожиданно проявила интерес  к кукле, которой «сто лет в обед», быстро растерзала её и срочно потребовалась замена.

      Навстречу притопало взлохмаченное чудо, волочившее безжизненную  куклу. Бросив  лялю, малышка потянулась за новой.

      Подняла её,   Куклу не моего детства,   и обомлела. Синие глаза, прикрытые чёрными ресницами. От зрачка отходили тонкие лучики, и,  преломляясь на солнце, излучали бесподобный свет. Бледная от долгого заточения,  она не потемнела  на свету. 

      Сколько же лет, красавица, ты находилась в забвении? Кто в детстве играл с тобой, переодевал, кормил, называл дочкой?  Стала ли подружкой хозяйке,  когда она подросла  или   навсегда осталась для неё  дочкой? Секреты скольких  хозяек хранишь?

      Годы идут, дети подрастают, а кукла не взрослеет. Для каждой новой маленькой хозяйки она  по-прежнему  дочка.  Чуть подрастёт хозяйка и кукла становится  подружкой. Куклы  переходят из поколения в поколение. Девочка в детстве   играет с куклой, потом с этой куклой играет её  дочь, внучка.

       Предложила восстановить куклу, с ней ещё можно играть.

     – На даче разбирали старые вещи.  Не успели выкинуть, малышка ухватилась и не отпустила.  Забери дней через пять, вдруг вспомнит, слёз не оберёшься,  – промолвила мама очаровательного ребёнка.

      Через неделю зашла за своей  «дочкой».  Шла за одним «ребёнком», а получила двоих «детей».   Кукле Кате  тоже  отказали от дома и ей негде было жить. 

      С  куклами провозилась долго. Опыта подобной работы не было. Интернет молчал, умельцы не торопились делиться секретами. Общие фразы, общая,  неприемлемая для моих кукол,  технология.

       Первые попытки восстановить Ляле  причёску, не увенчались успехом. Длинные пряди из парика,  продетые   в отверстия  съёмной крышки, удачно смотрелись  на манекене, но  голова под весом густых локонов запрокидывалась назад. Короткая стрижка не помогла. Попробовала тонкие пряди, но они  недолго  продержались в широких  отверстиях  и  моя Ляля вновь оказалась лысой.  Решение пришло неожиданно: лента с прошитыми прядями, которую прикрепить не составит труда.
      Продавленные глаза при попытке  приклеить  играли со мной – то закрывались, но не открывались, то центр смещался под действием грузиков.
      
      С Лялей и Катей скитались по съёмным квартирам. Мои подружки лежали в коробке и, живя  в одном доме,  мы не часто встречались. Изредка доставала и обещала:  как только всё наладится,  выделю  полку, на которой они будут сидеть и созерцать мир.  Это «наладится» свершилось не скоро. К тому времени появилась Маша, а затем и вторая Катя – Катерина Великая.

      Лиза досталась в «наследство» от прежних жильцов. Пожилая пара выезжала  в другую страну   и тащить лишний скарб накладно. Плетёную корзину со старыми  игрушками выкинуть не решились и попросили меня распорядиться, как считаю нужным. Месяц-другой игрушками не интересовалась.  Обустраивалась в новой, уже своей квартире и времени не хватало.
       Наступило время и для корзины. Ахнула, когда раскрыла её. Среди  зайчиков, мишек, лисичек и прочих меховых, пластмассовых и резиновых зверюшек  лежала она, Лиза-подлиза,  брошенная хозяевами и от того несчастная. 

       Своих кукол лечила, колдовала над ними.  Сегодня врач, завтра косметолог, парикмахер, модельер, швея  – всё в одном лице!

      Её привела подруга, та самая, благодаря которой появились первые Куклы – Ляля и Катя. Немолодая женщина разложила на столе полотенце и расплакалась. Груда  осколков – всё,  что осталось   от того, что ещё недавно было Куклами.
Ивановские куклы из прессованных опилок, две сестрёнки-близняшки.  В музее они за стеклом, к ним нельзя прикоснуться. Вот они, здесь, рядом! Пережили не одно поколение и хранят секреты своих хозяев.  Их можно потрогать,  но нельзя расспросить о том, что видели, как жили, как к ним относились.

      Они лежали искорёженные,  словно по ним стучали молотком. Молчали, а в глазах застыла тоска.

      Женщина умоляла восстановить хотя бы одну Куклу,  сделать из двух кукол одну, а если не получится, то выбросить. Своими руками она не решится.

     Что произошло, не спрашивала.
Перед глазами промелькнула ссора родителей, последствием которой стала гибель моей Куклы  Светы.

     И я не смогла…

     Сначала, понимая  горе  хозяйки, не смогла сказать, что восстановлению куклы  не подлежат.
     Потом не смогла выбросить.
     И не смогла дать жизнь одной кукле за счёт уничтожения другой.

     Мать  любит своих детей – удачливых и неудачливых, здоровых и больных, счастливых и несчастных.  Но больше  жалеет неудачливого или больного дитя, стремится ему помочь, поддержать. Изуродованные  Куклы  женщине более дороги, чем те, которые у неё остались.

     Побитые головы, раздробленное  тело. Разбитые четыре ноги и четыре руки. И куча крупных и мелких осколков. Несколько дней не решалась приступить к работе. Казалось, сделать чудо не удастся.  И куклы мне помогли. Постепенно пришло осознание что делать. 

     Разложила наиболее крупные куски и стала примерять к ним мелкие.  Подбирала по сколам эмали.   Шаг за шагом пристраивала  обломки и, наконец,  стали вырисовываться очертания.
     Несколько недель  напряжённого  труда: варила столярный клей, пилила доски на опилки – крупные, средние, мелкие, собирала древесную пыль, соединяла и укрепляла полуразвалившиеся части, выстругивала и вставляла деревянные штырьки, смешивала клей с опилками и заполняла места, к которым не подобрала осколки,    шпатлевала, зашкуривала, подкрашивала.

     За Куклами они приехали вдвоём. Жена охала, а муж деловито поинтересовался:  «Сколько мы должны?». Побормотала    что-то вроде: «Да я за интерес работала».
     Женщина запеленала близняшек   в полотенце и  они ушли. Жена с детьми на руках и следом муж.
     Они ушли, а я осталась. Одна. С пустотой в душе и с деньгами на столе.

     В куклы до сих пор играю.  Игры  взрослые  и не похожи на те, в которые играют дети. 
     Я не рассаживаю их в ряд, не стараюсь научить читать-писать, не пою песенки, не рассказываю о своих делах и не делюсь секретами. Своим девчонкам делаю причёски, макияж, вяжу и шью одежду.  При надобности подлечиваю.
     Развлекает всех современная Кукла –   болтушка Настенька.  Купила на  подарок, да не смогла с ней    расстаться, так и осталась в моём доме. Настенька рассказывает сказки, поддерживает беседу, возмущается, если перевернуть её вниз головой.
     Мои куклы на выставках игрушек прошлого века привлекают внимание. Их с интересом рассматривают и  взрослые, и дети.
 
     Я  занята, пусть весь мир подождёт – я играю в Куклы!

     Говорят, Куклы сами выбирают хозяев. Находят друг друга разными путями: складывается определённая цепочка событий, возникают  невероятные    случайности. 

     Встретятся – и если всё сойдётся, Куклы легко соглашаются сменить дом. 

     Мои Куклы сами пришли ко мне. Так получилось.

     Друзей невозможно купить. Кукол  не покупают и не продают,  за них отдают  хозяину выкуп. Куклу покупают только в магазине, когда она ничья, обезличена и ещё никому не была подружкой.
     Я найду и  выкуплю её, свою Куклу, а хозяин  отдаст  в надёжные руки.

     По-прежнему ищу…

     Ищу Куклу моего детства. И я найду её, обязательно найду!  При встрече скажу: «Долго тебя искала. Ты так похожа на мою подружку детства, которой я доверяла свои тайны, с которой делилась горестями и радостями. Если не против, давай дружить и жить вместе!».

     Я найду тебя! Обязательно встретимся. А ты выбери меня, Кукла моего детства! Дай возможность на несколько минут перенестись в прошлое – доброе и безоблачное!



Фото автора.
На снимке: мои девчонки.
Верхний ряд слева направо:
Ляля, Катя, Маша, Света.
Нижний ряд:
Катерина Великая, Лиза, «ходячая» Даша, современная болтушка Настенька.
 

Посвящается подруге Галке


Рецензии
Здравствуйте, Катерина. Ну как пройти мимо столь философского трактата и... всегда уважал людей умеющих что-то руками. Замечательный рассказ.
Искренне ваш, Банев.
Вспомнилась песня, Кукла, стихи будут к месту:

Я под стеклом, я на витрине
Смотрю в окно в дождливый час.
И день, и ночь от той картины
Не отвожу стеклянных глаз.
Все проходят мимо, а одна девчушка
Говорит: "Какая грустная игрушка!"

Припев:
Папа, подари, папа, подари,
Папа, подари мне куклу!
Папа, подари, папа, подари,
Папа, подари мне куклу!

Всю ночь снаружи дождик капал,
Играли ветры на трубе...
И снилось мне, что дочка с папой
Решили взять меня к себе.
А наутро было чудо - так и вышло,
Вновь приходят папа с дочкою-малышкой.

Припев.

А значит, я счастливой буду...
Меня возьмут, сбылись мечты!
Как хорошо, когда кому-то
На этом свете нужен ты!
И смеется за окном девчонка звонко,
Есть теперь простая радость у ребенка:

Припев:
Папа подарил, папа подарил,
Папа подари мне куклу!
Папа подарил, папа подарил,
Папа подарил мне куклу!

Зюлёв Леонтий Михайлович   07.04.2021 12:10     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор Георгиевич!
Признательна за тёплые слова.
Пожалуй, это единственный мой рассказ, в который вложена часть души.
О Куклах знаю всё и в то же время – ничего!
Возрождение к жизни ивановских Кукол – моя самая сложная работа.
За песню спасибо, не знала ранее.
Вам добра и удачи!
С уважением

Катерина Крупка   07.04.2021 13:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.