О разгадке тайн иудейского летосчисления - 2

В.Т.Поляковский
wlad@df.ru
О разгадке тайн иудейского летосчисления .
Вторая версия статьи
С выражением благодарности Е.В.Сахарову

ПРИМЕЧАНИЕ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЭТОЙ СТАТЬИ НА ЭТОМ РЕСУРСЕ. Ввиду ограниченности возможностей ресурса по размещению рисунков наилучшим образом иллюстрированную версию статьи лучше всего смотреть на других ресурсах, в частности, на .

Условные обозначения:
AUC – ab urbe condita (от основания города)
ВО– вероятный оригинал (вероятные оригиналы)
КЭ – католическая энциклопедия
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории)

Небольшое вступление
Итак, очередная версия статьи, появляющаяся из-под пера в 2020 году. Автору в свете ее тематики, хочется повести себя как можно более эксцентрично: сперва попытаться изложить материал и некоторые методические моменты, причем в несколько более роскошном виде, чем в предыдущей версии (увы, тематика весьма обширна), а затем вернуться к самой постановке вопроса и историческому экскурсу тайн его разгадки. Тем самым, по сравнению с предыдущей версией, второй и первый раздел статьи просто поменяются местами.
Только лишь с одной оговоркой: в свете того что двумя атрибутами традиционного еврейского календаря являются лунно-солнечный год и эра летосчисления, начинающаяся от -3760 г., первому вопросу ввиду весьма банальности ответа на него внимания уделено будет немного, и главное внимание будет уделено преимущественно второму вопросу.
Итак, первый раздел статьи. Тот самый, который в предыдущей ее версии был вторым.

1. Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры
Особенность ситуации с изложением материала статьи такова, что все ее содержание теоретически возможно поместить на один рисунок. Правда, не очень маленький (рис. 1). И оставшаяся часть статьи будет лишь его иллюстрировать. Номера пунктов в изложении материала будут взяты оттуда.
 
 
Рис. 1. Глобальная диалектическая схема получения даты начала иудейской эры

В левой части рисунка – три блока из различных областей знаний.
Блок №1. Математика. Отдельные закономерности становления систем счисления.
Речь идет об обыкновенных натуральных числах и о процессе  становления различных систем счисления, завершившегося в итоге победой и всеобщим признанием позиционной системы по основанию 10.
Мозг человека должен был вместить определенное количество знаков, не очень большое. Для любого натурального счета вполне естественно выглядела идея соотнесению некоего количества камешков, палочек, вишневых косточек, с неким графическим знаком. Эта идея оказалась сильно востребованной в момент изживания натурального хозяйства и появлением отношений типа «должник-кредитор», когда долг уже нужно было зафиксировать в количественном виде. Систему записи чисел должны были одинаково хорошо понимать как должник, так и кредитор, поэтому она должна была быть несложной для восприятия. Эта несложность восприятия могла быть обеспечена минимизацией количества знаков, используемых в этой системе записи чисел. Можно, к примеру, вспомнить традиционную систему римских чисел, где используется лишь семь графических знаков: I, V, X, L, C, D, M, причем четыре из них представляют собой степени числа 10
 I =1, X = 10, C = 100, M = 1000,
а три из них – те же степени числа 10, умноженные на 5
V = 5, L = 50, D = 500.
Достоинством этой системы были простота и натуральность, а недостатком  ; неудобство проведения в ней арифметических операций.
Весь процесс возникновения разрядов неплохо описан во всех школьных учебниках по математике для 3-5 классов, с одним небольшим дополнением. При натуральном объяснении смысла второго и третьего разряда очень неплохо могла работать (и часто реально работала) геометрическая аналогия.
Это выражалось в том, что однозначные числа неплохо интерпретировались как линейка, к примеру, как ракушки или камешки, выложенные в один ряд, или одну прямую – воплощение одномерного пространства. Идеальный для этого аналог – это кусочки фруктовой мякоти или косточек, нанизанные на ветку. Подобно тому, как позднее в бухгалтерских счетах костяшки нанизывались на железный прут.
Когда количество нанизанных предметов достигало числа основания системы счисления, то было необходимо это зафиксировать в числе второго разряда, т.е. в десятке. Совершенно естественным образом выходило, что первый прутик, или веточки можно положить рядом и не трогать, а заполнять уже второй, третий прутики и т.д. Тогда получались двузначные числа и их естественный геометрический аналог – плоскость, двумерное пространство.
Когда же, в свою очередь, количество прутиков, символизирующих десятки, с нанизанными на них костяшками, символизирующими единицы, достигало числа, лежащее в основании системы счисления, то эти прутики можно уже было класть внутрь некой рамы и объявлять, что число 100 уже достигнуто, и поверх первой рамы класть некую вторую раму. И все новые прутики с костяшками или кусочками фруктов уже класть туда, во вторую раму. А это, в свою очередь, уже означало, что в ход вступали трехзначные числа и их естественный геометрический аналог – объем, трехмерное пространство.

А вот когда число, лежащее в основании системы счисления, достигало количество этих рамок, то можно было бы переходить к четвертому разряду. Но: этот переход уже произошел бы ВНЕ естественной для органов чувств человека геометрической интерпретации, так как человеческие органы чувств могут воспринимать лишь стабильное трехмерное пространство и еще одно измерение, никак не связанное со стабильностью: время.
Вывод одно-, двух- и трех- значные числа имеют такой естественный геометрический аналог, как одно-, двух- и трех- мерные пространства, а вот четырех- значные числа – НЕТ !
А отсюда следует, что у человека давнего, отнюдь не человека нынешних дней, в рамках его менталитета на момент становления арифметики, при переходе от трех- до четырех- значных чисел должно исчезнуть ощущение натуральной, естественной геометрической интерпретации этих четырех- значных чисел. При этом у него при мифопоэтическом взгляде на мир, должно было в обязательном порядке присутствовать ощущение перехода из мира легко представимого в мир нелегко представимый, сказочный, нереальный.
При этом рубежом между миром ренальным и миром не вполне реальным должно быть самое маленькое четырехзначное число, открывающее мир натуральных чисел четвертого и более высоких разрядов. Число 1000 (тысяча). А все плоды фантазии человека, связанные с этим числом и тем миром, которое оно открывало, обрели название милленниализма, или миллениумизма. Или, что то же самое в рамках греческой традиции – хилиазм. Как оно формально определено в справочной литературе – верование, связанное с наступлением по истечении тысячи лет рая на земле, Золотого века и вечного правления Иисуса Христа.
Собственно, то, что и отражено в блоке №7. Более подробно, с обилием цитат из Библии – в вышеуказанной научно-популярной версии диссертации автора этих строк под названием «Как возникла глобальная хронология» ([1]).
А верхнюю часть рис. 1 хочется воспроизвести еще раз:
 
Рис. 1. Верхняя часть. Арифметическая часть работы. От отдельных закономерностей в развитии арифметики до возникновения миллениумизма
На этом сугубо математическую часть работы, связанную с арифметикой, можно считать завершенной. И здесь справедливости ради нужно отметить, что, к счастью, не она является для написания этой работы ключевой. Равно как и экономико-хронологическая ее часть, отраженная в блоке №2 этого рисунка. К рассмотрению последней мы сейчас перейдем.
То, что запечатлено в этом блоке, отражено в третьей главе книги автора статьи «Как возникла глобальная хронология» ([1]). Сама глава носит название «Наиболее вероятная общая схема становления глобальной хронологии с точки зрения диалектики и социологии». В главе четко представлены понятия локальной и глобальной хронологии и показаны четкие различия между ними.
 *  ;  кстати, это то, на что не хватило традиционную историческую науку ; ее хватило лишь на временн;е разделение различных способов деления времени: хронологию относительную и абсолютную. Если верить, по крайней мере, книге И.А.Климишина «Календарь и хронология» ([2]).

Эти отличия проявляются, помимо прочего, в том, что в локальных хронологических системах счет всегда ведется с нуля, а вот глобальные устроены таким образом, что там вследствие их конвенционности на первый план выходят два фактора: сохранности информации и точной идентификации даты. По этим причинам в системах глобальной хронологии счет должен вестись не с нуля. Более того – по той причине, что в локальных хронологических системах сам счет лет уже достигал, а порой превышал число 100 и тем самым уже описывался трехзначными числами, единственным путем решения вопроса достижения конвенции, т.е. соглашения о начальном годе летосчисления была его запись в виде четырехзначного числа. Более подробно об особенностях этого процесса – в вышеупомянутой книге. Именно это символизирует блок №5 на рис.1.
То же самое, только более подробно. У нас есть несколько, т.е. две или более общин, эмитентов прибавочного продукта, которые между собой фиксируют взаимоотношения, пользуясь взаимопонятной и взаимопризнанной системой локальной хронологии А. Они занимают некую географическую область. При этом может существовать также другая область, где такие же взаимоотношения фиксируются в системе локальной хронологии В. Эти области могут быть как сопредельными, так и изолированными друг от друга (рис. 2).

 
Рис. 2. Две сопредельных географических области, занимаемые двумя общинами
* - один тонкий момент. Все процессы рассматривается ДО возникновения частной собственности,  ДО начала социального расслоения, т.е., в тот момент, когда все продукты, производимые социумом, реально были в распоряжении его руководства. По этой причине изначальное возникновение межобщинных отношений типа должник-кредитор несколько более приоритетно, чем возникновение подобных отношений внутри общины.

Когда начинается между ними сближение и торговые отношения, то возникает необходимость введения единой хронологической системы.
Здесь возникает масса интересных аспектов, один из которых связан с информационной безопасностью и… с одним известным памятником иудаизма. Дело в том, что на первых этапах развития человечества писчих материалов могло не быть вообще, а долговые отношения как-то фиксировать было нужно. Решением вопроса могла служить некая несгораемая и неразрушаемая твердая поверхность: камень или стена. На этом камне или стене фиксировались кредитно-долговые отношения. И иногда бывало так, что должнику свой долг было гасить буквально нечем. И ему ничего не оставалось, кроме как приходить под эту стену и плакать перед кредиторами. Видимо, так и возник известный памятник Иерусалима ; стена плача.
На эту стену с записью кредитно-долговых отношений можно посмотреть с другой точки зрения: как раз с точки зрения информационной безопасности. Если смысл ее записей станет известным некой третьей стороне, то, говоря в общем случае, это было бы небезопасно. Были еще соображения престижности, ибо со стороны многих членов одной принятие системы счета лет другой общины могло выглядеть унизительно.
И по этой причине наиболее вероятным исходом их переговоров было бы выработка конвенции о третьей хронологической системе, взаимоприемлемой для обеих сторон. Со считаемым временным промежутком при этом особых сложностей не возникает, астрономия и умеренный климат подсказывают солнечный год, зато возникает ряд интересных аспектов, связанных с достижением соглашения о начальной точке счета времени, то есть хронологического нуля.
В качестве этого хронологического нуля, разумеется, здесь может выступить и на первых порах выступает математический ноль. В этом случае автоматически возникает ситуация, когда по хронологической системе первой общины, или, что то же самое, на календаре первой общины, имеет место год NA, на календаре второй NВ, а в их общей системе имеет место некий год, который можно обозначить как Nобщ. При этом имеют место закономерные неравенства:
Nобщ<NA,
Nобщ<NB
так как их общая хронологическая система введена существенно позже систем каждой из общин. По той причине, что эти номера лет в этой эре Nобщ невелики и выглядят скромно, то можно ввести такое ее рабочее название, как новая конвенционная хронологически скромная эра. Примерно так, как изображено на рис. 3:
 
Рис. 3. Соотношение между номерами лет в двух изначальных эрах областей А и В и в новой конвенционной хронологически скромной эре.

Один из недостатков это скромной эры: число Nобщ , меньшее по величине по сравнению с б;льшими NA и NВ воспринимается несколько менее пафосно и менее авторитетно. Тем самым начинает витать идея: исправить данное положение путем введения новой системы, или новой эры летосчисления, опирающейся на несколько большее число, т.е. хронологически менее скромной. Когда в определенный момент осознание необходимости введения такой эры достаточно окрепнет, подбирается новый номер, новое число Nобщ_2, описывающее текущий год таким образом, чтобы он был больше тех номеров лет, которые на тот момент имеют место в хронологических системах областей А и В. Если связать обозначения этого момента в этих системах с буквой С (от латинского «conscientia»  ;  «осознание», закрепившегося во многих языках мира), которую хочется написать в обозначениях лет после нижнего подчеркивания, при этом наступление этого момента в хронологических системах А и В можно описать числами лет Nа_с и Nb_с, и можно написать естественные неравенства:
Nобщ2>>Nа_с,
Nобщ2>>Nb_с .
Такое число могло бы математически быть получено путем введения в некоторый момент времени большого, но: символического числа Nсимв, которое было бы добавлено к числу Nобщ_с , обозначающего номер тогдашнего года в изначальной, скромно выглядящей общей эре, в результате чего появилась бы эта самая столь желанная новая эра летосчисления, берущая свое начало задолго до начала хронологических систем областей А и В. Или, если кратко
Nобщ_2 = Nсимв+ Nобщ_с
При этом, можем ли мы об этом достаточно большом символическом числе Nсимв сказать что-то еще? Оно, будучи числом именно символическим, если по-другому, никак не связанным с естественным счетом лет, в обязательном порядке должно было быть больше или равным того числа, с которым в рамках математического менталитета тех лет был связан вход в мир сказочный, мифический. На роль последнего числа идеальным претендентом было число 1000, о природе символических свойств которого шла речь чуть выше. Иными словами, должно выполняться неравенство:
Nсимв > 1000

А в нашей новой глобальной эре летосчисления, на сей не очень скромной, скорее даже достойной слова «роскошная», судя по заведомо большим номерам лет, естественный, привычный счет лет получается, начиная с номера Nобщ_2 . Этот номер, как ясно следует из вышеизложенного, весьма отличен от нуля. При этом сам хронологический ноль этой новой эры весьма пикантен, ибо о достоверных событиях во время, которое им описывается, говорить нельзя. И приходится прибегать к помощи мифологии и мифопоэтики ! (рис. 4) 
Рис. 4. Соотношение между номерами лет в двух изначальных эрах областей А и В и в новых конвенционных эрах: скромной, связанной с числом Nобщ_с (правая часть рисунка), и роскошной, мифологизированной, связанной с числами Nобщ_2 и Nсимв (левая его часть)

Что принципиально, разность между новой роскошной и новой скромной эрой для каждого года составляет ровно Nсимв. Тем самым у нас появился хороший повод перерисовать еще раз блок 2 и 5 из рис 1, ибо все, изображенное на рис. 4, является более подробным его разовротом.

 
Рис 1. Блоки №2 и № 5. Связь хронологии и экономики

Если мифологии и/или мифопоэтики уделить более пристальное внимание, то, с их точки зрения около начала, около нулевого года этой новой эры летосчисления должны происходить некие красивые сказочные мифические события. Вполне вероятно при этом отнесение туда ряда популярных божеств и канонизированных ипостасей. Для христианства это Иисус Христос, которому приписываются ряд событий, зафиксированных в Евангелие.
Если вновь вернуться к изображенному на рис. 3, т.е. ко всей диалектике становления глобальной хронологии, как в целом для удобства можно было бы назвать приведенные рассуждения, то можно попытаться смоделировать, с какими еще процессами мог бы быть сопряжен процесс становления глобальной хронологии на основании локальной. В частности, составить представление, когда он в обязательном порядке должен был бы уже промерен и введен в широкое пользование. Ярким свидетельством этого было бы составление пасхальных таблиц и празднование пасхи.
Как представляется автору этих строк, любой без исключения факт торгового обмена между разными областями или других форм экономических отношений невозможен без четкой календарной разметки солнечного года. И если в рамках одной области, находящейся под властью единого правителя (или единого правительства) вполне возможна оговорка сроков возврата в весьма растяжимой форме типа «до следующего урожая», «до следующей весны», то для внешних экономических отношений такое было бы неприемлемо.
Именно поэтому факт первых экономических отношений между областями с разными правителями и/или правительствами должен был бы быть сопряжен с завершением или доведением до определенного требуемого уровня всего объема знаний по календарной астрономии. Именно поэтому, говоря на языке рис. 3, этот процесс доведения знаний по календарной астрономии до ума должен был начаться в момент старта первой общей хронологической системы, а завершиться по истечении времени, необходимого для проведения этих измерений.
Иными словами, мы подходим к вопросу временных затрат и момента измерения цикла синхронизации движения Солнца и Луны, т.е. метонова цикла. Согласно ТИ, он был измерен греком Метоном в -432 г., но еще до него история донесла сведения о древневавилонских астрономах.
Что касается временных затрат, т.е. времени измерения самого цикла, то автору этих строк из соображений экспериментальной физики наиболее вероятным представляется срок в два метоновых цикла: основной и проверочный. Т.е. временной период в 2*19 = 38 лет. Далее мы это будем называть равенством двойного метонова цикла.
А что касается момента измерения, то очень интересную информацию нам может дать метод предположения успешного финального результата, т.е. допущения, что необходимый процесс уже завершен. В этом нам поможет более детальное рассмотрение следующих оставшихся четырех блоков из рис. 1: третьего, шестого, восьмого и девятого.

 
Рис.1. Блоки № 3, 6, 8 и 9. Связь измерения метонова цикла и становления отдельных эр летосчисления.

После самого открытия цикла сам факт его открытия очень легко всеми желающими может быть проверен, и он проверяется, причем, как было указано выше, во втором, проверочном цикле. Проверка показывает положительные результаты, факт вызывает всеобщее одобрение и в определенный момент осознание этого факта способствует появлению ощущения всеобщей радости. А дальнейший ход статьи по содержанию примерно совпадает с содержанием работы «О становлении хронологии для детей» ([3])
Это ощущение всеобщей радости дополняется тем, что принимается решение привязать ряд календарно-хронологических понятий к тем цифрам, которые фигурируют в записи чисел, связанных с этих циклом. Хочется напомнить: в одинарном 19-летнем цикле 19 солнечных лет, 235 синодических лунных месяцев, 6939 дней.
  Можно представить себе семью, в которой ребенок едва научился говорить. Ему рассказали о том, как читаются те или иные буквы, показали кучу кубиков и теперь он предпринимает попытку сложить из них свои первые в жизни слова. К примеру, он находит кубики с буквами «К», «О» и «Т», и пытается собрать из них слово «КОТ». Он некоторое время роется в куче с разными кубиками, находит кубики с нужными буквами, долго их вертит в руках, разбрасывает, время от времени издает различные звуки и выражает различные эмоции, затем их двигает по полу или коврику, где ему родители дали играть и ползать. В результате через некоторое время в виде комбинации из трех кубиков появляется желанное слово «КОТ».
Улыбки, смех и всеобщая радость. Слово прочитывается несколько раз. Всеобщий восторг всех членов семьи. Далее, возможно, маленькому ребенку объяснят, как из этих же букв составить слов «ТОК», «КТО», и что они означают. Иными словами, его обучат простейшим палиндромам. И, если у ребенка что-то получится с составлением слова и его прочтением, что его лицо опять обретает нежно-умилительное выражение с нотами детского ликования.
А теперь давайте представим такую же сцену всеобщего ликования, но не в семье с маленьким ребенком, обучающимся грамоте, а среди участников некоего объединения астрономов-календаристов, занимающего, помимо прочего, и вопросами глобальной хронологии. Которые были поставлены перед задачей не только промерить сам цикл, но и максимально его адаптировать для потребностей глобальной хронологии, мифологизация которой тогда только начиналась. И, в этом свете, они наверняка были в курсе задачи выбора символического числа Nсимв, о котором шла речь раньше.
Что касается уровня их математической подготовки, то, по меркам того времени, он был весьма неплох. Раз уж они количество дней досчитали до числа 6939, то это позволяет сделать вывод о не очень низком уровне их математической культуры в целом, ибо в ней есть и умножение, и деление, и вычисление остатков. А также наличие других операций, таких, как довольно точное вычисление дробей, в том числе десятичных… Участники этого объединения астрономов-календаристов владеют как позиционной, так и непозиционной системой записи чисел и хорошо знают их свойства. Еще они понимают, что как в той, так и в другой системах записи чисел можно взять за основу разрядов различные числа, и тогда одно и то же число в системах счисления с различными основаниями будет отражено различными комбинациями цифр.
Одним словом, поставленные перед ними задачи они осмысляли хорошо. И в один прекрасный момент им пришла мысль рассмотреть двойной метонов цикл продолжительностью
19*2=38 лет
Из получившегося равенства мы можем последовательно выписать цифры 1, 2, 3, 8, 9. И, руководствуясь принципом последовательного возрастания цифр и минимизации номера цифры, мы получим, что наши давние-давние предки-исследователи в минуты радости великой осознания роли числа 19 в мировой цивилизации могли, свято застолбив за единичкой самый левый разряд, из этих цифр составить следующие числа:
1238, 1239, 1289, 1389
То, в чем состоит смысл блока №6 и блока №8 рис.1. Наименьшие по величине из них – 1238 и 1239. Единственная пара, образующая плотность. Ассоциации в свете хронологии как дисциплины исторической науки, главной темы статьи, они вызывают однозначные: годы т.н. татаро-монгольского нашествия. После которых настал год под номером 1240 – год, связанный со сменой тысячелетий в рамках иудейского летоисчисления от сотворения мира… Именно в этот год наступило новое, 6-е тысячелетие по этой эре после истечения пяти предыдущих. Ибо, если повториться, начало иудейской эры отнесено на год 3760 до н.э. Можно еще раз вспомнить о миллениумизме как учении, отражающем мысль о том, что понятие тысячелетий в хронологии было глубоко символичным. И часто смысл выражения «тысячелетие» был тождественен выражению «день господний»*.
* - подобные метафоры есть в Библии.. К примеру, 2-е послание Петра:
38 «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Более подробно об этом в книге «Как возникла глобальная хронология» [1].
Итак, искомое нами символическое число Nсимв равно 1240. Кстати, рано или поздно они могли немного поразмыслить о том, а не привязать ли им к числу 1240 некое событие мирового масштаба, связанное с глобальной хронологией, что давало связь как с датировкой т.н. татаро-монгольского нашествия, так и с вероятным оригиналом начала иудейской эры…
 
Рис. 5. Двойной метонов цикл и числа, рождающиеся в результате перемещения цифр, участвующих в записи его равенства. Видна связь с годами т.н. татаро-монгольского нашествия и вероятным оригиналом начала иудейской эры
 Один небольшой момент. Можно было, разумеется, числа 1238 и 1239 зафиксировать и из других соображений: как два наименьших четырехзначных числа, получаемых из набора из пяти цифр 1, 2, 3, 8 и 9, фигурирующих в равенстве метонова цикла 19*2 = 38.
А теперь давайте вернемся к рисунку 4 и сделаем некие простейшие отождествления. Для этого его мы немного перерисуем (рис. 6). При этом мы меняем Nсимв на 1240,
 
Рис. 6.Связь возникновения изначальной иудейской и христианской эры с числом, полученным на основании двойного метонова цикла

А что касается современной иудейской эры, то она просто образовалась путем прибавления числа 5000 ко всем датировкам в эре изначальной иудейской (рис. 7).
 
Рис. 7. Соотношение между христианской эрой летосчисления и эрами иудейской изначальной и иудейской современной. Современное положение дел

Почему произошел этот факт удревнения? Видимо, опять на первый план вышли соображения престижности, связанные с традиционным лозунгом престижности: чем древнее, тем лучше. Своего рода гонка удревнения, о чем автор этих строк уже писал в «Как возникла глобальная хронология» [1].
Итак, непосредственно после открытия метонова цикла имел место исторический период, когда номера лет в иудейской эре от СМ записывались в виде небольших чисел, что целиком соответствует данным исторической науки. Когда такое положение дел прекратило выглядеть удовлетворительно, было принято решение к этому числу прибавить символическое число 5000, тем самым далекой временной точке в глубине веков приписав начало иудейской эры. И тем самым сразу же возникла разность
1240 – 5000 = -3760
и год, на который отнесено начало современной иудейской эры. При этом, если содержимое рис. 1 перерисовать таким образом, чтобы сакцентировать внимание читателей на разгадку тайн иудейского летосчисления с точки зрения на ее миждисциплинарность, то есть ее опоры на различные области знаний, то получится то, что мы отразим на рис. 8:
 
Рис. 8. Возникновения иудейского летосчисления и разгадка его тайн с точки зрения опоры на различные области знаний

И вот здесь, в конце главного раздела статьи, можно сказать пару слов о времени возникновения традиционного иудейского лунно-солнечного календаря. Как-то более-менее понятно, что он мог возникнуть только тогда, когда лунно-солнечный метонов цикл уже был промерен. Ибо, по сути такой календарь, в котором все месяцы начинаются с новолуния, их стабильных в солнечном году двенадцать, и тринадцатый вставляется время от времени, является одной из форм представления метонова цикла.

2. Осмысление основной части работы и выводы из нее
Если предпринять попытку осмыслить основной контент представленной работы, то несложно прийти к выводу, что на том основании, что в работе были использованы знания из разных областей (математика и календарная астрономия как дисциплины естественные, диалектика и мировая история как дисциплины гуманитарные), работа имеет шанс на то, чтобы она была признана междисциплинарной. А с точки зрения математики можно сказать смело: воспроизведена одна из первых в истории человечества математических моделей !
Выводы:
;число 3760, разделяющее число лет в иудейской и христианской эрах, возникло в результате обработки числового материала, фигурирующего в равенстве двойного метонова цикла непосредственно после описания самого метонова цикла в начале XIII века.
; именно в этот момент возник иудейский лунно-солнечный календарь и христианский юлианский, так как вполне появились все основания для этого.
Как кажется автору работы, сделать заявление о разгадке тайн иудейского летосчисления на основании данной работы вполне возможно. И при этом можно было бы сделать одно интересное дополнение.

3. Эра Диоклетиана: можно ли сказать что-то о ее возникновении на основании аналогичных рассуждений?

Небольшая справка. Эра, связанная с персонажем по имени Диоклетиан, коему приписано императорство в Римской империи, отстоит от эры от РХ на 284 года. Вопрос возникновения эры Диоклетиана очень интересен: ведь отказ от летосчисления именно в этой эре ради перехода на летосчисление от РХ и приписывается Дионисию Ничтожному (или Дионисию Малому, Dionysis Exiguus). Ему же приписывается магический переход от года 248 по эре Диоклетиана к году 532 от РХ, причем реализовал он этот переход путем составления Пасхалии. Об этом можно прочесть многое где, в частности, в статье «Пасхалии» из Википедии ([4]).
Вопрос: можно ли связать число 284 с метоновым циклом и как бы выглядела эта взаимосвязь? Как представляется автору статьи, можно, причем взаимосвязь выглядела бы следующим образом.
Если в некий год зафиксировать новолуние, попадающее ровно на день весеннего равноденствия, т.е. на 22 марта по григорианскому календарю, и полнолуние, которое в синодическом месяце наступает через 29,5306/2 = 14,7653 дня, которое можно округлить как до дня 5-го, так и до дня 6-го апреля, и в каждый следующий год цикла фиксировать временной интервал от этого дня, т.е. от дня весеннего равноденствия, до дня новолуния, то полученные результаты можно будет зафиксировать своего рода таблице. Эта таблица с этими данными, а также некоторыми другими называется Пасхалия, и более подробно о ней, к примеру, в соответствующей статье википедии ([4]). Мы ее здесь приведем в простейшем виде. При этом первым годом в цикле принято считать именно тот год, когда новолуние попадает ровно на день весеннего равноденствия 22 марта (а полнолуние, соответственно, на 5 апреля). Именно ему присвоено золотое число под номером 1 (таблица 1).
Золотое число, или номер года в цикле 14-я Луна
(полнолуние)
1 5-Apr
2 25-Mar
3 13-Apr
4 2-Apr
5 22-Mar
6 10-Apr
7 30-Mar
8 18-Apr
9 7-Apr
10 27-Mar
11 15-Apr
12 4-Apr
13 24-Mar
14 12-Apr
15 1-Apr
16 21-Mar
17 9-Apr
18 29-Mar
19 17-Apr

Таблица 1. Пасхалия в простейшей форме

Теоретически возможно ввести такой параметр, как накопленное временное расстояние от дня весеннего равноденствия до дня первого полнолуния после оного по всему циклу, т.е. по каждому из годов цикла от дня весеннего равноденствия до дня первого полнолуния после оного. Если принять во внимание, что расстояние от дня весеннего равноденствия распределено равномерно по циклу, можно воспользоваться простейшей моделью, связанной с площадью прямоугольного треугольника. При этом на его одной стороне будет лежать продолжительность лунного синодического месяца в 29,5306 дней, а на другой  ;  продолжительность метонова цикла в 19 лет.
Продолжительность лунного синодического месяца в 29,5306 дней позволяет ее округлять то в большую, то в меньшую сторону, что соответствует астрономическим реалиям. В таком случае, если взять продолжительность лунного синодического месяца с округлением в большую сторону, т.е. 30 дней, то
накопленное временное расстояние по всему циклу = 30*19/2 = 285 лет
Как раз временное расстояние от эры Диоклетиана до эры от РХ, если в последнюю еще включить нулевой год. Можно ли при этом считать, что поднята еще одна завеса тайны средневекового математического менталитета? Мнение читателей…
Впрочем, на этом потоку удивительных математических совпадений еще не конец. Если обратиться к цифровому материалу, присутствующему в начале раздела и связанному с деятельностью Дионисия Ничтожного, или Дионисия Малого и гипотетическому переходу с летосчисления по эре Диоклетиана на летосчисление от РХ:
248 + 284 = 532
то мы увидим, что число 532  ; это записанное в обратном порядке число 235, т.е. количество лунных месяцев в метоновом цикле, а каждое из других чисел: и 248, и 284 состоит из цифр, являющимися степенями числа 2:
248 = 212223
284 = 212322
Ну что же, еще одно совпадение не есть наихудшей приметой, ибо, согласно логическому формализму реконструкции истории человечества, изложенному в статьях [5] и [6], это дает еще один балл, еще одно очко в версию о взаимосвязи эры Диоклетиана и количественного, цифрового материала, присутствующего в метоновом цикле.
А лайки на страницу https://www.facebook.com/tajnyiudlet ставить можно !

4. Постановка вопроса и его история
Четвертый раздел статьи, в ее предыдущей версии бывший первым. Было принято решение в этой версии статьи его сделать последним в виду занятного, но в известной степени маргинального характера информации, что он содержит.

4.1. Постановка вопроса и его история
С иудаизмом в мировой хронологической культуре связаны две вещи:
;традиционный иудейский лунно-солнечный календарь, в котором солнечный год имеет продолжительность или двенадцать, или тринадцать месяцев, и при этом дни в месяцах жестко привязаны к лунным фазам,
;иудейская эра летосчисления от СМ, которая опережает новую эру, или эру от РХ на 3760 лет.
На сегодняшний момент в принятой официальной версии истории этого вопроса, изложенной немного ниже, в разделе 1.2., история вопроса или не затрагивается вообще, или просто дается ссылка на канонический легендарный материал. Между тем можно легко задать вопрос о пути, а также обо всей диалектике возникновения и становления этих понятий, особенно в свете достижений российской естественнонаучной школы исследования общественных процессов. Было бы очень интересно, можно ли было бы получить ответ на эти вопросы с опорой сугубо на диалектику и естественные науки, отдав им предпочтение перед легендарным материалом, которым оперирует традиционная историческая наука.

4.2. Первая версия работы автора этих строк, а также то, что было до нее
Первая версия работы автора этих строк под названием, одноименная названию этой статьи ([7]), была опубликована на двух он-лайн ресурсах. Кроме того, был снят видеоматериал и смонтирован одноименный фильм, снятый во время пребывания автора статьи в г.Ялта в октябре 2016 г. ([8]), а также была создана страница в социальной сети facebook на https://www.facebook.com/tajnyiudlet ([9]).
Кроме того, две математических модели возникновения иудейского летосчисления была дана на станицах научно-популярной версии диссертации автора этих строк, вышедшей в свет в виде книги «Как возникла глобальная хронология» ([1]) в 2010 году. В общей сложности, там было изложено две точки зрения по этому вопросу: автора этих строк и исследователя из Швейцарии Кристофа Деппена ([10]).
Что касается автора этих строк, то его гипотеза о возникновении иудейского летосчисления на момент выхода в свет книги «Как возникла глобальная хронология» выглядела следующим образом.
Год 1431 для становления мировой хронологии весьма важен: именно в этот год канцелярия папы римского окончательно переходит на ведение документации в годах от РХ ([2]). В этом свете вызывает интерес эпоха, этому году предшествующая.
Некие представления об этой эпохе мог дать не только непосредственно имеющийся исторический материал, доносимый ТИ, но и результаты его обработки согласно логическому формализму реконструкции истории человечества, представленному в работах автора этих сток [6] и [7]. Там на логически формальном уровне вводится понятие вероятного оригинала (ВО) и рассказывается о построении различных версий реконструкции тех или иных событий с его помощью.
По итогам обработки различного материала, касающегося становления хронологии, на первый план вышел год под номером 1423, причем с многих точек зрения. Или аспектов, как кому нравится.
Первая из них. На этот год, по данным католической энциклопедии (КЭ, [11]), намечалось празднование одного из юбилеев Иисуса Христа. Правда, состоялось это празднование или нет, из статьи в КЭ не следует. Номер года не особо круглый. В любом случае, известный представитель российской естественнонаучной школы Ярослав Аркадьевич Кеслер в статье по этой теме под названием "Осознание времени" ([12]), перечисляя все юбилеи празднования Иисуса Христа от 1300 до 1500 года, история которых была весьма интригующей, юбилея 1423 не упоминает. Правда, интрига сохраняется.
Вторая. Годом, имевшим место ровно за триста лет до него ; 1123, датируется первый Латеранский собор (consilium). Хочется напомнить, что Латеран  ; это название папского дворца в Риме, которому приписывается резиденция римских пап до XIV века. До него все соборы ТИ приписываются Константинополю. Если с учетом того, что этот год лежит за чертой рубежа хронологической достоверности*, построить набор вероятных оригиналов этого события, исходя из того, что временные сдвиги на сто лет несколько более приоритетны перед другими, то один из них обязательно попадет на год 1423. Что фактически означало, что в этот год произошло значимое событие мирового масштаба, сопоставимое с юбилеем Иисуса Христа.
*  ; более подробно об этом рубеже хронологической достоверности  ; в книге автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([1]).
Третья. Именно в этот год начинается Павиа-Сьенский собор, которому приписываются годы 1423-1424. Весьма бурное событие в истории церкви под названием Великая Схизма завершается в году 1417, совсем незадолго до этого. К слову.
О первых трех аспектах речь идет в работе научно-популярной версии диссертации автора этих строк "Как возникла глобальная хронология" ([1]) на 48-49 стр. О третьем  ; в его первой книге историко-географической серии под названием "Рыцари Эллады" ([13]). Этот аспект выплыл на поверхность при рассмотрении истории мореплаваний Древнего Египта, производимого на основании материала, представленного в книге Д.Я.Фащука "Загадки морской Одиссеи" ([14]). Ссылаясь на Геродота, он пишет:
"Не менее спорными сегодня остаются сведения о первой "африканской кругосветке"  ;морской экспедиции вокруг Африки, совершенной в 596 г. до н.э. (или в 2016 ; 596 =1420 г. от Абрама)* во время правления в Египте фараона Нехо II. Заняв трон в 609 г. (то есть в 1407 году от Абрама ;ВП), этот владыка первым делом вновь (в течение 15 лет) восстановил канал между Нилом и Красным морем....

* ;в хронологических канонах Евсевия-Иеронима, представленных, к примеру, в ([15]), в качестве базовой эры фигурирует эры от Абрама. Она начинается в 2016 лет до РХ, и именно от ее нулевого года идет отсчет всех остальных. Более подробно в ([1]))

Нехо II, совершенно справедливо решив, что Африка ... со всех сторон, кроме узкого перешейка (теперь здесь Суэцкий канал), окружена морем, не пожалел денег на организацию экспедиции. Наняв команду финикийцев ; самых опытных моряков древности,; античный владыка дал им задание: выйти из Эритрейского (Красного) моря в Южное (Индийский океан), обойти Африку, дойти до Геракловых Столбов (Гибралтар) и возвратиться через Средиземное море в Египет.

За три года (временной интервал в три года мы фиксируем  ; ВП) отважные финикийцы прошли ни много ни мало 37 000 км. При этом на определенном участке пути, когда суда огибали Ливию (Африку), они "видели солнце с правой стороны", чему никак не мог поверить всезнающий"...

С учетом того, что

1420 + 3 = 1423

год под номером 1423 , на сей раз в качестве года ВО возвращения первой кругоафриканской экспедиции у нас выходит на поверхность в третий раз ! И по ходу дела вырисовывается весьма занятная версия реконструкции одного из эпизодов мировой истории:

Первое в истории человечества плавание вокруг Африки =>
созыв в год окончания экспедиции всемирного собора, причем на более высоком уровне, чем все предшествующие, ибо он обрел номер один и название первого латеранского =>
со стороны ТИ:
 отнесение самого плавания в эпоху Древнего Египта,
а собора первого всемирного собора  ; на триста лет назад,
причем в ТИ остаются лишь сведения о подготовке к празднованию юбилея Христа и отчет о Павиа-Сьенском соборе.


Небольшое маргинальное отступление: разумеется, сие весьма интригующее открытие российской междисциплинарной науки не может не служить поводом для проведения историко-географического экспедиционного проекта, возможно ;  компаративного. Что такое компаративные историко-географических экспедиционные проекты, можно прочесть в одноименной статье автора ([16]), а принять участие в дискуссии о них, даже с возможностью открытия собственной темы, можно в группе в социальной сети facebook под названием ""Кон-Тики-XXI". Клуб историко-географических экспедиционных проектов" ([17]).
А сейчас  ; сама гипотеза о происхождении такой количественной характеристики иудейской хронологии, в том виде, в котором она фигурирует в первой версии работы.
В 1423 году, когда год под номером 1423 был уже зафиксирован как таковой, на Павиа-Сьенском соборе, было принято решение провести три тысячелетия вглубь веков. Опять же, в понимании 12-ричной системы (то есть три временных промежутка по (1000)12=1728 лет, то есть всего 1728*3=5184 года), и таким образом было получено число 3761=5184 ; 1423 как временное расстояния от РХ до СM, и при этом год 3760-й окажется первым годом эры от РХ. И текущий год, когда и юбилей Иисуса Христа праздновался, на который и вероятный оригинал Латеранского собора приходился, можно было записать как год 5184. Или как год шестого, субботнего тысячелетия. Или, отбросив тысячелетия, как 184.
При этом число тысячелетий было равно именно трем по той причине, что к тому моменту совершенно четко созрело философское понимание того, что время имеет три категории: прошлое, настоящее и будущее. Еще к тому моменту начали формироваться грамматики языков, которые эти временные формы различали. Напомним, что первоначальный язык Библии  ;древнееврейский обладал временной инвариантностью: там все глагольные формы были одного типа, и при этом о времени глагола и его состоянии читателям и переводчикам предстояло догадаться самим.
Вот так выглядела теоретически возможная гипотеза возникновения иудейской традиции от сотворения мира. Первая версия. Она имела тот недостаток, что на момент ее возникновения уже должно было сформироваться летосчисление от РХ, и оставляла возможность формирования версии более совершенной, и сейчас автор этих строк на этом отнюдь не настаивает.

4.3. Гипотезы по этой теме, сформулированные другими исследователями естественнонаучной школы
Из таковых автору этих строк известна гипотеза уже упомянутого Кристофа Деппена. Она была изложена в письме автора гипотезы к автору этих строк. Согласно ей, иудейская эра от СМ возникла в результате синхронизации
1436 AUC = 4444 год иудейской эры

4.4. Традиционные сведения по данному вопросу и попытка формулирования целей и задач данной работы
Традиционная историческая наука до нас донесла ряд сведений о становлении иудейского летосчисления. Они изложены в популярном виде в википедии, в статье "Еврейский календарь" ([18]), которая, в свою очередь, дает ссылки на другие материалы по этой теме.
В этой статье затрагиваются две темы: появление лунно-солнечного календаря и иудейской эры. "Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Иудейская эра начинается 6/7 октября 3761 года до н. э."
Что касается упомянутого Гилеля Второго, то о нем повествуется в статье той же википедии "Гилель бен Йеуда (Гилель Второй) — глава Санхедрина" ([19]). В рамках традиции иудаизма, Санхедрином назывался еврейский суд в Древней Иудее. Следуя этой традиции, давайте воспроизведем канонический текст, описывающий его деятельность: "Осознавая угрозу, нависшую над евреями Земли Израиля и Санхедрином, Гилель стремился обеспечить автономное существование общин в изгнании. В 4118/358 году он ввел постоянный календарь, составленный на основе астрономических вычислений, — с тех пор все общины диаспоры перестали зависеть от единого центра в определении дат праздников и постов.".
Итак, в этот момент был введен традиционный иудейский лунно-солнечный календарь с периодической вставкой 13-го лунного месяца на протяжении всего 19-летнего метонова цикла. И, начиная с этого момента, пользователи календаря уже не зависели от единого центра и обрели умение отмечать необходимые календарные даты самостоятельно. И, естественно, это было сопряжено с одним необходимым условием: этот самый метонов цикл с его лунными фазами, соответствующим тем или иным дням солнечного календаря, должен был быть измерен.
Еще мы обратим внимание на то, что номер года 359 состоит лишь из нечетных цифр, которые в ряду нечетных цифр 1-го десятка
1 3 5 7 9
стоят на 2-м, 3-м и 5-м месте, и, если из этих цифр составить число, то оно будет выглядеть как 235. Лунных месяцев, а, если более точно, синодических лунных месяцев, в метоновом цикле столько же, в чем можно видеть прозрачный намек на их взаимосвязь.
Это что касается вопроса введения иудейского лунно-солнечного календаря. Что же касается вопроса происхождения начала иудейской эры, отстоящей от эры от РХ на 3760 лет, то автору статьи не были и в процессе работы над статьей не стали известны работы, в которых предпринимались бы попытки объяснить происхождение этого числа и этой традиции. В рамках его представлений, этот вопрос никогда не поднимался к обсуждению и выглядит «как нечто, данное свыше». Именно такое отношение к этому вопросу имеется со стороны духовных лиц иудейской конфессии. Впрочем, в рамках традиционной истории вопросы о происхождении временных расстояний в других эрах летосчисления выглядят не лучше.
В этом свете, с точки зрения автора этих строк, построение диалектической схемы, которая бы проливала свет на данный вопрос не с точки зрения сложившейся традиции, опирающейся на традиционный легендарный материал, а с точки зрения диалектики и достижений естественных наук, в частности, с точки зрения диалектики становления глобальной хронологии, было бы вполне посильной научной целью данной работы. Собственно, попытка этого и показана в первом разделе нынешней версии работы.

Литература
1. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010. г. Москва
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., Наука, 1985
3. Поляковский В.Т. О становлении хронологии для детей. http://www.wladmoscow.narod.ru/chron_deti.htm
4. Пасхалия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пасхалия
5. Теоретические основы реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала
wladmoscow.narod.ru/teor_osn.htm
6. Логический формализм реконструкции истории человечества на основании имеющегося исторического материала
wladmoscow.narod.ru/log_form_rek.htm
7. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления.
proza.ru/2016/06/29/874
8. Поляковский В.Т. О разгадке тайн иудейского летосчисления. Видеопродукт. youtu.be/eXDGuD8GOwI
9. Разгадка тайн иудейского летосчисления. Страница в социальной сети facebook. https://www.facebook.com/tajnyiudlet
10. Christoph Daeppen. Die vergessene Kalenderreform des Nikolaus von Kues. Mai 2006.
11. The Catholic encyclopedia.www.newadvent.org. NewYork, 1908.
12. Кеслер Я.А. Осознание времени. Электронный альманах "Арт&Факт", №1, artifact.org.ru, 2006
13. Поляковский В.Т. Рыцари Эллады. М.Крафт, 2010.
14. Фащук Д.Я. Загадки морской Одиссеи. М. Вече. 2002.
15. ChronicaEusebii, Hieronimi.ProsperietMatthaeiPalmerii. Mediolanum, 1475
16. Поляковский В.Т. О компаративных историко-географических экспедиционных проектах. Описание концепта и возможностей. http://proza.ru/2017/05/30/100
17. "Кон-Тики-XXI". Клуб историко-географических экспедиционных проектов. facebook.com/groups/kontikixxi
18. Еврейский календарь https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейский_календарь
19. Гилель бен Йеуда (Гилель Второй) — глава Санхедрина. https://toldot.ru/rabbanimrabbanim_27811.html
Май-июнь 2019, с дополнением в апреле 2020


Рецензии
Владиславу Поляковскому большое спасибо за
качество материала и
опору поиска причин в истории
в потребностях.
С уважением.

Георгий Сотула   08.06.2019 18:32     Заявить о нарушении