НЕлояльная статья

В этой статье я хочу поговорить о христианстве. Несмотря на растущую дискредитацию православия со всех сторон, становится все труднее сохранить лояльность, но может быть у меня получится в итоге остаться по середине, потому что я буду критиковать и защищать одновременно.

"Мне нравится ваш Христос, но мне не нравятся ваши христиане. Они так не похожи на вашего Христа" -  цитата , Махатма Ганди которая очень четко описывает нынешнее положение дел.  Христиане, в том числе и правящая верхушка стоящая у руля, сами виноваты в том, что их воспринимают более негативно, чем, может быть им хотелось. Последнее время, очень часто слышу о проблеме христиан, чувства которых были оскорблены. И я хочу очень грубо сказать, что все, кто так заявлят - не христиане, это чмошники. Потому что чувства истинного христианина невозможно задеть. В его душе смирение и порядок, а чистое сердце наполненное благодатью, не даст ему поддаться даже на тяжелые провокации. В этом весь комментарий на эти ситуации, которые почему-то происходят. Поэтому я и хочу поговорить немного о настоящих христианах, которых очень мало, но они есть и у них есть чему поучиться.

В христианстве есть много моментов, которые я называю "фейсконтроль", это те моменты, которые часто фокусируют на себе внимание и не позволяют "пройти" дальше, увидеть что-то большее, потому что они тут же разворачивают тебя и ты возвращаешься домой и больше этот клуб, как место для проведения досуга,не подлежит твоему рассмотрению. Яхты, машины и украшения патриарха и прочих служителей церкви, собирают на себя критику общественности, учение об аскетизме и нематериальной духовности не показывается на собственном примере у лидеров РПЦ, скажете вы и будете правы. Я на вашей стороне, конечно это всё трудно не заметить и это вызывает сомнения в доверии к сословию в целом, но это никак не сказывается на самом христианском учении. Когда я иду в церковь, я иду не к Кириллу, а к Иисусу, и мне даже не нужно давать оценку его имиджу и поступкам - не мне судить его, я просто фокусирую свое внимание на другом - на себе. Именно этот первый фейсконтроль, нужно пройти не только христианину, а любому человеку. Критики о яхтах которые могли бы стать больницами или ресурсами для детских домов, продиктованы скрытым эгоцентризмом и чувством "контроля" в целом, людям кажется, что они лучше знают куда нужно использовать средства и кому нужно помогать, что строить и в этом виновата не только церковь, так же государство, футболисты, звезды, депутаты, которые непонятно за что получают свои деньги. Очень тяжело просто отбросить это всё в сторону и жить в своем собственном мире, далеком от всей этой коррупции и роскоши, концентрируясь на самом себе. Нет более великой цели, чем помогать людям. Больницу, конечно я не построю, но для детей я соберу одежду и пойду схожу к соседям, пусть они тоже соберут, вместе мы поможем детям, чем сможем и нам не нужно, чтобы абсолютно все последовали нашему примеру.

Я часто слышу вопрос о золотых куполах и внутренней отделке храма, одеяниях служителей церкви. На самом деле, я никогда не думал об этом, до тех пор, пока впервые не услышал упоминание об этом. Но тогда я подумал, есть ли этому какое-то объяснение? Ведь действительно, церковь могла бы быть более скромной. Тогда я пришел к мысли о том, что храм должен быть комфортным для посетителей, он должен иметь соответствующий вид, создающий атмосферу чего-то прекрасного, внеземного, что смогло бы вдохновлять и поход в церковь, становился бы радостным событием, потому что там так красиво и ярко. Ведь не только золотая обшивка на стенах и иконах создает эту атмосферу необычного места. Более весомый вклад вносит в атмосферу - хор. В самой истории принятии христианства, помощники Олега рассказывали ему, как услышали как поет хор и это показалось им чем-то внеземным. А теперь представьте, что люди бы собирались в гараже или любом другом, обычном рядовом помещении, которые мы посещаем каждый день. Чем бы тогда церковь отличалась от них? Так что эта роскошь в храме - она принадлежит любому человеку, вошедшему в него и сделана для него. Эта мысль пришла ко мне минуты за три, после того, как я задал этот вопрос себе. Я не верю, что кто-то так же не может додуматься до этого, может просто он не пробовал?

Церковь отнимает наши деньги. Это лишь отчасти так. Я часто видел бабушек с коробками, которые ходят во время службы и толкают прихожан, обращая на себя внимание и намекая, что надо бы пожертвовать НА развитие Храма. Это может понравится не всем. Но так происходит не везде. Тем не менее наличие этих мытарских бабушек отталкивает меня самого. Сама церковь превратилась в хаос и прогнила изнутри, поэтому при ее посещении нужно быть готовым к этому, что ваш поход не будет сопровождаться только положительными эмоциями. Нужно быть готовым, что вас там толкнут и наступят вам на ногу и скажут вам - Разуй глаза, смотри куда идешь. У кого-то еще зазвонит телефон, а кому-то зимой вдруг станет душно и он полезет открывать окно. А еще на любой церковный праздник за 2 часа до службы, бабушки со стульчиками набьют весь Храм, а вы будете стоять у входа. Зато на следующий день, в Храме будет 20 человек, а вчера было 500. Это еще ладно, скажете вы, но почему я должен платить за свечки и записки которые я подаю? На самом деле тут комментировать и нечего. Надеюсь среди людей, которые задают этот вопрос нет тех, которые не платят за бюрократические справки, медкомиссии, талоны и людей которые высылают пожертвования видеоблогерам на развитие канала, ведь они больше заслуживают пожертвований, чем люди, которые читают молитвы за вас и вашу семью. Церковь сама знает, что навязанный сбор пожертвований это грех, и не раз вводила практику добровольных пожертвований по желанию, раздавая продукцию бесплатно, ни к чему хорошему это не приводило. Мы так и хотим чтобы кто-то что раздавал, чтобы кто-то что-то строил, чтобы кто-то обязательно помогал, только не мы сами. На самом деле, первый раз, когда я пришел в церковь, мне много чего дали бесплатно, это был и Новый Завет и свечки и иконы. Молодежная группа которая была там, напоила меня чаем и рассказала, что сегодня они идут в детский дом помогать переносить оборудование, а на следующей неделе, они там будут выступать для детей.  И я вдруг понял в тот момент, что я не такой как они. Они были какие-то очень добрые, до ужаса, я никогда не видел таких добрых людей. Я был точно не таким, как они, и мне показалось, что я бы и не хотел становиться таким же. Да и вообще мне стало как-то стыдно, что я сюда пришел, мне быстро захотелось уйти оттуда, обратно, в свое окружение, чтобы не видеть таких подозрительно сияющих людей.

Если вы не хотите платить за свечки - не покупайте их. Потому что они не нужны. Люди приписывают им символизм, который они не несут в себе. Так же как если вы не покрасите яйца на Пасху и не поедите кулич. Поэтому что это всё внешнее. Гораздо страшнее будет покрасить яйца, просто потому что все красят яйца. Мы говорим фразу Христос Воскрес, только потому что ее нужно говорить, а не потому что Христос Воскрес и мы помним об этом или потому что нам кто-то сказал эту фразу и ради приличия нужно ответить Воистину Воскрес. Поэтому покупать красители для яиц не обязательно, главное мысленно вспомнить события которые происходили и осознать последствия, посмотреть на себя со стороны и на свое духовное состояние. То же самое и с Новым Годом, у Христиан нет такого праздника, Новый Год у них 7 января. Для них никакой значимости в 31 декабря нет. Это тот праздник, который впитал в себя японский календарь искусственные игрушки и елки, которые опять же, несут в себе пустой символизм, и ничего духовного в них нет. Как и то что у нас дома висит сувенир славянского домового, на полке стоит китайская жаба, которая приносит деньги, будда, которому нужно тереть живот и писающий мальчик. Добавим к этому еще славянские приметы, когда человек с крестом на шее за рулем не может проехать по дороге, потому что дорогу перешла черная кошка или человек который становится злым, когда ест с ножа.  Крестик на шее тоже необязательный атрибут, он нужен для того, чтобы когда вы грызете его зубами и вдруг языком чувствуете что там чья-то голова - это голова Иисуса, которого распяли, для того, чтобы вы обрели спасение.

Есть пара простых правил для женщин, чтобы войти в Храм. Один раз я слышал историю женщины, которая была возмущена, что ее не пустили в Храм в ее местном городе. А в Санкт-Петербурге в Храм Божией Матери она попала без проблем. В местном Храме есть полка с накидками-платками, которые можно взять, если что, но конечно же, она не взяла его, потому что мало ли кто их носил до этого. В Храм она так и не попала, но это событие, видимо ее очень сильно разочаровало и она естественно, рассказывает об этом всем постоянно. Для меня это выглядит очень забавным. Разве эта ситуация стоит потраченных нервов? Даже если тебя не пустили, подготовься в следующий раз нормально, купи собственный платок и проблема разрешится. Что же касается меня, то если бы меня попросили надеть маску водолаза, чтобы пройти в Храм, я бы одел, потому что я пришел к Создателю и мало что сможет остановить меня. А эта женщина не прошла очередной фейсконтроль, который называется гордыня, ведь она пришла, а ее не пустили, как они посмели. В самом Храме есть еще один фейсконтроль, тест на гордость - поклоны, ведь это не просто так. Человеку без комплексов и стереотипов, что называется не влом и поклониться (что опять же - по желанию), а вот есть люди, которые не перед кем не готовы склонить колени - они открыто про это так и говорят. Поэтому это опять же - не проблема христианства, в обычной жизни таких гордецов хватает, когда сделать первый шаг, простить, проявить милосердие - воспринимается как слабость, а то что является слабостью на самом деле - считается силой. В этом такой мировой парадокс. Христианство не имеет к этому никакого отношения, но оно указывает нам на это противоречие и показывает что есть что, на самом деле. Кстати православные Храмы одни из единственных, где нет скамеек потому что  стоя человек выдерживает телесную жертву и его внимание более сосредоточено на происходящем. Стоит на мгновение присесть и мы сами не заметим как достанем из кармана мобилу или через пару минут нас начнет клонить в сон.

-Этот батюшка плохой, он жену бьет, у него нельзя исповедоваться - говорит мне одна женщина христианка. Класс. Скажите еще раз, как его зовут? Я хочу попасть к нему. Я тоже в своей жизни пару раз поднимал руку на женщину и именно у этого батюшки мне и стоит исповедоваться, разве я заслужил кого-то лучше? А вы? С чего вы взяли, что вы заслуживаете кого-то лучше? Вы только что осудили человека, вы точно христианка? Мне абсолютно неважно что он за человек, мне главное чтобы я пришел к нему, и в конце моей исповеди, он накрыл бы меня рукавом и сказал - Господи, прости ему все согрешения. И больше мне ничего от него не нужно. Знаете ли вы, что в семинарию поступают обычные люди. такие же как и мы с вами, некоторые из них не скрывают, что хотят зарабатывать деньги. Разве мы можем осудить их за это? А самое главное зачем это вам? Вы хотите исповедоваться у ангелов? Кажется вы не совсем в теме, что у нас тут происходит на земле. Смогли бы вы сами посвятить свою жизнь служению церкви? И пусть они пообещали и не смогли, сбились с пути, устали - они тоже люди, мы не имеем права их судить. Но тем не менее, если вам не нравится батюшка и вы не можете смириться с его греховностью - вы можете выбрать другого, нет проблем. А меня устраивает этот, который бьет жену.

Другой фейсконтроль в христианстве - это само учение. Многие из христиан даже не знают во что верят. Многие даже не знают что Библия, это не одна книга, а собрание состоящие из около 66 книг. Часть этих книг, уникальна хотя бы тем, что разные люди, которые читают их, концентрируют свое внимание на разных вещах. Кто-то вынесет что-то духовное, поучительное для себя, кто-то как Познер, придет на передачу и расскажет о жестокости царя Ирода и что это не дает ему покоя. Кому-то не дает покоя абстрактность и утрированность повествования, поэтому он ставит всё учение под сомнение в целом. Кто-то просто еще духовно не вырос или наоборот слишком молод и горяч чтобы начать серьезно воспринимать такие вещи. Кто-то, как я, который читал Новый Завет 4 раза, и только с пятого раза вдруг нашел смысл и вдохновение в строках, и задавал себе вопрос, куда он смотрел предыдущие 4 раза. И так далее - у каждого свое видение и мнение о прочитанном. Говорят, что Новый Завет был написан для любого человека, чтобы и дурак и умный смогли его понять. К сожалению, я считаю что в наше время, чтобы понять суть христианского учения, всё таки нужен интеллект. Протоиреи и батюшки, которые вроде бы обязаны толковать и направлять людей, отвечать на вопросы - не особо хорошо справляются с этой ролью, по крайней мере, не все. Я люблю время от времени посмотреть лекции теологических семинарий, мне нравится их метод повествования, он очень удобный и показывает мне что и в христианстве есть место научному подходу. Но почему-то за пределами семинарии, вся научность объяснения людям что такое христианство пропадает. Мне недавно попала в руки книжка которая называется "Смысл Жизни" - христианская литература которая вроде бы призвана популяризировать учение. Но она была написана очень ужасно, сразу начиналась с первой страницы упоминание о том, что Бог любит тебя и желает тебе только добра, в таком ключе. Даже мне, казалось бы верующему человеку, который в теме и понимает что автор несет благие намерения, было тошно читать, а представьте, если это читает человек далекий от веры - его это оттолкнет. Тираж 20 тысяч копий - что вы пишите и для кого? Нельзя так рассказывать людям о христианстве. Нужно начинать с научных и философских вопросов, таких как - В чем смысл жизни, кто такой человек и так далее, но никак не с этого.

Празднословие. Мы люди любим подискутировать. Но мы забываем, что разговоры перестали иметь какую-то ценность. Как и эта статья, которая не несет в себе ничего в конечном итоге. Мне очень нравится 13 глава от Матфея, которая описывает всю мою жизнь и жизнь других людей. Эти дискуссии, как и пороки человечества были ранее 2000 лет назад, мы всего лишь повторяем это снова. Поэтому все эти передачи, где мы говорим о морали и нравственности, разговоры атеистов и верующих в передаче "Не верю" на канале СПАС - они ничего не меняют и мы просто тратим на это свое время. Каждый останется при  своем мнении. Но мы всё равно продолжаем говорить. Мы превратили слово "Господи" как присказку, мы сопровождаем его в связке с матом, мы перестали контролировать свою речь. Мы одиноки, нам хочется постоянно поговорить, мы не можем молчать. И мы всё спорим, снова и снова. Так протекает наша жизнь. Нам важно чужое мнение и мы думаем что всем важно наше собственное.

"Я не верю в Бога, но мне Его не хватает" - Джулиан Барнс.

Статья уже давно утратила нить, но я хочу посвятить последний абзац знакомому Дъякону, написать пару строк о том как он живет. Он получает 25 тысяч рублей, у него двое детей, жена пока сидит дома, поэтому муж единственный добытчик, он не скрывает, что они считают каждую копейку. Машина у него Тойота Королла 85 года, телефон обычный дешевый на Андроид. Он как-то рассказывал мне что прихожане отдали ему шкаф, он был очень рад. Не смотря на то, что у него семья, он всегда находил время, чтобы прийти ко мне домой поговорить. И не только ко мне, кто нуждался в духовной беседе, он всегда приходил и приходит, жертвуя свое личное время и ничего не прося за это взамен. Он за свои деньги купил мне Новый Завет, когда я уезжал, он подарил мне еще несколько икон. Недавно у него в голове нашли опухоль. Ее вырезали, он остался жив и продолжает служить в Храме. Я очень рад, что знаю его. Сама его личность, его образ вдохновляет меня. Просто захотелось рассказать о нем. Просто так.

Делая какой-то общий вывод и указывая посыл, наверное мне ничего не остается как пожелать бороться со своими пороками, гордостью, завистью, эгоцентризмом, осуждением и так далее. И просто быть счастливыми и не терять веру, не важно в христианство или во что-то другое. Главное чтобы она помогала вам становиться лучше и позволяла духовно развиваться. Задавайте правильные вопросы и находите на них правильные ответы. (Эта статья не является религиозной пропагандой).


Рецензии