Не у себя. Часть 9. Новое испытание

И вот, новое испытание - война. Вторая мировая. Все на фронт. Всё для фронта. Самолёты летают, бомбардировки, стрельба, военное положение, комендантский час. Ночью затемнение, в небе прожектора высвечивают, высматривают вражеские самолёты. Санкт-Петербург, то есть Ленинград, в блокадном кольце. Что это такое? Это, когда город со всех сторон окружён врагом, который блокирует поступление продуктов, оружия, людей. И это длилось почти два года!Есть почти совсем нечего. Карточки. Продуктовые склады взорваны. Хлеб пекут из отрубей с опилками. И того мало! Очереди. Голодные все. Собак и кошек больше не видно. Люди от голода пухнут, сходят с ума, умирают.

Как выживали? Трудно нам сейчас представить, как им всем пришлось. Корову белую, кормилицу, украли. Ещё летом собирали лесные ягоды, грибы, травы. Всё сушили. Делали витаминный чай из хвои или брусничного листа. Заваривали ромашку, зверобой, иван чай. Хорошо, что вода в колодце была хорошая. Яблоки мочёные с брусникой, капуста квашеная. Анна, хозяйка хорошая. Хоть как экономили, растягивали, но запасы заканчивались. Анна нашла сдохшую дикую свинью в лесу. Притащила домой. Спрятала. Потом отрезала по очень маленькому кусочку и варила бульон. И ничего, что сдохшая, с запашком. Главное - есть чего варить. На многие вещи не обращали внимания. Не брезговали, не выбирали. Нечего было есть! Апатия. Медлительность. Усталость. Да. Люди и в такой ситуации оставались людьми. Не все, конечно, но в большинстве своём сплачивались, помогали друг другу. Случались, правду сказать и странные случаи, которые остались в памяти на всю жизнь. Например, этот показывает, на сколько безвыходным было положение:

Зима. Холод лютый. Пошла Анна получать хлеб по карточкам на всех детей. Вышло, на две недели, почти буханка. Продавец отмеряла тщательно, каждую крошку взвешивала. Анна взяла отмеренный ей кусок, прижала к груди и пошла к выходу. Продавец объявила, что на сегодня хлеба больше нет. Кончился. Только Анна вышла из магазина, как на неё кто-то набросился. Стал отнимать.  Толпа оставшихся без хлеба, обезумела. Молча потянулись руки и каждый отрывал кусок от её буханки и сразу совал себе в рот. Она сопротивлялась, кричала, что шестеро детей. Потом силы кончились, упала и скрючилась, обхватив остатки руками. Вышли продавец с милиционером. Все расступились, а Анна осталась лежать. Подумали, что она умерла. Все разошлись. В то время, мёртвый на дороге, обычное дело. Война. По началу специальные грузовики ездили собирали трупы, а на вторую зиму уже нет. У кого оставались силы, тот и вёз в морг на саночках. Альберт пошёл встречать маму. Долго её не было. Увидел тело, лежащее в скрюченном состоянии на земле. Подбежал, растормошил, помог подняться и повёл домой. Слёз не было. Была глубокая усталость. Дома разжала пальцы и бережно положила сохранённый кусочек на стол. “Это всё. Больше хлеба нет.” Её слова звучали шёпотом, но их услышали все. Старшие понимали. Младшие ждали.
 
Или другой, шокирующий случай.
Как-то Альберт шёл со станции домой. Там был пункт распределения продовольствия. Он был маленький, от голода опух и его толстые ручки и ножки двигались не очень быстро. Худющий мужчина с безумными глазами, увидев его, воскликнул: “какой поросёночек, иди-ка сюда”.  Алик испугался и бросился бежать. Дядька за ним, но сил на долго ему не хватило. Победила молодость. Кто знает, что бы было? Люди разные попадаются. Прибежав домой, Альберт забился в уголок и долго, молча там сидел, обхватив колени руками. Ужас и страх на долго поселились в его глазах.


Рецензии