Мои греческие каникулы. О древностях

Как любитель древностей, особенно сильно древних, я всегда ценю новую информацию об интересном для меня предмете. Ребенком я отлично разбиралась в мифологии греков, буквально ею «болела», в школе и университете эти знания дополнились обширным историческим образованием, сейчас кое-что забылось, поэтому особенно приятно освежить эти знания, находясь практически «на месте событий» 3000-летней давности.

Троянская война – любимейший эпос, история, перемешанная с поэтическим мифом, драматические события, до сих пор не дающие покоя исследователям. Оказавшись в Греции, я решила посетить исторические места, особо ничего не ожидая, т.к. к нашему времени мало что сохранилось, а греко-римские развалины, разбросанные по всему миру,  настолько похожи друг на друга, что всем давно надоели. На Пелопоннесе находятся Спарта, Микены и Олимпия, и я отправилась в Арголиду – район острова, где расположены развалины древних Микен. Ничего примечательного, как и ожидалось, я не увидела, строения почти разрушены, но места и панорамы там потрясающие.

Надо сказать, что в жизни мне очень везет на людей, как правило, это выдающиеся эрудированные люди, настоящие  специалисты в своей области. Не ожидала, что встречу в Греции человека, который не просто занудно расскажет про местные обычаи и курс валют, но кардинально перевернет все мои представления о хорошо известном предмете. Мы выехали рано, около 6 утра, большая часть группы продолжала спать, но после короткой остановки на чай-кофе все немного взбодрились. В автобусе, на удивление, был интернет, и я достала телефон, чтобы проверить почту. Вскоре зашуршал микрофон, поспать не получится: наш гид начал рассказывать о тех местах, куда мы направлялись. Но, едва открыв мессенджер, я даже не успела ничего прочитать, потому что мое внимание полностью захватило то, что рассказывал Иван. Вы не поверите, но больше часа я просидела, почти не двигаясь и не дыша, боясь пропустить хоть одно слово. Очнувшись от наваждения, я поняла, что так и сижу с телефоном в руке, которая совсем онемела.

Честно говоря, то, что он нам рассказывал, было в сотни раз интереснее того, что собственно, удалось посмотреть. 12 (!) часов подряд он держал аудиторию так, как редко удается профессиональным актерам, и это практически без перерывов. Перед глазами раскрывались картины прошлого: о том, как греки открыли оливку, и она сформировала цивилизацию, о том, как все могло быть, и было ли на самом деле, о богах и героях, и знаменитых мошенниках (например, о Генрихе Шлимане, известном как человек, «открывший» Трою) и многое другое. Мы то смеялись до колик в животе, то погружались в раздумья. Мозг взрывался, вспоминалось все, чем мне приходилось заниматься: история древнего мира, завоевания и смешение культур, антропология и проблемы этногенеза, системы родства, экономические причины возникновения цивилизаций, языки, эпосы, психолингвистика, спорные теории Гумилева, невероятные открытия Кнорозова, современная геополитика и прочее и прочее. Все проверялось на прочность и тут же подвергалось сомнению, каждые полчаса я переживала новый интеллектуальный экстаз. Чтобы чем-то меня удивить, надо сильно постараться, но у Ивана это получилось! 

Когда речь зашла о Трое и знаменитой Троянской войне, я уже была готова ко всему.
Спарта не могла воевать с троянцами, поскольку к тому времени ее попросту не существовало. Да, Ахиллес и Одиссей были реальными историческими фигурами, но объединялись ли греческие царства в стремлении захватить богатейший город, большой вопрос. Ахейские племена все время с кем-то воевали, почему бы не с троянцами? Война началась из-за женщины? Сомнительно – в те времена был распространен групповой брак, вряд ли бы кто-то возмутился, если бы Елена сошлась с другим мужчиной. Но он был троянцем, а это повод начать войну. Ааааа!

А как же любовь, а как же герои? Яблоки раздора и препирательство Париса с богами не берем в расчет, мифы и архетипы пусть занимают свое почетное место в истории человечества. Но история, человеческая драма, сильные характеры, вечные вопросы бытия. Как же, как же?!

Мой мир был разрушен до основания, а затем выстроен заново. Тот день и та встреча без преувеличения стали впечатлениями года. В конце поездки мы не могли найти слов, чтобы выразить Ивану свое восхищение, весь автобус аплодировал стоя. Никто не хотел расходиться, кто-то из детей даже плакал, так хотелось продолжения. Мне повезло, я купила у Ивана диск с его рассказами о других странах, называется «Эксцентричная история»: более 8 часов чистого экстаза.

А знаете, какая у Ивана фамилия? – Станиславский!

31.07.2015


Рецензии