Рыцарь революции и апостол террора

Феликс Эдмундович Дзержинский - будущий глава ВЧК, карательного органа диктатуры пролетариата, родился 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1877 года в небольшом имении Дзержиново Ошмянского уезда Виленской губернии (ныне Столбцовский район Минской области Республики Беларусь), в семье мелкопоместного дворянина. Мать – полька, Хелена Дзержинская, в девичестве Янушевская, из довольно знатной шляхетской семьи. Отец – еврей, Эдмунд-Руфин Иосифович Дзержинский.
После окончания Петербургского университета, Эдмунд Дзержинский приехал в Вильно искать работу. Вакансий в виленских гимназиях не оказалось и Эдмунд не знал, что делать дальше. Случайно, он повстречался с на улице с евреем-сапожником, шившим обувь для семьи Янушевских. Сапожник привел парня в дом Янушевских.
Добросердечный профессор Янушевский проникся проблемами молодого Эдмунда и взял парня в дом обучать дочерей математике. Прошло какое-то время, и 25-летний домашний учитель Эдмунд Иосифович соблазнил 14-летнюю Елену. Любовников поженили и отправили в подальше от дома.
Как-то беременная Елена, хлопоча по дому, неловко оступилась и упала в люк погреба. Ночью начались преждевременные роды. Мальчик родился недоношенным. Его назвали Феликсом, то есть Счастливым.
В шесть лет Феликс научился читать по-польски, в семь лет - по-еврейски, затем выучил и русский язык. Успевал плохо - в первом классе остался на второй год. Будущий глава правительства Польши Иосиф Пилсудский учился с Дзержинским в одной гимназии. Маршал отмечал, что «гимназист Дзержинский - серость, без каких-либо ярких способностей». Хорошо успевал Феликс только по Закону Божьему, потому что хотел стать священником.

Феликс был дерзким и острым на язык. Однажды оскорбил и прилюдно дал пощечину учителю немецкого языка, за что был исключен из гимназии. После этого, Дзержинский сблизился с уголовниками, участвовал в бандах и в дворовых драках, затем увлекся подпольными кружками сионистской еврейской молодежи. Расклеивал по городу антиправительственные листовки. В 1894 году вступил в еврейскую социал-демократическую группу.
После смерти матери Феликс получил 1000 рублей наследства, которые быстро пропил в местных кабаках. Целыми днями он обсуждал планы построения общества с такими же люмпенами, начитавшимися Маркса. Муж старшей сестры Альдоны, узнав о шалопутном поведении шурина, выгнал его из дома, и Феликс начал жизнь бродяги-революционера.

В 1897 году Феликс появляется в Ковно, где в пивной угощает рабочих с фабрики Тильманса, склоняя их к бунту и угрожая жестоко их избить в случае отказа. Его арестовывают, держат год в тюрьме и ссылают на три года в Вятскую губернию. Жандармский полковник доносил виленскому прокурору: «Как по своим взглядам, так и по своему поведению, Дзержинский личность в будущем очень опасная, способный на все преступления».

ТЕРРОРИСТ.

В 1904 году Феликс заложил взрывчатку в офицерском собрании в городе Ново-Александрии, желая массовым убийством русских офицеров спровоцировать смуту, но в последний момент его подручный струсил и бомбу не взорвал.
По свидетельству боевиков Феликса, он беспощадно убивал всех, на кого падало подозрение в связях с полицией. Самого Дзержинского шесть раз арестовывали, но неизменно выпускали, так как соратники-террористы каждый раз убивали свидетелей его преступлений, и запугивали прокуроров убийством их детей. Дзержинский также откупался взятками, имея огромные деньги, наворованные в разбоях. На эти же деньги, Дзержинский покупал дорогие щегольские костюмы и импортные ботинки, золотые украшения, пил дорогие коньяки и вина, развлекался в Европейских кабаре, отдыхал в лучших отелях и санаториях Германии, Италии, Франции. Своим боевикам платил по 50 рублей в месяц каждому, в то время, как рабочий получал 10 рублей. Огромные деньги Дзержинский тратил на освобождение террористов под залог, на взятки чинам полиции, подделку документов и пр.

После революции, в анкетах, на вопрос, подвергался ли он репрессиям до Октябрьской революции, Дзержинский писал: «Арестовывался в 1897, 1900, 1905, 1906, 1908 и 1912 годах, просидел 11 лет в тюрьме, в том числе и на каторге (8 плюс 3), был три раза в ссылке, всегда бежал». Но за какие преступления он сидел, Дзержинский умалчивал. При царском режиме, к каторге приговаривались только убийцы...
4 мая 1916 года Московская судебная палата приговорила его к 16 годам каторжных работ за убийство. Дзержинский сидел в Бутырской тюрьме, откуда был освобожден после Февральской революции 1 марта 1917 года. Его вынесли оттуда еле живым, так как сокамерники избили Дзержинского за то, что он "стучал” на них начальнику тюрьмы.

СВЕРЖЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СТРАНЫ.

В августе 1917 года Дзержинский уловил тенденцию и перешел из партии эсеров в партию большевиков, хотя большевиком никогда не был. Его сразу избирают в ЦК партии большевиков.
Большевики, эсеры и анархисты объединяются и свергают Российскую Демократическую Республику, которую многие историки упрямо называют «Временным правительством», хотя это была именно РДР - конкретное российское государство.
РДР была создана в феврале 1917 года, а ее Временное Правительство было временным, потому что в октябре должно было состояться Учредительное Собрание народов России, которое  волеизъявлением всей страны должно было найти ту форму российской государственности, которой хотят народы России.
Когда со всей России стали съезжаться депутаты Учредительного Собрания, Ленин понял, что дни большевиков сочтены. И тогда большевики осуществили Октябрьский переворот. Активную роль в захвате власти в России и в свержении конституционного строя Российской Демократической Республики сыграл террорист Дзержинский. После переворота Ленин направил Феликса Эдмундовича в Наркомат внутренних дел как человека, знающего уголовщину и тюремную жизнь.
7 декабря 1917 года СНК создает Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Феликс Эдмундович сам напросился на работу в ВЧК. В начале 1918 года он начинает формировать команду «красных террористов», отбирая людей, которые не испытывают угрызений совести при убийствах.

ПСИХОПАТ.

В 1918 году на одном из заседаний Совнаркома, Ленин послал Дзержинскому записку: «Сколько у нас в тюрьмах злостных контрреволюционеров?» Первый чекист вывел на бумажке: «Около 1500». Ленин поставил возле цифры крест и передал бумажку обратно. Той же ночью все 1500 заключенных были расстреляны. Позже секретарь Ленина Фотиева разъясняла: «Произошло недоразумение. Дзержинский его не понял. Владимир Ильич вовсе не хотел расстрела. Наш вождь обычно ставит на записке крестик в знак того, что прочел ее и принял к сведению».
Утром сделали вид, что ничего чрезвычайного не произошло...

В этом весьма показательном эпизоде товарищ Феликс предстал существом без всякой совести, для которого убить без суда и следствия 1500 задержанных сограждан - раз плюнуть. Так может поступать только психопат, лишенный сопереживания чужой боли и чужому страданию.
Этот диагноз подтверждает и такой эпизод: в 1918 году Дзержинский поругался на Лубянке с пьяным матросом-чекистом, услышал в ответ ругательства, выхватил револьвер и убил матроса несколькими выстрелами в грудь и в голову.
Из протокола заседания ВЧК от 26 февраля 1918 года: «Слушали - о поступке т. Дзержинского. Постановили: ответственность за поступок несет он один, Дзержинский. Впредь же все решения вопросов о расстрелах решаются в ВЧК, причем решения считаются положительными при половинном составе членов комиссии, а не персонально, как это имело место при поступке Дзержинского».

"ЖЕЛЕЗНЫЙ ФЕЛИКС".

Как-то раз, Дзержинский работал в своем кабинете на Лубянке. Внезапно, в окно влетела ручная граната.  Феликс Эдмундович проявил удивительную расторопность -  выскочил из-за стола, в два прыжка пересек кабинет и скрылся в большом металлическом сейфе. Взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены.
Сбежавшиеся на грохот и шум чекисты увидели, как из сейфа в клубах пыли и дыма вышел живой Феликс Эдмундович. Он тут же распорядился подыскать себе другой кабинет, с окнами, выходящими во двор.
Именно после этого происшествия соратники Дзержинского стали за глаза называть своего шефа "железным", по причине его чудесного спасения в стальном сейфе. А уже потом биографы обосновали этот вынужденный псевдоним железной стойкостью и несгибаемостью "рыцаря революции".

Внезапная смерть Дзержинского, последовавшая 20 июля 1926 года, породила немало слухов и фантастических предположений. В этот день Феликс Эдмундович выступал с эмоциональной речью на заседании пленума ЦК и ЦКК ВКП(б), посвященном состоянию социалистической экономики. Стоя на трибуне, он неожиданно схватился за сердце. Некоторые приняли это за ораторский прием.
На самом деле Дзержинский ощутил острую боль в левой части грудной клетки. С трудом вышел в соседнюю комнату и прилег на диван. Когда стало немного лучше, пошел на свою квартиру, находившуюся здесь же, в Кремле. Войдя в спальню, потерял сознание и вскоре скончался.
Почти сразу стала гулять версия о насильственной смерти – из-за  ухудшившихся отношений между Сталиным и Дзержинским. Сталин вытеснял из власти Дзержинского, который был неудобной фигурой. Были существенно ограничены полномочия нового "карающего органа" - ГПУ, созданного вместо ВЧК. Звучала критика и в адрес ВСНХ, председателем которого также был "железный" Феликс. По воспоминаниям жены Дзержинского Софьи Сигизмундовны, однажды придя с работы, тот в сердцах бросил фразу: "Ни черта Сталин не понимает в экономике". Через много лет, такая же фраза Ходорковского о Путине, отправила бизнесмена за решетку на много лет.  А тогда, Сталин просто убрал Дзержинского.
Протокол вскрытия тела Дзержинского вызвал много сплетен. Известно, что Дзержинский болел туберкулезом. Однако при вскрытии не было найдено следов этой тяжелой болезни. По неизвестным причинам не вскрывался череп и не исследовалось мозговое вещество. А без этого невозможно поставить точный диагноз.

После смерти Феликса Эдмундовича была попытка создать орден Дзержинского - для награждения чекистов за особые заслуги. Но Сталин запретил...


Рецензии