Яйцо в кармане - и смех, и грех

       1951-й  год.  В  том  году  я  окончил  седьмой  класс ереванской русской  мужской  семилетней  школы. Обычно  выпускники  школ-семилеток  устраивались  кто  куда:  шли  продолжать  образование  в  полных  средних  школах,  многие  поступали  в  техникумы  или  же,  как  говорится,  вступали  в  раннюю  трудовую  жизнь.

       Как  раз  в  тот  год  начали  проводить  эксперимент  по  совместному  обучению  в  школах  мальчиков  и  девочек.  А  в  качестве  подопытных  выбрали  две  русские  школы :  нашу  мужскую  семилетку  и  соседнюю  среднюю  женскую.  Из  двух  выпускных  классов  семилетки  записались  на  эксперимент  от  силы  половина  учеников.  Остальные  ребята  разбежались  продолжать  обучение  в  других  мужских  школах. 

       Так  в  женской  школе  создали  два  восьмых  класса. И, как  показало  будущее,  ничего  страшного  не  случилось. Ребята  “прижились”  в  девчьёночьей  среде.  В  моём  восьмом  А  было  девять  мальчиков,  примерно  столько  же  в  классе  Б.  И  всего-то  за  полгода  все  сомнения  в  нужности  такого  смешанного  обучения  были  сняты.  Как  и  в  любой  школе,  в  любом  классе  были  и  отличники  и  двоечники.  С  дисциплиной,  тоже,  вроде , не  было  проблем .  Тем  более,  что  и  руководство  школы  и  учителя  относились  к  ребятам  довольно  либерально:  часто  закрывали  глаза  на  некоторые,  присущие  мальчишкам,  проделки.  А  как  же:  надо  было  провести  эксперимент  без  сучка  и  задоринки !               
        Но  все  атрибуты  советской  школы  при  этом  “совместном” , конечно  же, сохранялись.  Например,  школьная  комсомольская  организация.  Секретарём  комсомольского  комитета  была  девочка  из  нашего  класса.  Звали  её  Светой.  Безусловная  отличница,  почти  красавица  и,  как  ей  самой,  наверное,  казалось – принципиальный  борец  за  чистоту  нравов.  Когда  она  выступала  на  собраниях,  то  от  страстности  речей  на  её  шее  вздувались  жилы.  Да,  говорить  и,  особенно,  “клеймить”  она  умела !    

        Тот  эпизод  из  школьной  жизни,  о  котором  я  хочу  рассказать,  случился,  когда  мы  учились  уже  в  девятом  классе. 
        Одного  из  моих  одноклассников,  моего  лучшего  друга  Гену,  кто-то  “застукал”  в  укромном  уголке  школы  курящим. Донесли  об  это  завучу.  Тот  передал  дело  в  комитет  комсомола.  Света,  недолго думая,  созвала  общешкольное  комсомольское  собрание.  Придя  на  это  собрание,  многие  с  удивлением  узнали,  что  будет  разбираться  единственный  вопрос:  девятиклассник  Гена  курил  папиросу  прямо  в  школе!!

        Гневная  и  страстная  речь  нашего  комсомольского  начальника  сотрясла стены  небольшого  актового  зала.  Как  она  чехвостила  Генку!!   А  он,  парень,  в  общем-то,  флегмантичный,  сидел  тихо  и  делал  вид,  что  ему  наплевать. Но,  зная  его,  я  чувствовал,  что  он  уязвлён  тем,  что  всё  это  приходится  выслушивать  при  всём  честнОм  комсомольском  народе  да  ещё , хуже  того, – при  девчёнках!  Я  и  ещё  пара  ребят  попытались  как-то  защитить  его,  но  и  нам  от  “пламенного  трибуна”  досталось  по- полной.  Само  собой,  после  собрания  мы , как  могли,  ободрили  нашего  друга.

         Через  пару  дней,  в  воскресенье,  бабушка,  у  которой  я  жил  в  Ереване  с  четырехлетнего  возраста,  послала  меня  на  колхозный  рынок  купить  кое-какие  продукты.  Весело  размахивая  авоськой,  я  отправился  на базар  Силачи.  Туда  минут  пятнадцать  ходу.  Удачно  сторговавшишь, я  купил, как  было  велено,  картошку  и  лук.  И  уже  на  выходе  с  рынка  вспомнил,  что  надо  было  купить  ещё  и  яиц.  А  деньги  то  я  почти  все  потратил.  Остался  только  рупь  с  копейками.  Хватало  только  на  одно  яйцо.  Что  делать,  вернулся  и  купил  одно!

         Яйцо, чтобы  оно  не  разбилось  среди  картошки  и  лука,  кладу   в  карман  брюк  и  придерживаю  рукой.  Потому  что  в  кармане  у  меня  ключ  от  квартиры  и  яйцо  может  при  ходьбе  разбиться  об  него.  Кстати,  этот  ключ  для  меня  изготовил  мой  дедушка.  Это  был  увесистый  кованый  ключ.  Его  знали  даже  многие  мальчишки  из  соседних  улиц.  Этот  ключ ,  как  оружие,  я  вынимал  из  кармана,  когда  намечалась  какая-либо  потасовка  типа  “двор-на-двор” (у нас  называлось  “майля-майля”).  Правда,  таких  потасовок  с  моим  участием  на  моей  памяти  было  всего-то  три  или  четыре.

          Итак, иду  домой.  Иду, как  говорится,  никого  не  трогаю.  На  полпути  вижу – идёт  навстречу  Света.  Да,  та  самая!  Думаю – пройду  и  только  сухо  поздороваюсь.  Но , когда  почти  сблизились, слышу:  “Здравствуй,  Костя!”  и  остановилась.  Я  тоже:”Здравствуй,  Света!”  Oна  сделала  какое-то  движение  рукой,  явный  жест  на  рукопожатие.  Я  не  отвечаю  ей  тем  же.  Тогда  она  мне  говорит:               
         --  Что  же  ты,  Костя  Арамян,  и  руки  не  подаёшь?!!               
Я мог  бы,конечно,  ответить  ей  чем-то  обидным,  помня  о  взбучке, которую  она  задала  моему  другу.  Но  ответ  нашёлся  у  меня  сам  собой:               
         --  А  руку  подать  не  могу,  она  у  меня  занята.
         --  И  чем  же?               
  не  унимается  моя  собеседница. Отвечаю:
         --  Яйцом.
         --  Вот  как?!!
вспыхнув, гневно  произносит  она  и  почти  бегом  покидает  меня.  Я  же  доволен  концовкой  разговора  и,  даже  не  сообразив  о  возможном подтексте  моего  ответа,  иду  дальше.  Будет,мол, знать, как  охаивать  моих  друзей!

          Утро  следующего  дня.  Понедельник. Иду  в  школу.  Вижу, у  входа  в  класс  стоят  несколько  моих  одноклассниц  и  среди  них  Света.  Что-то  с  жаром  рассказывает  им.  Увидев  меня, все  повернулись  в  мою  сторону.  Взгляды  их  явно  осуждающие.  Заходим  в  класс,  все  уже  на  своих  местах.  Вошла  учительница.  Моя  соседка  по  парте,  очень  дружеская  девочка,  вдруг,  не  говоря  ни  слова,  больно  пнула  меня  в  бок  своим  острым  локтем.
          --  Ты  что-о?!               
чуть  не  вскрикнув  от  боли,  спрашиваю  её.  Она  же,  громким  шопотом:               
          --    Ты  почему  вчера  по-хулигански  обидел  Свету?   
          --   Да,  правда,  я  не  подал  ей  руки               
          --  И  что  ты  ей  сказал,  почему  не  подаёшь  руку?               
  И   только  тут,  комизм  вчерашней  ситуации,  наконец ,  дошёл  до  меня!    Я,  тоже  шопотом,  принялся  объяснять ,  как  всё  было  и  каким  яйцом  была  занята  моя   рука   и  даже  достал  из  кармана  и  показал  тот  самый  ключ.
          Она  прыснула  от  смеха,  заслужив  замечание  учительницы.  И  весь  урок  безудержно  смеялась.  В  конце  концов  учительница  не  выдержала:               
            --  Лаура,если  тебе  так  весело,  то  выйди  из  класса  и  смейся  там  сколько  хочешь!

         Об  этом  казусе  мои  одноклассники  ещё  долго  вспоминали,  как  вспоминали  другие  весёлые  проделки  как  мои,  так  и  других  наших  ребят.  И  как  же  не  вспоминать,  если  всё  это  делало  нашу  школьную  жизнь  весёлой  и  незабываемой.  Не  поэтому  ли ,  по  прошествии  уймы  лет,  нет-нет,да  и  вспомню  о  тех  юных   школьных  годах,  самых  счастливых  и  беззаботных.


Рецензии
Однако Света была развита не по годам. ))
У нас бы ей ответили, что каждый судит по мере своей испорченности. )

Татьяна Матвеева   16.02.2021 17:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.